Решение б/н Решение по делу № 23-7307-11/6 ОАО «Оборонэнергосбыт» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Самара
Резолютивная часть решения оглашена 22.08.2011г.
В полном объеме решение изготовлено 02.09.2011г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Пак Л.Л., И.О.руководителя Управления;
Члены Комиссии: Шабанова О.В., начальник отдела;
Скуба Д.В., главный специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 23-7307-11/6, возбужденное по признакам нарушения Управления по государственному регулированию и контролю в сфере электроэнергетике Самарской области (ул. Скляренко, 20, г.Самара, 443068) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее по тексту – Управление) поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице филиала «Приволжский» с жалобой на действия Управления по государственному регулированию и контролю в сфере электроэнергетике Самарской области (далее – УГРиКЭ) в связи с неутверждением тарифов на электрическую энергию на 2010 год для своих потребителей, к числу которых относится население и приравненные к населению группы.
Заявитель указывает, что письмом от 04.10.2010 исх.№ АЗ/2494 ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в УГРиКЭ с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 год для своих потребителей, к числу которых относится население и приравненные к населению группы.
29.12.2010 года состоялось заседание правления по вопросу установления тарифов на 2010 год для ОАО «Оборонэнергосбыт», на котором было принято решение об отказе в установлении тарифов на 2010 год основанное на отсутствии согласованных балансов электрической энергии с ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт».
По мнению заявителя, УГРиКЭ при установлении тарифов предъявило к ОАО «Оборонэнергосбыт» не предусмотренное законодательством требование, чем воспрепятствововало ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществлению деятельности на рынке электрической энергии, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ответчик нарушение не признал, пояснив, что регулирующий орган вправе запрашивать дополнительную информацию у организаций осуществляющих регулируемую деятельность.
Управление, в соответствии c частью 4 статьи 44 Закона о конкуренции, возбудило в отношении УГРиКЭ дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам исполнительной власти осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе создание необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам.
К участию в рассмотрении дела № 23-7307-11/6 в качестве заинтересованных лиц были привлечены ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт».
Как следует из материалов дела, письмом от 04.10.2010 исх.№ АЗ/2494 ОАО «Оборонэнергосбыт» обратилось в УГРиКЭ с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 год для своих потребителей, к числу которых относится население и приравненные к населению группы.
Письмом от 27.10.2010 исх.№ 5/1738 УГРиКЭ было направлено извещение в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» об открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) с 27.10.2010г., одновременно в данном письме были запрошены дополнительные документы, в том числе согласованные с поставщиками балансов электрической энергии и мощности.
В адрес УГРиКЭ (исх. №374/07 от 11.11.2010, №№ 352/07 от 28.10.2010, исх. 375/07 от 11.11.2010) были предоставлены дополнительные материалы по тарифному делу ОАО «Оборонэнергосбыт».
В дополнение к материалам для тарифного регулирования на 2010 год (исх. №389/07 от 17.11.2010) были предоставлены согласованные балансы электрической энергии со следующими поставщиками: ООО «ТольяттиЭнергосбыт», ООО «НК-Энергосбыт», ЗАО «Кинельэнерго», ОАО «Тольяттинская Энергосбытовая компания». При этом балансов, согласованных с ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самараэнергосбыт» заявитель не представил.
ОАО «Оборонэнергосбыт» было представлено письмо с дополнительными материалами, в том числе балансы электрической энергии на основе выставленных ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт», и принятых к учету ОАО «Оборонэнергосбыт» счетов-фактур, актов приема-передачи электрической энергии и актов выполненных работ за 9 месяцев 2010 года и произведенным в соответствии с этими данными прогнозом на 4 квартал 2010 года.
По письменной просьбе ОАО «Оборонэнергосбыт» была инициирована врстреча с ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт», на которой решение о согласовании балансов электрической энергии так и не было принято (вх.№4904 от 18.11.2010).
29.12.2010 года состоялось заседание правления по вопросу установления тарифов на 2010 год для ОАО «Оборонэнергосбыт», на котором было принято решение об отказе в установлении тарифов на 2010 год, основанное на отсутствии согласованных балансов электрической энергии с ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт».
Согласно письменным пояснениям УГРиКЭ (от 22.02.2011 №5/247), в связи с тем, что объемы потребления электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» не были указаны в сводном прогнозном балансе электрической энергии на 2010 год по Самарской области, объективной информацией по объемам потребления электрической энергии обладают только гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации, отпускающие электрическую энергию ОАО «Оборонэнергосбыт». В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила №109), регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Согласно пункту 1 Правил №109, данные правила определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренные Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
В силу пункта 7 вышеуказанных правил, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов, предусмотренных пунктами 7.1 и 8 настоящих Правил (пункт 10 Правил №109).
В силу пункта 10 Правил №109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 13 Правил №109, материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.
Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Анализ представленных документов, позволяет сделать вывод о том, что Правила №109 не предусматривают согласование балансов электрической энергии (мощности) с гарантирующими поставщиками.
Кроме того, при возникновении сомнений в достоверности представленной ОАО «Оборонэнергосбыт» информации об объемах электрической энергии, регулирующий орган на основании пункта 12 Правил №109 вправе запросить дополнительную информацию у организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт» осуществляют регулируемую деятельность).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закон N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», положения Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 год и последующие годы.
Таким образом, государственное регулирование тарифов на электрическую энергию для потребителей к категории которых не относится население и приравненные к нему группы, на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, осуществлялось в 2010 году.
УГРиКЭ, предъявив требования по согласованию балансов электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» с гарантирующими поставщиками, фактически поставило последнее в зависимость от ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт». При этом, в ходе рассмотрения дела УГРиКЭ не представило в Самарское УФАС России доказательства того, что информация, содержащаяся в балансах электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» являлась недостоверной.
Отказ в установлении тарифа на электрическую энергию для потребителей на 2010 год повлек за собой невозможность для ОАО «Обронэнергосбыт» осуществлять продажу электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в свою очередь явилось препятствием для ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществлять свою уставную деятельность на рынке по продаже (поставке) электрической энергии на территории Самарской области в установленном законом порядке.
Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Комиссия Управления пришла к выводу что, действия УГРиКЭ нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 323 «О ликвидации управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области», управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области ликвидировано и функции управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области переданы министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В силу пункта 1.3. Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является правопреемником управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 78-р «Об определении ОАО «Оборонэнергосбыт» единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России», ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
ОАО «Оборонэнергосбыт» 04.10.2010 обратилось в УГРиКЭ за установлением тарифа на электроэнергию на 2010 (письмо исх.№ АЗ/2494).
В соответствии с пунктом 25 Правил №109, решение об установлении тарифов обратной силы не имеет.
Таким образом, выдать предписание Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не представляется возможным.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать действия УГРиКЭ по отказу ОАО «Оборонэнергосбыт» в установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 год в связи с отсутствием согласованных балансов электрической энергии с ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт», нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Предписание Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.