Решение №5368-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Авис» от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авис» (далее – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – ГАУ СО «ЦСПССКСО», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право выполнения работ по устройству физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 – 2023 годы» (извещение № 32110250519, http://zakupki.gov.ru; закупка № 449, https://torgi223.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии: представителей от ООО «Авис» – <...> (доверенность); представителей от ГАУ СО «ЦСПССКСО» – <...> (доверенность), <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.05.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Авис» на действия ГАУ СО «ЦСПССКСО» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, конкурсная документация в нарушение норм, установленных законодательством о закупках, содержит противоречивые требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки.

Заявителем также 25.05.2021г. направлены дополнительные письменные пояснения к жалобе, согласно которым ООО «Авис» обжалует иные положения конкурсной документации и необоснованный отказ в допуске к участию в Конкурсе.

ГАУ СО «ЦСПССКСО» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 19.05.2021г. № 4935/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 02.04.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

29.04.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Конкурса. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки «Торги 223». Актуальная на момент подачи жалобы документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 29.04.2021г.

19.05.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 18.05.2021г. № б/н (№ 32110250519-01), согласно которому по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1, 2, 3. Комиссия рассмотрела заявки на участие в процедуре 32110250519 и приняла в том числе решение: заявка № 3 (ООО «Авис») – отказано в допуске к участию, заявка не соответствует требованиям конкурсной документации:

1) несоответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным документацией о закупке, участник закупки в составе заявки не представил информацию и документы, подтверждающие наличие у участника закупки требуемого опыта выполнения работ, аналогичного предмету закупки, и положительной деловой репутации (указанное требование предусмотрено пп. 9.3. п. 9 документации о закупке);

2) непредставление обязательных документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений: участник закупки в составе заявки не представил копию бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (по состоянию на 31.12.2020г.) (указанное требование предусмотрено пп. 9.2 п. 9 документации о закупке);

3) несоответствие заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, описание материала (оборудования) «Ферма баскетбольная мобильная тренировочная разборная регулируемая» не соответствует требованиям инструкции - предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами «требуется» и производных однокоренных слов (указанное требование предусмотрено п. 3 документации о закупке).

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

 

Заявитель в жалобе указывает, что инструкция по заполнению не позволяет надлежащим образом идентифицировать потребность и ведет к допущению участником закупки ошибок при заполнении заявки, в частности: по позиции «Щебень» Заказчик установил следующие требования – щебень должен быть стойким к воздействию окружающей среды и иметь класс строительного материала I, II. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе до 35. Марка по истираемости И1, И2. Потеря массы при испытании по истираемости, % по массе до 35».

Вышеуказанные требования установлены в соответствии с указанным в Документации о закупке действующим ГОСТ 8267-93. Исходя из доводов жалобы Заявителем не указано, какие именно требования Заказчика в части описания материала по позиции «Щебень» обжалуются Заявителем.

В части заполнения позиции «Битумы нефтяные Марка: БНД-60/90, БНД 90/130» инструкция содержит ясное описание данного представления показателей: «значения однородных показателей, сопровождающихся знаком «,» требуют конкретизации», таким образом, Участнику представлены для выбора две марки битумов. Далее согласно Инструкции: «При выборе участником закупки конкретной характеристики, марки, класса и т.д., необходимо указывать только те показатели, которые соответствуют выбранной марке, типу, классу, характеристике. Показатели, которые не соответствуют выбранной марке, типу, классу не указываются и должны сопровождаться фразой «не нормируется».

Участник, конкретизировав по позиции «Битумы нефтяные Марка: БНД-60/90, БНД 90/130» определенную марку битума, должен указать характеристики в соответствии с выбранной маркой.

Заказчик при рассмотрении жалобы указал, что для случаев, когда согласно Инструкции необходимо указать все перечисленные марки, типы, классы, например: «значения однородных показателей, сопровождающихся знаком «;», союзом «и» не конкретизируются», применяется положение Инструкции: «В случае, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) материала, и при этом установлено требование к параметрам и характеристикам материала, указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) материала». Таким образом, выдержки из Инструкции, которые приводит Заявитель, не содержат противоречивых требований, не создают необоснованных препятствий для правильного заполнения заявок участниками закупок и не ограничивают круг участников закупки. При этом, данный формат описания товаров предлагает участникам представить не только товары, указанные в техническом задании, но и другие товары (эквивалент).

На основании части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 11 Документации о закупке участники Конкурса вправе направить запрос о разъяснении требований Документации о закупке в случае отсутствия понимания какого-либо из требований.

Установлено, что Заявителем не были направлены запросы на разъяснение обжалуемых положений Документации о закупке в части установления требований к описанию применяемых материалов и оборудования, что подтверждает отсутствие вопросов у Заявителя по обжалуемым положениям и полное понимание условий Документации о закупке. Из материалов жалобы следует, что по рассматриваемой процедуре было подано 2 запроса о даче разъяснений положений Документации о закупке. Один из запросов был направлен Заявителем, поступил 12.05.2021г., позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе и не касался обжалуемых ООО «Авис» положений Документации о закупке.

Необходимо отметить, что Заказчик не требует наличия у участника закупки необходимых материалов и оборудования на момент формирования и подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, а лишь устанавливает требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам применяемых при выполнении материалов и оборудования в целях соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности проверки качества материала и оборудования и надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, равно как и для соблюдения интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по договору. Применяемые при выполнении работ материалы и оборудование должны соответствовать требованиям, установленным в Документации о закупке, а также указанным ГОСТам, которые определяют стандарты, а равно и определенное качество, а также и соответствие всем нормативам, материалов и оборудования. Соответственно, содержание в техническом задании и приложении к нему указаний на конкретные требования, которые Заявитель считает излишними и завышенными, обусловлены требованиями соответствующих ГОСТов в отношении оснащения спортивного объекта.

Доказательств, указывающих, что содержащиеся в Документации о закупке требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем в материалы жалобы не представлено.

 

Согласно подпункту а) пункта 2 Документации о закупке «Требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке» заявка в том числе должна содержать:

а) документы и информацию об участнике закупки:

- копии документов, подтверждающие соответствие участника конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги дополнительным требованиям (пункт 9.3 настоящей Документации), условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие дополнительные требования, условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в конкурсной документации, а также декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2-8 пункта 9.2 настоящей Документации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 9.2 Документации о закупке к участникам закупки предъявляется в том числе следующее обязательное требование: отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Подтверждающие документы к вышеуказанному требованию – полученная не ранее чем за три месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении процедуры закупки справка из отделения Федеральной налоговой службы (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@) и копия бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (по состоянию на 31.12.2020г.). Предоставляемые справки должны содержать подпись и печать исполнительного органа, выдавшего справку (либо электронную цифровую подпись) выдавшего лица.

Заказчиком при формировании Документации о закупке установлены единые дополнительные требования к участникам закупки. Данные требования установлены в соответствии с Положением о закупке, согласно которому Заказчик вправе установить единые дополнительные требования к участникам закупок, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации.

Пунктом 9.3 Документации о закупке установлено, что к участникам закупки предъявляются единые дополнительные требования, в том числе наличие у участника закупки опыта выполнения работ, аналогичного предмету закупки, и положительной деловой репутации: «Наличие заключенного и исполненного в качестве генерального подрядчика за 2020-2021 годы контракта (договора), аналогичного предмету закупки, в размере не менее 50 (пятидесяти) процентов от начальной (максимальной) цены закупки, по которому отсутствуют судебные решения о взыскании неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом (договором). Подтверждающие документы: № извещения о проведении закупки в ЕИС (zakupki.gov.ru), копия контракта (договора), копии актов сдачи-приемки выполненных работ. Аналогичным предмету закупки признается контракт (договор) на выполнение работ по устройству спортивных площадок, соответствующий коду ОКПД2: 42.99.22 — Работы строительные по строительству открытых стадионов и спортивных площадок».

Исходя из представленных материалов жалобы, у Заявителя в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника обязательному требованию (подпункт 4 пункта 9.2 Документации о закупке), а также документы, подтверждающие наличие опыта, связанного с предметом закупки, являющимся одним из единых дополнительных требований к участникам в соответствии с Документацией о закупке (подпункт 1 пункта 9.3 Документации о закупке).

Из пункта 10 Документации о закупке следует, что основаниями для отказа в допуске к участию в процедуре закупки являются:

1) непредставление обязательных документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным документацией о закупке;

3) несоответствие заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную НМЦ договора, либо о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке;

4) представление участником закупки в составе своей заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных и страны происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.

В случае отсутствия у участника закупки в составе заявки документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям, а также документов, указывающих на наличие у участника требуемого опыта выполнения работ, аналогичного предмету закупки, и положительной деловой репутации – его заявка подлежит отклонению по вышеуказанным основаниям.

Также Заказчиком указано, что отсутствие соответствующего опыта, установленного в методике сопоставления и оценки заявок, как показатель критерия системы оценки баллов – не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре и используется для присвоения заявке баллов для определения лучших условий исполнения договора. Заявитель в подтверждение своей позиции о незаконном и необоснованном отказе в допуске к участию неверно ссылается на подпункт «г» пункта 2 Документации о закупке, который предполагает, что в случае, если в Документации о закупке указан такой критерий оценки заявок на участие в Конкурсе, как квалификация участника Конкурса, документы, подтверждающие его квалификацию, то отсутствие указанных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.

Заказчиком отказано в допуске к участию Заявителя по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 – 3 пункта 10 Документации о закупке, а именно в связи с отсутствием у ООО «Авис» опыта выполнения аналогичных работ по пункту 9.3 Документации о закупке как несоответствие участника процедуры требованиям, установленным Документацией о закупке, непредставление обязательных документов – участник закупки в составе заявки не представил копию бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (по состоянию на 31.12.2020г.) (указанное требование предусмотрено подпунктом 4 пункта 9.2 Документации о закупке). Кроме того заявка участника ООО «Авис» не соответствует требованиям Документации о закупке, а именно описание материала (оборудования) «Ферма баскетбольная мобильная тренировочная разборная регулируемая» не соответствует требованиям инструкции – предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами «требуется» и производных однокоренных слов (указанное требование предусмотрено пунктом 3 Документации о закупке).

Таким образом, в Документации о закупке указаны все требования к составу заявки, а также исчерпывающий перечень информации и документов, который участник закупки должен указать в составе заявки для подтверждения его соответствия. Сложности в понимании Заявителем установленных в Документации требований в рассматриваемом случае не указывают на нарушение Заказчиком норм законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Таким образом, комиссией ГАУ СО «ЦСПССКСО» правомерно принято решение об отклонении заявки участника ООО «Авис» в части обжалуемых оснований по результатам проведенного Конкурса.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФАС России от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

Таким образом, ГАУ СО «ЦСПССКСО» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении конкурса в электронной форме на право выполнения работ по устройству физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 – 2023 годы» (извещение № 32110250519, http://zakupki.gov.ru; закупка № 449, https://torgi223.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Авис», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Авис» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны