Предупреждение №138/10 Предупреждение 138/10 от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Гавриловка муниципального района Алексеевский Самарской области

 

ул. Льва Толстого, 12, п. Гавриловка, Алексеевский р-н, Самарская область, 446645

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев материалы, поступившие письмом администрации сельского поселения Гавриловка муниципального района Алексеевский Самарской области от 08.12.2023 № 295, выявило в действиях указанной администрации, выразившихся в передаче объектов водоснабжения в нарушение установленного законом порядка, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

01.04.2023 между администрацией сельского поселения Гавриловка муниципального района Алексеевский Самарской области (далее – Администрация) и муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» заключен договор аренды муниципальной собственности.

Таким образом, договор заключен без проведения конкурентных процедур в отношении муниципального имущества – объектов водоснабжения, срок действия в эксплуатацию которых составляет более 5 лет до момента передачи их на указанном праве.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно пункту части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются, в том числе, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закона о водоснабжении) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. При этом согласно части 5 указанной статьи конкурс на право заключения такого концессионного соглашения является открытым.

Кроме того, ФАС России в письме от 14.06.2016 № АД/40064/16, высказана позиция о том, что передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически вязанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

При указанных выше обстоятельствах поименованный выше договор заключен с     нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Подробные правила о конкурентных взаимоотношениях на товарном рынке содержатся в Законе о защите конкуренции. Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Следует отметить, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями (Письмо ФАС России от 4 октября 2017 года № ИА/68439/17).

Между тем, рассматриваемые объекты водоснабжения на праве хозяйственного ведения/оперативного управления МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» не передавались.

Допущенные при заключении договора нарушения затрагивают экономические интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по приобретению прав владения и (или) пользования поименованными выше объектами водоснабжения по концессионному соглашению. Заключение иного договора  в отношении объектов водоснабжения, водоотведения вместо заключения концессионного соглашения влияет на развитие добросовестной конкуренции, создает преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок водоснабжения, водоотведения с использованием указанных объектов.   

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов водоснабжения и водоотведения по договору от 01.04.2023, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, выразившихся в передаче объектов водоснабжения по договору от 01.04.2023, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий в срок до 02 мая 2024 года:

  1. Совершить действия, направленные на прекращение правоотношений по договору от 01.04.2023, заключенному между Администрацией и МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области».
  2. Совершить действия, направленные на возврат в муниципальную казну имущества, переданного по договору от 01.04.2023.

 О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны