Решение б/н решение от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Спецстройбезопасность»

 

 

01.12.2021                                                                                                                      г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ..., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ...., специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецстройбезопасность», (далее – Заявитель) на действия акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» (далее – Заказчик, АО «РКЦ «Прогресс») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по реконструкции систем контроля, регистрации и управления инженерно-технических средств охраны территории АО «РКЦ «Прогресс» в части, касающейся систем охранного телевизионного наблюдения, сбора и обработки информации, тревожной и охранной сигнализации, электроснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (извещение № 32110789922,  http://zakupki.gov.ru) (далее –Запрос предложений),

в присутствии представителя АО «РКЦ «Прогресс» - ... (доверенность №53-1/21 от 13.01.2021г.), Заявитель участия в видеоконференцсвязи не принял, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Спецстройбезопасность» на действия АО «РКЦ «Прогресс» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, в характеристиках оборудования, представленных в форме №4 приложения к Техническому заданию, при описании поставляемого товара указаны конкретные торговые марки, а также заданы жесткие значения вместо диапазонных, что исключает использование улучшенных аналогов.

 

АО «РКЦ «Прогресс» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 24.11.2021г. № 11419/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что АО «РКЦ «Прогресс» присоединилось к Положению о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», действующая редакция которого размещена в ЕИС 29.06.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

03.11.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110789922 о проведении Запроса предложений. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 15.11.2021г. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 15.11.2021г.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

 

В качестве Приложения к Техническому заданию (далее - ТЗ) форма №4 установлен Перечень поставляемой продукции, используемой при выполнении работ.

Согласно доводам жалобы, в пп. 22-24 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранного телевизионного наблюдения)»; п. 24 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранной и тревожной сигнализации)» указаны конкретные торговые марки поставляемого товара.

Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, описание предмета закупки по указанным пунктам сопровождается словами «или аналога».

          Кроме того, согласно пункту 10.6.7. Положения о закупке предложение участником процедуры закупки продукции, показатели которой являются улучшенными по сравнению с показателями, установленными в документации о закупке, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

          Таким образом, указанные в пп. 17-21, 26-29, 36-46 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранного телевизионного наблюдения)»; пп. 1-6 «Перечень поставляемой продукции, используемый при выполнении работ (система охранной и тревожной сигнализации)» характеристики товара предусматривают возможность представления участниками улучшенных аналогов.

          При этом, как установлено Комиссией Самарского УФАС России при описании технических характеристик товара по указанным в жалобе пунктам Заказчиком указаны диапазоны, а также минимальные требования к характеристикам товара, отсутствуют указания на использование определенного вида оборудования с фиксированными характеристиками.

Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям АО «РКЦ «Прогресс» что Законом о закупках не запрещено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Выбор победителя Запроса предложений, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, согласно письменным пояснениям от 30.11.2021 исх. № 1703/0891 АО  «РКЦ «Прогресс» установленные требования к поставляемой продукции в Приложении по форме №4 к ТЗ сформулированы таким образом, чтобы используемая в настоящее время АО «РКЦ «Прогресс» система инженерно-технических средств охраны построенная на ПО «Бастион» в дальнейшем могла быть интегрирована в единую систему с вновь создаваемым комплексом инженерно – технических средств охраны (далее ИТСО) на программном, аппаратном и модульном уровне и стать ее составной частью. Такая новая система ИТСО будет полностью отвечать требованиям Заказчика к антитеррористической защищённости АО «РКЦ «Прогресс» на современном уровне в течении последующих лет и гарантировать ее соответствие постоянно возрастающим требованиям ГК «Роскосмос» в части обеспечения безопасности его объектов.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности, проводимой Заказчиком процедуры.

Указанное обстоятельство, при рассмотрении жалобы не установлено.

Вместе с тем, в закупочной документации отсутствует требование о том, что участник закупки должен являться производителем оборудования. Следовательно, участником закупки может стать любой Поставщик, соответствующий требованиям документации о закупке, из неограниченного круга заинтересованных лиц.

Нормы Закона о закупках направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, его характеристиками и производителями товаров, а между участниками закупок.

Заявитель имеет равные возможности по сравнению с другими участниками закупки и не ограничен правом принять участие в закупке с продукцией, соответствующей требованиям документации закупки.

Заявитель не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, в том числе по характеристикам, установленным в документации о закупке. Требования к закупаемому товару не могут рассматриваться, как фактор ограничения количества участников закупки, так как товар с указанными характеристиками может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков.

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

 

Таким образом, АО «РКЦ «Прогресс» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса предложений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Спецстройбезопасность» необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны