Решение б/н Решение и предписание № 26-12665-17/7 по жалобе ООО "СВГК" от 22 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 26-12665-17/7

по жалобе ООО «СВГК»

 

Резолютивная часть решения оглашена

15.02.2017 г.                                                                                                                               г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: … (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – ГАУ СО «ЦСПССКСО», Заказчик) при проведении открытого конкурса оказание услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и текущего ремонта двух газовых блочно-модульных котельных для нужд государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (Извещение № 31704653529) (далее – Конкурс, Закупка),

в присутствии …,

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.01.2017 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «СВГК» на действия ГАУ СО «ЦСПССКСО» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По мнению ООО «СВГК», ГАУ СО «ЦСПССКСО» допущены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В обоснование своей позиции Заявитель приводит следующие доводы:

1. Заказчиком неправомерно установлено ограничение участия в Закупке для лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Извещение не содержит сведений о порядке подачи заявок, требований к участникам и исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками. Документация не содержит порядка подачи заявок, порядка и срока отзыва заявок на участие в конкурсе, сведений о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о размере, форме и сроке действия, сроке и порядке предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе. Остается неясным, каким образом подается заявка: в конверте или без, сшитая в один том с прилагаемыми документами или нет, с оформлением описи или без. Отсутствует информация о порядке приема и регистрации поданных заявок.

3. В документации не указано, каким образом участник должен подтвердить соответствие требованиям, установленным в Техническом задании. Документацией установлены неизмеряемые требования к участникам закупки.

4. Требование Заказчика о проведении аттестации в органах Ростехнадзора является неправомерным и может повлечь необоснованное ограничение конкуренции.

5. Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии опыта оказания услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и ремонта газовых котельных на спортивных объектах для нужд государственных или муниципальных заказчиков.

6. Требование о наличии у участника разрешения на выполнение работ по поверке и ремонту средств измерений является избыточным.

7. Требования пункта 3 документации о Закупке и Приложения № 1 к документации о Закупке противоречат друг другу.

8. Документацией не установлен срок заключения договора.

9. В документации не установлена значимость каждого из критериев.

10. Отсутствует порядок присвоения баллов по установленным критериям, оценка по некоторым критериям определяется экспертным путем. Критерий «обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация)» предполагает оценку образования, повышения квалификации и т.д. сотрудников, что не соответствует требованиям законодательства об установлении исчерпывающего перечня требований к участникам.

11. Строка 2 таблицы критериев предусматривает критерий «расходы на эксплуатацию и использование результатов выполнения работ (оказания услуг)», однако документацией не установлено, что участник, подавая предложение о цене, должен указать расходы на эксплуатацию и использование результатов выполнения работ (оказания услуг). Установленный критерий оценки деловой репутации невозможно применить, так как документация не предъявляет требований о предоставлении сведений о судебных производствах и взыскании неустоек за неисполнение договоров и т.д. Формулировка требований Заказчика к опыту работы и документам, его подтверждающим, изложенная в таблице, не соответствует требованиям, установленным в пункте 9.3 документации.

12. Заявитель ставит под сомнение правомерность осуществления ГАУ СО «ЦСПССКСО» Закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГАУ СО «ЦСПССКСО» во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 853/7 от 01.02.2017 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.

 

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 11.01.2017 г. ГАУ СО «ЦСПССКСО» на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31704653529 о проведении Конкурса (далее – Извещение).

Заказчиком выступило ГАУ СО «ЦСПССКСО».

Согласно Извещению, предметом Закупки является оказание услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и текущего ремонта двух газовых блочно-модульных котельных для нужд государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.

Комиссией установлено, что Заказчик является автономным учреждением, в связи с чем обязан осуществлять закупочную деятельность на основании Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на сайте         http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – Положение).

 

2. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При этом, в силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Однако при установлении требований к участникам Заказчик должен ориентироваться на установленные Законом о закупках цели и принципы, а также учитывать антимонопольное законодательство, которое устанавливает запрет на ограничение конкуренции при проведении торгов.

Согласно пункту 16 документации о Закупке участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, из письменных пояснений Заказчика следует, что ГАУ СО «ЦСПССКСО» не относится к субъектам, в обязанность которых в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц входит осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно пункту 9.3 документации о Закупке к участникам закупки предъявляются, в том числе требования о наличии у участника закупки опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки и положительной деловой репутации - наличие опыта оказания услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и текущего ремонта газовых котельных на спортивных объектах для нужд государственных или муниципальных заказчиков за последний год со дня опубликования извещения о проведении закупки в отношении цены ранее исполненного контракта (договора) в размере 50 (пятидесяти) процентов от начальной (максимальной) цены договора закупки.

При этом, действующим законодательством какие-либо особенности для оказания услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и ремонта газовых котельных именно на спортивных объектах не установлены.

Таким образом, Заказчик не обосновал необходимость установления вышеуказанных требований, что указывает на нарушение целей и принципов законодательства о закупках.

При указанных обстоятельствах в действиях ГАУ СО «ЦСПССКСО» усматривается нарушение части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3 Закона о закупках.

 

3. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В силу статьи 19 Положения в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны, в том числе следующие сведения:

- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с настоящим Положением.

Согласно статье 20 Положения в конкурсной документации должны быть указаны, в том числе порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе.

По мнению ООО «СВГК» извещение не содержит сведений о порядке подачи заявок, требований к участникам и исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками. Документация не содержит порядка подачи заявок, порядка и срока отзыва заявок на участие в конкурсе, сведений о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

Однако указанные доводы опровергаются фактическими обстоятельствами дела.

Вышеуказанные сведения содержатся в пункте 13 извещения о Закупке, а также в пунктах 8, 9 Документации, а также в заполняемой Заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru/ форме извещения.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.

Таким образом, отсутствие в извещении каких-либо сведений, которые содержатся в документации, указывает на формальное несоблюдение требований Положения, что в свою очередь не может быть признано нарушением порядка организации и проведения торгов, поскольку все необходимые в соответствии с Законом о закупках и Положением сведения размещены на сайте http://zakupki.gov.ru/ и доступны для ознакомления.

Кроме того, извещение и документация о Закупке размещены Заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru/ в составе одного файла.

Также по мнению ООО «СВГК» остается неясным, каким образом подается заявка: в конверте или без, сшитая в один том с прилагаемыми документами или нет, с оформлением описи или без. Отсутствует информация о порядке приема и регистрации поданных заявок.

Вместе с тем, указанные сведения не относятся к числу обязательных в соответствии с Законом о закупках и Положением.

Для разрешения указанных вопросов участники вправе обратиться к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации.

 

4. Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе сведения, определенные положением о закупке.

Согласно статье 20 Положения в конкурсной документации должны быть указаны размер, форма и срок действия, срок и порядок предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если Заказчиком установлено такое требование.

Пунктом 11 извещения о Закупке установлено требование о внесении обеспечения участия в процедуре закупки.

Вместе с тем, в документации о Закупке отсутствуют сведения о сроке действия обеспечения заявки на участие в конкурсе, что указывает на нарушение Заказчиком статьи 20 Положения, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

5. Согласно доводам жалобы, в документации не указано, каким образом участник должен подтвердить соответствие требованиям, установленным в техническом задании.

Заказчик пояснил, что указанные требования предъявляются не к участнику Конкурса, а к исполнителю. Таким образом, представление документов в подтверждение установленных требований на этапе подачи заявки не предусмотрено.

Согласно документации о Закупке пунктом 8 технического задания Конкурса установлены требования к исполнителю и оформлению результатов оказанных услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1.3 проекта договора исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц – соисполнителей.

Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие необходимости представления документов в подтверждение установленных техническим заданием требований к исполнителю на этапе подачи заявки.

 

6. Согласно пункту 8 технического задания Конкурса организация, претендующая на оказание услуг, должна иметь, в том числе аттестованный персонал (слесари, ИТР) в области промышленной безопасности и специальных требований в области промышленной безопасности. Аттестация проходит в территориальном органе федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).

При этом, указанные требования установлены к исполнителю.

В соответствии с пунктом 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37) аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Таким образом, указанное требование установлено в рамках действующего законодательства.

Кроме того, Заявитель не представил доказательств невозможности выполнения указанного требования.

 

7. Согласно доводам жалобы, требование о наличии у участника разрешения на выполнение работ по поверке и ремонту средств измерений является избыточным.

Вместе с тем, указанный довод не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, поскольку техническим заданием Конкурса предусмотрены работы по поверке и ремонту средств измерений.

В частности такие работы предусмотрены пунктом 9.2 технического задания Закупки (Перечень № 4).

Кроме того, указанные требования предъявляются к исполнителю, а не к участнику Закупки.

 

8. Согласно пункту 3 Документации участник закупки предоставляет сведения о применяемом при оказании услуг оборудовании, экипировки, материалах, их товарные знаки (словесное обозначение), знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения или наименования производителей товаров, конкретные показатели, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией о закупке.

Техническим заданием Конкурса установлены требования к используемым в процессе выполнения работ материалам.

Вместе с тем, указанные требования содержат диапазон допустимых показателей и значений, из которых участнику необходимо выбрать конкретные показатели используемых материалов.

Таким образом, противоречий в указанных требованиях не имеется.

 

9. Согласно пункту 17 документации о Закупке срок, в течение которого победитель процедуры закупки обязан подписать договор, составляет 10 (десять) календарных дней. При этом до заключения договора, победителем конкурса должны быть выполнены условия по обеспечению исполнения договора.

В соответствии с пунктом 18 документации о Закупке договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора.

Таким образом, из указанных условий не следует, что срок заключения договора обеими сторонами составляет менее 10 дней.

 

10. Согласно доводам жалобы, в документации не установлена значимость каждого из критериев.

Однако, в соответствии с Методикой сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор оказания услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и текущего ремонта двух газовых блочно-модульных котельных для нужд государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – Методика) 30 баллов = 100% суммы величин значимости всех критериев.

Таким образом, из имеющейся в Методике информации возможно установить значимость каждого из критериев.

При этом, как следует из материалов жалобы, сумма значимости критериев «качественные и функциональные характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» составляет не более 50%.

 

11. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках);

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Комиссией установлено, что Методика содержит критерии оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с Методикой по критерию «обеспеченность кадровыми ресурсами» оценивается образование, опыт работы, аттестация, повышения квалификации персонала и т.д.

При этом, из установленного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не представляется возможным определить каким образом комиссия будет осуществлять присвоение баллов заявкам по критериям качественные и функциональные характеристики объекта закупки, наличие финансовых ресурсов, наличие на праве собственности или на ином праве оборудования и других материальных ресурсов, деловая репутация, обеспеченность кадровыми ресурсами, какой комплект документов необходимо представить или каким количеством персонала и материально-техническими оснащением необходимо обладать претенденту для получения той или иной оценки.

Таким образом, Заказчик установил в документации о Закупке ненадлежащий порядок оценки и сопоставления заявок по вышеуказанным критериям, допускающий излишнюю субъективность, что указывает на наличие в действиях ГАУ СО «ЦСПССКСО» нарушения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

12. Методикой предусмотрен критерий расходы на эксплуатацию и использование результатов выполнения работ (оказания услуг).

По указанному критерию установлена следующая система оценки в баллах: Заказчик не несет дополнительные расходы на эксплуатацию и использование результатов выполнения работ (оказания услуг): да – 5 балла; нет – 0 баллов. Подтверждающим документом является предложение участника.

Представление указанных сведений не является обязательным условием допуска к участию в Закупке, однако участник по своему усмотрению вправе представить данные сведения для получения дополнительных баллов.

Таким образом, довод Заявителя о том, что указанный критерий невозможно применить не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СВГК» обоснованной в части.

- Заказчиком неправомерно установлено ограничение участия в Закупке для лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

- Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии опыта оказания услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и ремонта газовых котельных на спортивных объектах для нужд государственных или муниципальных заказчиков.

- Отсутствует порядок присвоения баллов по установленным критериям, оценка по некоторым критериям определяется экспертным путем. Критерий «обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация)» предполагает оценку образования, повышения квалификации и т.д. сотрудников, что не соответствует требованиям законодательства об установлении исчерпывающего перечня требований к участникам.

 

2. В остальной части жалобу ООО «СВГК» признать необоснованной.

 

3. Признать в действиях ГАУ СО «ЦСПССКСО» нарушение, части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Выдать ГАУ СО «ЦСПССКСО» обязательное для исполнения предписание.

 

5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

Члены Комиссии:

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 26-12665-17/7

по жалобе ООО «СВГК»

 

Предписание оглашено:

15.02.2017 г.                                                                                                                       г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: … (далее – Комиссия),

в присутствии …,

на основании своего решения № 26-12665-17/7 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – ГАУ СО «ЦСПССКСО», Заказчик) при проведении открытого конкурса оказание услуг по проведению технической эксплуатации, оперативного обслуживания и текущего ремонта двух газовых блочно-модульных котельных для нужд государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (Извещение № 31704653529) (далее – Конкурс, Закупка),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:    

 

1. ГАУ СО «ЦСПССКСО» не позднее пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания аннулировать Конкурс.

2. ГАУ СО «ЦСПССКСО» сообщить о выполнении настоящего Предписания не позднее пяти рабочих дней со дня его выполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

Члены Комиссии:

 

В соответствии с частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, настоящее предписание обязательно для исполнения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны