Решение б/н Решение от 22 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2023 г.                                г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «22» ноября 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя …, начальника отдела контроля органов власти и торговли …, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции …, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции …., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции ...,

рассмотрев дело № 063/01/10-777/2023 по признакам нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее – также Региональный оператор, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем уклонения от оказания услуг по обращению с ТКО и совершении действий, направленных на взыскание задолженности с потребителя за фактически не оказанные услуги,

в присутствии на заседании Комиссии представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» ... (доверенность 63АА6357805), представителя ООО «Спартак» и ООО «Салют» …(доверенности от 07.11.2023 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступили заявления ООО «Спартак» и ООО «Салют» (далее – заявители) о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также региональный оператор) при заключении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

По результатам рассмотрения указанных заявлений (вх. №7258/23 от 19.06.2023 г., № 10679/23 от 29.08.2023 г., № 10680/23 от 29.08.2023 г.) Самарским УФАС России издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» от 18.09.2023 г. № 163.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО.

С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования является срок существования указанного рынка.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.

Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области.

Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, полученные в ходе проведения анализа документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (…), имеющее статус регионального оператора.

С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются юридические и физические лица (население), в процессе деятельности которых образуются ТКО, в том числе заявители по настоящему делу ООО «Спартак» и ООО «Салют».

По результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.

Единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке в роли продавца услуги, является региональный оператор по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого находится потребитель. Иных региональных операторов в границах Самарской области не имеется. Следовательно, собственники ТКО имеют возможность вступить в договорные отношения, предметом которых является обращение с ТКО, только с ООО «ЭкоСтройРесурс».

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о том, что на региональном рынке услуг по обращению с ТКО в пределах срока его существования осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%.

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на изученном товарном рынке. По результатам анализа состояния конкуренции на рынке обращения с ТКО Самарским УФАС России подготовлен аналитический отчет, который приобщен к материалам дела. 

 

2. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе разделом II указанных Правил определен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии c пунктом 8 (4) Правил обращения с ТКО  основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с ТКО, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

В соответствии с пунктом 8(11) Правил обращения с ТКО Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

В соответствии с пунктами 8(14) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

 Согласно пункту 8(15) в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

Таким образом, действующим законодательством в сфере обращения с ТКО предусмотрено, что обязанность регионального оператора по направлению в адрес потребителя проекта договора после получения протокола разногласий возникает в случаях, если региональный оператор согласился с редакцией протокола разногласий полностью либо частично. В тех случаях, когда региональный оператор не усмотрел оснований для принятия условий договора в редакции, предложенной потребителем, обязанность регионального оператора по направлению проекта договора в адрес потребителя не предусмотрена.

 

3. Комиссией установлено, что из представленных документов и сведений следует, что между ООО «Спартак» и ООО «ЭкоСтройРесурс», ООО «Салют» и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключены договоры № ТКО-13619 от 06.12.2019 г., №ТКО-13620 от 06.12.2019 г. соответственно (далее - Договоры), в соответствии с которыми в пункте 2 Договоров региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в Договорах, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребители обязуются оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно приложению №1 место (площадка) накопления ТКО определено в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена пунктом 5, поименованных ранее договоров - 01.01.2019 г.

Из заявлений следует, что ООО «Спартак» и ООО «Салют» не согласны с выставляемыми универсально­ передаточными актами об оплате задолженности, приводя довод о том, что региональный оператор не осуществляет вывоз ТКО с контейнерной площадки расположенной по адресу: г. Самара, ул. Партизанская, д. 17.

ООО «Спартак» и ООО «Салют» проекты договоров на оказание услуг по обращению с ТКО не были подписаны и не возвращены в адрес регионального оператора, в связи с чем, следует считать их заключенными на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах Договоров.

Между сторонами возникли разногласия относительно выставляемых универсально-передаточных актов об оплате задолженности и невывоза ТКО с указанной контейнерной площадки.

В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Приложением № 1 к Договору предусмотрено место накопления ТКО - в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.

Контейнерная площадка, находящаяся по адресу: г. Самара, ул. Партизанская, д. 17. с географическими координатами 53.191223, 50.168648, включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Самара, а также включена в территориальную схему обращения с отходами под номером 8448.

Вместе с тем, согласно представленным заявителем документам и сведениям, ООО «ЭкоСтройРесурс» не осуществляет вывоз ТКО с указанной контейнерной площадки.

На заседании Комиссии 14.11.2023 г. от ООО «Спартак» и ООО «Салют» поступили заявления о прекращении производства по рассматриваемому делу, в котором заявители указывают, что в настоящий момент не усматривают ущемление интересов ООО «Спартак» и ООО «Салют» в сфере предпринимательской деятельности со стороны ООО «ЭкоСтройРесурс».

Из анализа части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что нарушение названного запрета может быть квалифицировано в случае, если антимонопольным органом установлено наступление в результате действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из изложенного, наличие вышеперечисленных негативных последствий в действиях доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта является обязательным элементом состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом позиции заявителей, изложенной в указанных заявлениях, Комиссией из материалов настоящего дела не усматривается факт наступления в результате вышеуказанных действий ООО «ЭкоСтройРесурс» ущемления интересов ООО «Спартак» и ООО «Салют» в сфере предпринимательской деятельности либо наступления прочих последствий, запрещенных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, по результатам анализа представленных документов и сведений, письменных и устных пояснений заявителей и ответчика, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 063/01/10-777/2023 в связи с отсутствием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (..) нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии:                                                                              …

 

Члены Комиссии:                                                                                          …

 

                                                                                                                         …

 

                                                                                                                         …

 

                                                                                                                   …

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны