Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания п... от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Арутюняну В.С.

 

пр. Степана Разина  д. 81, кв. 21,  г. Тольятти, 445051

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 24-11063-15/6 об административном правонарушении

 

11.06.2015 г.                                                                                                                       г. Самара

 

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарского УФАС России) Клинкова Ю.А., рассмотрев протокол и материалы дела № 24-11063-15/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти  Арутюняна Владислава Семеновича (место жительства: Самарская область, г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 81, кв. 21),

 

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось принятие комиссией Самарского УФАС России решения от 29.05.2014 г. по делу № 99-9998-13/6, которым установлен факт нарушения ООО «УК №1 ЖКХ» г.о. Тольятти  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

1. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).  

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

 

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, избравшим в качестве способа управления управление управляющей организацией, определяются в договоре управления многоквартирным домом.

ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом.

 

Договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками помещений, предусматривают обязанности Управляющей организации по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений, а также по предоставлению коммунальных услуг. Цена по договору управления, заключаемому ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, включает в себя, кроме платы за содержание и ремонт общего имущества, также плату за коммунальные услуги, указанные  в договоре. 

 

В соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о.  Тольятти  с гражданами-потребителями,   Управляющая     организация обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения, теплоснабжения (отопления), установленного качества и в необходимом объеме.

 

ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями (ОАО «ТЕВИС», ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания»). При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений действующего жилищного законодательства, следует, что  под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая компания становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан – собственников помещений в домах под управлением ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти.

Соответственно с учетом выбора общими собраниями собственников жилых помещений и заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальных услуг (в частности водоснабжения) как составной части комплекса услуг предоставляемых в рамках договора управления многоквартирными домами.

 

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 

ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти избрано в качестве управляющей организации 173 жилых многоквартирных домом в Автозаводском районе г.о. Тольятти (по состоянию на 01.10.2013 г.).

Как следует из информации представленной ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по состоянию на 31.12.2012 г. на обслуживании ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти находилось 184 многоквартирных дома, а по состоянию на  01.10.2013 г. -  173 многоквартирных дома. Основанием выбора ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти в качестве управляющей организации вышеуказанных домов явились, представленные Обществом, протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

 

Таким образом, ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, данное Общество является единственным исполнителем жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги – водоснабжения – собственник (арендатор) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (арендатора) жилого помещения.

Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географические границы рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти.

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в период 2012 г. – 9 месяцев 2013 г. осуществляло Общество составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти является доминирующим.

 

2. В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

 

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

 

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Пунктами 81(8), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что:

- перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета;

- ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункта 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг).

Пункты 81(8), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.10.2013 г., в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства РФ законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, Правила предоставления коммунальных услуг до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824, не предусматривали осуществление действий по опломбировке на возмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую компанию, как исполнителя  коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для учета объемов потребления которой установлен прибор учета, возложена обязанность по опломбировке и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. В рамках рассмотрения  дела № 99-9998-13/6  установлено, что ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти является управляющей компанией, основным видом деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1). В управлении ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по состоянию на 31.12.2012 г. находилось 184 многоквартирных дома, по состоянию на 01.10.2013 г. - 173 дома в Автозаводском районе города Тольятти, объем жилищного фонда составляет 1906,83 тыс. м2.

 

В материалы дела № 99-9998-13/6  ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти представило утвержденный генеральным директором ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюняном В.С. 04.04.2013 г. Порядок опломбирования индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. Согласно указанному Порядку установка, ввод в эксплуатацию и опломбировка индивидуального прибора учета (далее -  ИПУ) воды (горячей, холодной), электроэнергии производится специализированной организацией, осуществляющей установку данного ИПУ с оформлением акта снятия с эксплуатации ИПУ (с истекшим сроком поверки) и актом допуска в эксплуатацию ИПУ (прошедших поверку в метрологической службе). Стоимость опломбировки ИПУ предусматривается условиями договора данной организации с собственником жилого помещения.

При непроведении работ по опломбировке прибора учета представителем специализированной организации, собственник (наниматель) жилого помещения должен осуществить вызов инженера жилищного фонда для выполнения данной услуги. При соответствии техническим требованиям ИПУ, инженер жилищного фонда должен выдать квитанцию по оплате услуги: опломбировка прибора учета. После оплаты за предоставляемую услугу по опломбировке прибора учета, оформляет акт допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета расхода коммунальных ресурсов, который после оформления возвращается собственнику жилого помещения. 

 

Прейскурантом цен № 2 на платные услуги оказываемые ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти в 2012 году, определена стоимость следующих услуг:

- согласование на установку ИПУ и их приемка в эксплуатацию (в стоимость работ включена - проверка и согласование проекта, копии техпаспорта, опломбировка, акт допуска) - 480 рублей;

- приемка в эксплуатацию индивидуальных приборов учета после их замены (в стоимость работ включено - выезд на объект, копии техпасп., приемка, опломбировка, акт допуска) - 230 руб.

-  утверждение акта допуска в эксплуатацию приборов учета - 60 рублей.

 

Прейскурантом цен на платные услуги, оказываемые ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти с 01.04.2013 г. определена стоимость услуг:

- опломбировка ИПУ после их замены или установки (в стоимость работ включена - выезд на объект, опломбировка) - 120 рублей.

 

В рамках рассмотрения дела, ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти были представлены платежные документы, свидетельствующие о взимании Обществом до 19.09.2013 года платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды с граждан, обращающихся с заявлениями о вводе в эксплуатацию и (или) опломбировке ИПУ. В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о перечислении физическими лицами денежных средств в кассу ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти за получение услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета воды в размере 105 рублей. ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти  представлены сведения о сумме дохода Общества от оказания услуг по опломбировке ИПУ за 2012 – 1 полугодие 2013 гг., которая составила  162 100  рублей (сто шестьдесят две тысячи сто рублей) 00 копеек.

 

Согласно письменным пояснениям  ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти (письмо ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти от 11.02.2014 г. № 439), опломбирование приборов учета воды не предусмотрено перечнем работ к договору управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в тариф на водоснабжение оплата услуг по опломбированию не включена, поэтому проведение работ за счет средств  по статье «содержание» невозможны и должны выполняться за счет средств собственников помещения.

Как следует из письменных пояснений ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти в отсутствии прямой нормы, устанавливающей безвозмездное оказание услуги по опломбировке (до выхода Постановления Правительства РФ № 824 от 19.09.2013 г.), Общество руководствовалось в своих действиях Правилами предоставления коммунальных услуг.

На заседании Комиссии представитель ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти подтвердил факт взимания Обществом денежных средств за опломбировку индивидуальных приборов учета воды в 2012 году – первом полугодии 2013 года.

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил оказания коммунальных услуг, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также проанализированная судебная практика, указывает на то, что действия по взиманию платы за опломбировку индивидуального прибора учета воды являются неправомерными и не соответствуют положениям законодательства.

Фактически действия по опломбировке приборов учета не являются оказанием услуг населению, а являются обязанностью управляющих организаций и производятся исключительно в их интересах с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета, осуществляемое исполнителем коммунальной услуги,  в данном случае ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, это обязанность исполнителя коммунальной услуги, которая должна быть осуществлена в целях контроля за расходованием коммунального ресурса.

Комиссия при рассмотрении указанного дела приходит к выводу о том, что получение владельцами индивидуальных приборов учета воды услуги по возмездной опломбировке места установки индивидуального прибора учета воды не обусловлено заинтересованностью потребителя данной услуги. Действия ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по вводу в эксплуатацию приборов учета потребляемой воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

 

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая положения Правил предоставления коммунальных услуг граждан, действия ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по взиманию платы за опломбировку приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

Таким образом, действия ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по взиманию платы за опломбировку прибора учета воды, которые совершались Обществом в период с 2012  – 1 полугодие 2013 года, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

 

Как было установлено Комиссией, ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти получен доход в результате действий по взиманию платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды в размере 162 100  рублей (сто шестьдесят две тысячи сто рублей) 00 копеек. Указанный доход получен ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти  в результате неправомерных действий, в нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, доход от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета воды в период 2012 – первое полугодие 2013 г., получен ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти вследствие нарушения  антимонопольного законодательства.

 

4. Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в подпункте «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.

           В соответствии с пунктами «у», «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета ….и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг).

Учитывая указанные положения нормативных правовых актов, введение в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды должно осуществляться на безвозмездной основе.

Таким образом, после установки в жилом помещении прибора учета потребляемой воды, потребителю необходимо направить заявку исполнителю коммунальных услуг, о введении в эксплуатацию установленного прибора учета потребляемой воды и применении расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показаниям прибора учета.

 

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. Указанные изменения вступили в силу с 01.10.2013 г. В соответствии с  Постановлением Правительства от 19.09.2013 г. № 824 Правила предоставления коммунальных услуг был дополнен пунктом 81(9), в соответствии с которым:

- ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг);

Таким образом, вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824 законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая осуществление действий по вводу в эксплуатацию приборов учета воды на безвозмездной основе.

 

Вместе с тем, положения Правил предоставления коммунальных услуг до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824, не содержали положений, предусматривающих возможность взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения нормативных правовых актов, действия управляющих организаций по взиманию платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству.

 

При этом, письменными пояснениями ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти подтверждает тот факт, что ввод в эксплуатацию является обязанностью управляющей компании в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (письмо ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти  от 11.02.2014 г. № 439). В соответствии с устными пояснениями представителя ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды со 2-го квартала 2013 года производится Обществом на безвозмездной основе.

В рамках рассмотрения  дела № 99-9998-13/6, ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти представлены сведения о сумме выручки Общества от оказания услуг по вводу в эксплуатацию ИПУ за 2012 – 2013 гг., которая составила 1380700 рублей (один миллион триста восемьдесят тысяч семьсот рублей) 00 копеек.

При указанных обстоятельствах, действия ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по взиманию платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества. 

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

Таким образом, действия  должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды, которые совершались Обществом в период с 2012  – 1 полугодие 2013 года, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Исходя из вышеизложенного, действия должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, как исполнителя коммунальной услуги – водоснабжения, по взиманию платы за опломбировку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды, которые совершались Обществом в период 2012  – 1 полугодие 2013 года, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, действия  должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти, выразившиеся во взимании платы за опломбировку и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В материалах настоящего  дела  имеется  Прейскурант цен  № 2 на платные услуги, оказываемые ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти в 2012 г., и Прейскурант цен на платные услуги, оказываемые ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти с 01.04.2013 г. Указанные Прейскуранты цен  утверждены генеральным директором ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюняном  В.С.

В соответствии с Протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти от 21.07.2011 г. Арутюнян  В.С. избран генеральным директором ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти.

Таким образом, лицом, ответственным за совершение данного административного правонарушения, является генеральный директор ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюнян  В.С.

 

Составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица  ООО «УК №1 ЖКХ» г.о. Тольятти  Арутюняна В. С. назначено на 28.05.2015 г. в 14 ч. 00 мин.  Арутюнян В. С. был надлежащим образом извещен Самарским УФАС России о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным письмом Самарского УФАС от 20.05.2015г. № 4552/6 и телеграммой Самарского УФАС России  от 20.05.2015 г. Вместе с тем, указанная телеграмма не доставлена, адресат по извещению за телеграммой не явился. Таким образом, Самарским УФАС  были предприняты все возможные меры по надлежащему уведомлению Арутюняна В.С. о составлении протокола по делу № 24-11063-15/6.

 Вместе с тем, на составление протокола Арутюнян В.С. не явился, защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ,  не направил.

В соответствии с положениями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

  В связи с изложенным, протокол об административном правонарушении по делу № 24-11063-15/6  составлен в отсутствие Арутюняна В. С. Копия протокола направлена в адрес Арутюняна В. С. посредством почтовой связи.

 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Материалы дела свидетельствуют о том, что  должностное лицо ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, однако данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на то, что данное правонарушение было совершено виновно (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).

 

Факт совершения генеральным директором ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается:

- материалами дел № 99-9998-13/6, 24-11063-15/6;

- протоколом об административном правонарушении от 28.05.2015 г.;

- решением Комиссии Самарского УФАС России (исх. от 29.05.2014 г. № 6020/6).

 

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечение одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № 99-9998-13/6 было принято Комиссией Самарского УФАС России 29.05.2014 г. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» Арутюняна В.С. к административной ответственности истек.

 

Рассматриваемые действия должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюняна В.С. хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом срока давности привлечения к ответственности, не могут служить основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности.

Таким образом, истечение сроков давности привлечения к ответственности в рассматриваемом случае является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюняна В.С.

 

Руководствуясь статьями 24.5 и частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 24-11063-15/6, возбужденное в отношении должностного лица ООО «УК № 1 ЖКХ» г.о. Тольятти Арутюняна В.С. по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Самарского УФАС России                                                                                     Ю.А. Клинкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны