Решение №11029-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Спецавто» от 26 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, специалиста - эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста первого разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Спецавто» (далее – Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Министерство транспорта, Организатор торгов) при проведении аукциона по выбору исполнителя по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств (Приказ министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 29.06.2020 № 176) (далее – Аукцион),

в присутствии представителя Заявителя – <...> (по доверенности), представителя Организатора торгов – <...> (по доверенности),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.08.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Спецавто» на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

  1. Аукционная комиссия была неправомочна принимать решения по рассмотрению заявок на участие в аукционе, связи с несоответствием ее состава положениям Закона Самарской области от 15.06.2020 №69-ГД, Порядка проведения аукциона, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 17.06.2020 №415.
  2. При вынесении решения об отклонении заявки Заявителя, аукционная комиссия не приняла во внимание определение Самарского областного суда от 15.07.2020г. о мерах предварительной защиты в виде запрета на применении в отношении ООО «Спецавто» положений Закона Самарской области от 15.06.2020г. № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств».
  3. Решение аукционной комиссии об отклонении заявки Заявителя не соответствует Документации об аукционе.
  4. Аукционная комиссия не применила положения подпункта 2 пункта 3.2 Документации об аукционе, устанавливающего требования о наличии у претендента специальной техники, зарегистрированной в УГИБДД ГУ МВД по Самарской области.
  5. Итоги Аукциона, установленные протоколом 06.08.2020г, не соответствуют положениям Гражданского кодекса РФ.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 29.06.2020 Министерством транспорта было опубликовано извещение и документация о проведении аукциона на понижение цены по выбору исполнителя по перемещению, хранение и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области.

Деятельность по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области регулируется Законом Самарской области от 9 июля 2012 №74-Д «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее - Закон №74-ГД), Законом Самарской области от 15.06.2020г. № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее – Закон № 69-ГД).

В соответствии с Законом № 74-ГД было принято Постановление Правительства Самарской области от 17 июня 2020 г. № 415 «Об утверждении Порядка проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя на перемещение, хранение и возврат задержанных транспортных средств на территории Самарской области», которое регулирует порядок проведения аукциона по указанному виду деятельности на территории Самарской области. (далее – Порядок проведения аукциона).

Таким образом, Организатор торов при проведении аукциона обязан руководствоваться Законом № 74-ГД, Законом №69-ГД и Порядком проведения аукциона.

 

2. Частью 3 статьи 2 Закона № 69-ГД, установлено требование об обеспечении участия в работе аукционной комиссии не менее одного представителя от каждого территориального органа федерального органа исполнительной власти, чьи должностные лица уполномочены составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Во исполнение указанной нормы, пунктом 3.1 Порядка проведения аукциона (в первоначальной редакции №1 от 17.06.2020), установлено, что аукционная комиссия действует на постоянной основе, состоит из нечетного количества ее членов, которое не может быть менее 9 человек.

Пунктом 3.2 Порядка проведения аукциона (в первоначальной редакции №1 от 17.06.2020), установлено что в составе комиссии, кроме представителей Организатора торгов, по согласованию включаются по одному представителю от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области и Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дела Российской Федерации на транспорте.

 

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что порядок работы аукционной комиссии содержится в разделе 3 Порядка проведения аукциона. Как следует из пункта 3.7. указанного раздела, решения комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии, решающим является голос председателя комиссии. В пункте 3.8. Порядка проведения аукциона указано, что решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются членами комиссии, присутствующими на заседании. 

При этом, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что Закон № 74-ГД, Закон № 69-ГД, Порядок проведения аукциона и Документация об аукционе не устанавливают требований к количеству членов комиссии, присутствие которых необходимо на заседании, для признания решения комиссии правомочным.

 

Как следует из имеющихся материалов, протокол о рассмотрении заявок на участие в Аукционе от 05.08.2020г. был принят аукционной комиссией в составе 4 человек, что не противоречит установленным требованиям.

При этом, как следует из пояснений Министерства транспорта, указанное количество членов аукционной комиссией  (4 человека) было обусловлено выводами, содержащимися в заключении Прокуратуры Самарской области, которое было направлено на проект постановления Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 17.06.2020г. № 415 «Об утверждении Порядка проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области».

Согласно указанному заключению, включение в состав аукционной комиссии представителей Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, Главного управления МЧС России по Самарской области, Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте противоречит статье 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьям 1, 2, 3 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3 – ФЗ «О полиции», Указу Президента РФ от 21.12.2016г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

Как пояснено Организатором торгов, в целях устранения вышеуказанных нарушений действующего законодательства был подготовлен проект постановления Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 17.06.2020г. № 415» в части изменения количественного состава аукционной комиссии с 9 до 5 человек.

При этом,  17.08.2020г. Правительством Самарской области принято постановление № 593, согласно пункту 4 которого, оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020г.

Кроме того, Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области был опубликован приказ от 03.08.2020г. «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 29.06.2020г. № 176 «О проведении аукциона на понижение цены по выбору исполнителя по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области», согласно которому установлен персональный состав аукционной комиссии в количестве 5 человек.

 

Согласно пункту 3.4. Порядка проведения аукциона, членом комиссии не может быть лицо, которое лично (прямо или косвенно) заинтересовано в результатах аукциона. Из пункта 3.3. вышеуказанного порядка следует, что работу комиссии возглавляет председатель комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.

При указанных обстоятельствах, действия Организатора торгов, аукционной комиссии не могут быть признаны противоречащими установленным требованиям. Рассматриваемый довод жалобы является необоснованным.

 

3. Определением Самарского областного суда от 15.07.2020г. по делу № 3а-1379/2020 были применены меры предварительной защиты по административному иску ООО «Спецавто» в виде запрета на применение к административному истцу положений оспариваемого Закона № 69–ГД.

Законом № 69–ГД внесены изменения в Закон № 74–ГД, предусматривающие  необходимость отбора исполнителя по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области по результатам торгов. Кроме того, Законом №69-ГД установлены требования к специализированным стоянкам и исполнителям указанных услуг на территории Самарской области. Таким образом, Закон №69-ГД установил процедуру заключения договоров с исполнителями по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области. 

С целью реализации норм Закона № 69–ГД Правительством Самарской области был установлен Порядок проведения аукциона (Постановление Правительства Самарской области от 17.06.2020г. № 415).

До настоящего времени указанные нормативные правовые акты в установленном порядке не признаны недействующими.

 

Вместе с тем, как следует из пункта 4.6 Документации об аукционе, представление заявки претендентом на участие в аукционе подтверждает согласие претендента с требованиями, указанными в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе.

Согласно имеющимся материалам, 29.07.2020г. ООО «Спецавто» подало заявку на участие в аукционе. Подача Обществом заявки на участие в аукционе влечет за собой необходимость исполнения Организатором торгов возложенных на него функций и полномочий. При этом, вопросы связанные с нарушением Министерством транспорта определения Самарского областного суда от 15.07.2020 и статьи 16 Кодекса РФ об административном судопроизводстве, не могут быть рассмотрены Комиссией Самарского УФАС России с учетом имеющихся полномочий и установленного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядка рассмотрения жалоб.

При указанных обстоятельствах в действиях Организатора торгов, аукционной комиссии нарушения не установлены. Рассматриваемый довод признается необоснованным.

 

4. Согласно протоколу о рассмотрении заявок на участие в Аукционе от 05.08.2020г. заявка ООО «Спецавто» была отклонена по следующим основаниям:

  1. Несоответствие претендента требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 3.2 документации, в части требований к грузоподъемности, года выпуска специальной техники, способа погрузки задержанных транспортных средств;
  2. Непредставление документов о соответствии специализированных стоянок части 1 статьи 2.1 Закона № 74-ГД, указанных подпунктом 10 пункта 4.2 документации об Аукционе;
  3. Несоответствие заявки претендента требованиям, установленным пунктом 4.1 документации об аукционе в части отсутствия сведений о соответствии специальной техники требованиям, установленным документацией об аукционе.

 

Пунктом 2 части 1 статьи 2.2 Закона № 74-ГД установлены требования к исполнителям, при этом, как следует из указанной нормы, под специальной техникой понимается эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн не старше 7 лет.

Порядок проведения аукциона также обязывает исполнителя иметь в собственности или используемой на ином законном основании специальной техники (эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн и сроком эксплуатации не более 7 лет).

 Пунктом 2.3. документации установлено требование к году выпуска специальной техники – не старше 2013 года. Подпунктом 2 пункта 3.2 документации установлено требование к участникам аукциона о наличии у претендента эвакуаторов полной нагрузки с краном-манипулятором грузоподъёмностью не менее 3 тонн.

Из материалов следует, что ООО «Спецавто» в составе заявки были приложены документы, которые указывали на то, что отдельные единицы специальной техники не соответствовали вышеуказанным требованиям по критериям «грузоподъемность», «год выпуска транспортного средства не старше 2013 года (срок эксплуатации не более 7 лет)» «наличие крана-манипулятора». Доказательства отсутствия оснований для суждения о соответствии транспортных средств установленным требованиям в материалах жалобы отсутствуют.

При этом, оценка правомерности установления данных требований была ранее рассмотрена Комиссией Самарского УФАС России, что нашло отражение в решении Самарского УФАС № 063/10/18.1-714/2020 от 21.08.2020г. по жалобе ООО «Спецавто».

Таким образом, отклонение заявки ООО «Спецавто» по данному основанию является правомерным.

 

Согласно подпункту 10 пункта 4.2 Документации об аукционе к заявке на участие в Аукционе прилагаются документы, подтверждающие соответствие специализированных стоянок требованиям, установленным в части 1 статьи 2.1 Закона № 74–ГД. Перечень указанных документов определяется претендентом самостоятельно. Оценка указанных документов дается комиссией при проверке соответствия специализированных стоянок вышеуказанным требованиям.

Как установлено комиссией Самарского УФАС России, в составе заявки ООО «Спецавто» содержится письмо (исх. № 33 от 29.07.2020г.), в котором Общество указывает на соответствие эксплуатируемых им специализированных стоянок требованиям, установленным частью 1 статьи 2.1 Закона Самарской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» и приводит перечень установленных требований. Указанное письмо имеет исходящий номер и дату, подписано директором Общества. 

Как следует из подпункта 5 пункта 4.4. раздела 4 Порядка проведения аукциона, для участия в аукционе претенденты представляют Организатору аукциона в срок и в соответствии с требованиями, которые указаны в документации об аукционе, заявку на участие в аукционе на бумажном носителе нарочно или почтовым отправлением. В заявке указываются следующие сведения о соответствии специализированной стоянки, транспортных средств для перемещения задержанных транспортных средств требованиям, установленным документацией об аукционе.

Подпунктом 10 пункта 4.5. раздела 4 Порядка проведения аукциона установлено, что к заявке на участие в аукционе для перемещения и хранения задержанных наземных транспортных средств прилагаются документы, подтверждающие соответствие специализированных стоянок требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам частью 1 статьи 2.1 Закона Самарской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств". Перечень указанных документов определяется претендентом самостоятельно. Оценка указанных документов дается комиссией при проверке соответствия специализированных стоянок требованиям, предъявляемым к ним настоящим Порядком.

Согласно подпункту 3 пункта 4.15. раздела 4 Порядка проведения аукциона, Комиссией в ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе проверяется соответствие специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств требованиям, предъявляемым к ним настоящим Порядком. При этом, проверка соответствия специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств требованиям, предъявляемым к ним настоящим Порядком, проводится путем их непосредственного осмотра в ходе выездной проверки с участием претендентов (их представителей) по предварительному согласованию с ними (пункт 4.16.). Результаты выездной проверки специализированных стоянок претендентов оформляются актом осмотра, который подписывается всеми участниками выездной проверки (пункт 4.17.). Акт осмотра специализированных стоянок претендентов не позднее одного рабочего дня со дня его составления приобщается к документам, представленным претендентом.

Таким образом, требования к перечню документов, подтверждающих соответствие специализированных стоянок установленным требованиям, не установлены, состав указанных документов определяется участником самостоятельно.

При этом, Порядок проведения аукциона не содержит оснований, по которым Организатор аукциона (аукционная комиссия) может принять решение об отсутствии необходимости выезда на место и не проведении непосредственного осмотра в ходе выездной проверки с участием претендентов, предусмотренного пунктом 4.16 Порядка проведения аукциона.

На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о неправомерности отказа в допуске ООО «Спецавто» до участия в аукционе по рассматриваемому основанию.

 

Пунктом 4.1 Документации об аукционе установлено, что для участия в аукционе претенденты представляют Организатору торгов в срок и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены документацией об аукционе, заявку на участие в аукционе на бумажном носителе нарочно или почтовым отправлением. В заявке указываются сведения о претенденте, включающие, в том числе, сведения о соответствии специализированной стоянки, специальной техники требованиям, установленным документацией об аукционе.

Пунктом 4.3 Документации об аукционе установлено, что все листы заявки на участие в аукционе должны быть прошиты в один том и пронумерованы. Заявка на участие в Аукционе должна содержать опись входящих в ее состав документов.

Согласно пункту 4.6 Документации об аукционе претендент вправе подать только одну заявку на участие в аукционе в отношении каждого лота.

Пунктом 4.10 Документации о закупке установлено, что комиссия рассматривает заявки на участие в Аукционе на соответствие требованиям, установленным пунктами 3.1, 3.2 Документации об аукционе.

Вышеуказанные положения документации об аукционе однозначно не свидетельствуют о том, что Документация об аукционе разделяет понятия заявки и документов, приложенных к заявке. Напротив, из данных положений Документации об аукционе усматривается, что под заявкой понимается совокупность всех представленных претендентами документов и сведений.  При этом, документация не устанавливает прямого однозначного требования о предоставлении заявки на участие в аукционе в виде отдельного документа, форма заявки документацией также не установлена.

Вместе с тем, из материалов жалобы следует, что в составе заявки ООО «Спецавто» были приложены документы, позволяющие Организатору торгов установить соответствие либо несоответствие специальной техники, предложенной участником, установленным документацией требованиям. Указанные выводы подтверждаются, в том числе решением аукционной комиссии, в соответствии с которым заявка ООО «Спецавто» не была допущена до участи в аукционе в связи с несоответствием транспортных средств предъявляемым требованиям.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «Спецавто» содержала сведения о соответствии транспортных средств для перемещения задержанных транспортных средств требованиям, установленным документацией об аукционе.

Таким образом, указанное основание для отклонения заявки ООО «Спецавто» является неправомерным.

 

Вместе с тем, с учетом наличия правомерного основания для отклонения заявки ООО «Спецавто», связанного с несоответствием заявленных транспортных средств установленным требованиям, решение об отклонении заявки ООО «Спецавто» является правомерным. Рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

 

5. Подпунктом 2 пункта 3.2 Документации об аукционе, установлено требование о наличии у претендента специальной техники, зарегистрированной в УГИБДД ГУ МВД по Самарской области.

Пунктом 2.3 Документации об аукционе установлено требуемое количество специальной техники по лоту № 1 – 10 единиц.

Как следует из материалов жалобы, в составе заявки ООО «Спецавто» было представлено 12 транспортных средств, 10 из которых было зарегистрировано на территории Самарской области.

Аукционная комиссия обосновано пришла к выводу о соответствии заявки ООО «Спецавто» требованию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3.2 Документации об аукционе.

Таким образом, указанные действия аукционной комиссии правомерны, а данный довод жалобы не обоснован.

 

6. Согласно абзацу 2 раздела 8 Порядка при подаче заявки на участие в аукционе от одного претендента и признании комиссией такого претендента единственным участником аукцион признается состоявшимся, договор заключается с таким участником аукциона по начальной максимальной цене предмета аукциона.

В соответствии с вышеуказанным положением пунктом 14.2 документации об аукционе установлено, что при подаче заявки на участие в аукционе от одного претендента и признании комиссией такого претендента единственным участником аукцион признается состоявшимся в отношении того лота на который подана заявка, договор заключается с таким участником аукциона по начальной максимальной цене предмета аукциона.

Таким образом, действия закупочной комиссии соответствуют Порядку и документации об аукционе.

При этом, вопрос о соответствии оспариваемых положений Порядка нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть рассмотрен Комиссией в рамках жалобы, поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Относительно заявленных ООО «Спецавто» доводов о нарушении при организации рассматриваемого аукциона требований, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что рассмотрение заявлений, содержащих сведения о нарушении требований антимонопольного законодательства, осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном главой 9 вышеуказанного Федерального закона.

 

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

            РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Спецавто» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны