Решение б/н решение от 1 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Спецстройбезопасность»
01.12.2021 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ..., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ...., специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ... (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецстройбезопасность», (далее – Заявитель) на действия акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» (далее – Заказчик, АО «РКЦ «Прогресс») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по реконструкции систем контроля, регистрации и управления инженерно-технических средств охраны территории АО «РКЦ «Прогресс» в части, касающейся систем охранного телевизионного наблюдения, сбора и обработки информации, тревожной и охранной сигнализации, электроснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (извещение № 32110789922, http://zakupki.gov.ru) (далее –Запрос предложений),
в присутствии представителя АО «РКЦ «Прогресс» - ... (доверенность №53-1/21 от 13.01.2021г.), Заявитель участия в видеоконференцсвязи не принял, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
22.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Спецстройбезопасность» на действия АО «РКЦ «Прогресс» при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, в характеристиках оборудования, представленных в форме №4 приложения к Техническому заданию, при описании поставляемого товара указаны конкретные торговые марки, а также заданы жесткие значения вместо диапазонных, что исключает использование улучшенных аналогов.
АО «РКЦ «Прогресс» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 24.11.2021г. № 11419/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что АО «РКЦ «Прогресс» присоединилось к Положению о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», действующая редакция которого размещена в ЕИС 29.06.2021г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
03.11.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110789922 о проведении Запроса предложений. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 15.11.2021г. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 15.11.2021г.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
В качестве Приложения к Техническому заданию (далее - ТЗ) форма №4 установлен Перечень поставляемой продукции, используемой при выполнении работ.
Согласно доводам жалобы, в пп. 22-24 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранного телевизионного наблюдения)»; п. 24 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранной и тревожной сигнализации)» указаны конкретные торговые марки поставляемого товара.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, описание предмета закупки по указанным пунктам сопровождается словами «или аналога».
Кроме того, согласно пункту 10.6.7. Положения о закупке предложение участником процедуры закупки продукции, показатели которой являются улучшенными по сравнению с показателями, установленными в документации о закупке, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Таким образом, указанные в пп. 17-21, 26-29, 36-46 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранного телевизионного наблюдения)»; пп. 1-6 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранной и тревожной сигнализации)» характеристики товара предусматривают возможность представления участниками улучшенных аналогов.
При этом, как установлено Комиссией Самарского УФАС России при описании технических характеристик товара по указанным в жалобе пунктам Заказчиком указаны диапазоны, а также минимальные требования к характеристикам товара, отсутствуют указания на использование определенного вида оборудования с фиксированными характеристиками.
Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям АО «РКЦ «Прогресс» что Законом о закупках не запрещено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Выбор победителя Запроса предложений, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Кроме того, согласно письменным пояснениям от 30.11.2021 исх. № 1703/0891 АО «РКЦ «Прогресс» установленные требования к поставляемой продукции в Приложении по форме №4 к ТЗ сформулированы таким образом, чтобы используемая в настоящее время АО «РКЦ «Прогресс» система инженерно-технических средств охраны построенная на ПО «Бастион» в дальнейшем могла быть интегрирована в единую систему с вновь создаваемым комплексом инженерно – технических средств охраны (далее ИТСО) на программном, аппаратном и модульном уровне и стать ее составной частью. Такая новая система ИТСО будет полностью отвечать требованиям Заказчика к антитеррористической защищённости АО «РКЦ «Прогресс» на современном уровне в течении последующих лет и гарантировать ее соответствие постоянно возрастающим требованиям ГК «Роскосмос» в части обеспечения безопасности его объектов.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности, проводимой Заказчиком процедуры.
Указанное обстоятельство, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вместе с тем, в закупочной документации отсутствует требование о том, что участник закупки должен являться производителем оборудования. Следовательно, участником закупки может стать любой Поставщик, соответствующий требованиям документации о закупке, из неограниченного круга заинтересованных лиц.
Нормы Закона о закупках направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, его характеристиками и производителями товаров, а между участниками закупок.
Заявитель имеет равные возможности по сравнению с другими участниками закупки и не ограничен правом принять участие в закупке с продукцией, соответствующей требованиям документации закупки.
Заявитель не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, в том числе по характеристикам, установленным в документации о закупке. Требования к закупаемому товару не могут рассматриваться, как фактор ограничения количества участников закупки, так как товар с указанными характеристиками может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков.
Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.
Таким образом, АО «РКЦ «Прогресс» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса предложений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Спецстройбезопасность» необоснованной.