Решение №181/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЭКОСТАНДАРТ» от 13 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» (далее – Заявитель, ООО «ЭКОСТАНДАРТ Технические решения») на действия акционерного общества «НИИ «Экран» (далее – Заказчик, АО «НИИ «Экран») при проведении запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по проведению лабораторных исследований состава сточных вод организации (извещение № 32110864564, https://zakupki.gov.ru) (далее – Запрос предложений),

 

в присутствии: представителя АО «НИИ «Экран»<...> (доверенность №13 от 01.06.2021г.); <...> (доверенность №1 от 11.01.2022г.) в отсутствие Заявителя (надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.12.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» на действия АО «НИИ «Экран» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационный карты.

АО «НИИ «Экран» просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 20.12.2021г. № 12265/7, 27.12.2021г. №12501/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Единое положение о закупке Государственной корпорации "Ростех", размещена в ЕИС 05.08.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

25.11.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110864564  о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 25.11.2021г.

Как следует из Протокола (№71-1 ЗПЭФ) от 10.12.2021г. о подведении открытого одноэтапного запроса предложений без квалификационного отбора на право заключение договора на выполнение работ по проведению лабораторных исследований состава сточных вод организации , на участие в Запросе предложений было подано 2 заявки, в том числе заявка ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» (участник № 1). По итогам рассмотрения заявок ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» было отказано в допуске на основании пункта 4.14.13 (2) по причине несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационной карты (отсутствует область аккредитации АСПАВ).

 

Согласно пункту 15 Информационной карты Документации о закупке, обязательные требования к участникам закупки установлены Приложением № 1 к Информационной карте Документации о закупке.

Как следует из пункта 1.8  Приложения №1 Документации о закупке, одним из требований к участникам закупки является наличие действующий аккредитации в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (постановление Правительства РФ №728); в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 9 постановления Правительства РФ №728, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод. Для целей настоящих Правил под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям.

 

Из имеющихся материалов следует, что Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.09.2020 № 708 «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения городского округа Самара, и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов городского округа Самара» (далее – Постановление №708) утверждены нормативы состава сточных вод для объектов, осуществляющих водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения. Согласно Приложению №1 к указанному Постановлению, в числе веществ, для которых установлены нормативы состава сточных вод, в пункте 13 приложения  указаны – АСПАВ (анионные синтетические поверхностные вещества).

Подпунктом 5.1 Технического задания установлены перечни загрязняющих веществ на проведение измерений химических анализов которых требуется аккредитация участников при проведении измерений химических анализов сточной воды. Среди указанных веществ в подпункте 13 указано наименование химического вещества – АСПАВ (анионные синтетические поверхностные вещества).

Как следует из материалов жалобы, участником закупки ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» (далее –Заявитель) в составе заявки был предоставлен аттестат аккредитации № RA.RU.22ЭЛ54 от 17.05.18 г. и соответствующая область аккредитации к нему. В данной области для объекта исследования «сточные воды» на странице 60 строка 357 указано следующее вещество: «Массовая концентрация анионных поверхностноактивных веществ (АПАВ)», исследуемое по методике ПНД Ф 14.1:2.4.15-95.

Таким образом представленный участником документ подтверждает наличие у участника аккредитации  на проведение химических анализов по определению в исследуемых сточных водах АПАВ (анионоактивные ПАВ).

 

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно Методическим указаниям «По санитарной охране водоемов от загрязнения синтетическими поверхностно-активными веществами», утвержденных заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР 5 марта 1976 года №1407-76 (далее -Методика) все синтетические ПАВ делят на 4 класса: анионоактивные, неионогенные, катионоактивные, и амфолитные.

В зависимости от свойств, проявляемых СПАВ при растворении в воде, их делят на:   

- анионоактивные вещества - наиболее распространенные из ПАВ, являются основной составной частью синтетических моющих средств. К ним относятся, главным образом, алкилсульфаты, сульфонолы, алкилсульфонаты, динатриевая соль моноалкилсульфоянтарной кислоты (ДНС);

- неионогенные вещества - по объему производства составляют примерно 10% от всех остальных ПАВ. В меньшей мере, чем анионоактивные ПАВ, используются в моющих средствах, больше - для промышленных целей. К ним относятся ОП-7, ОП-10, синтанолы, синтамид, проксанолы, проксамины и др.;

 - катионоактивные вещества - составляют незначительную часть всех производимых ПАВ (доли процента). В моющих средствах используются как дезинфицирующие агенты; - амфолитные вещества - только начинают вырабатываться, практического значения в загрязнении водоемов пока не имеют.

Таким образом вышеуказанные положения Методики указывают на то, что анионоактивные вещества являются одним из классов синтетических ПАВ.

 

Комиссией установлено, что в составе заявки имеется документ, подтверждающий  аккредитацию Заявителя. Из указанного документа следует, что область аккредитации испытательной лаборатории ООО «ЭКОСТАНДАРТ Технические решения»  (утв. приказом №П-590 от 25.02.2020) включает показатели массовой концентрации АПАВ для сточных вод, определяемых по ПНД Ф 14.1:2.4.15-95.

Таким образом, представленная в составе заявки Участника область аккредитации подразумевает возможность исследования сточных вод по классу АСПАВ.

Вышеуказанное подтверждается выводами, содержащимися в судебных актах по делу № А51-8872/2017г.

В постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 05.02.2018г.  по данному делу судом сделан вывод о том, что понятие СПАВ анионные указывает на конкретную группу вещества под названием синтетические поверхностно-активные вещества, а именно анионные, которые по-другому можно назвать как АПАВ, что расшифровывается как анионные ПАВ (поверхностно-активные вещества) или АПАВ. Из указанного следует, что понятие СПАВ анионное и АПАВ равнозначны по смысловому значению.

 

При указанных обстоятельствах участник закупки ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» соответствует требованиям, установленным в пункте 1.8. Приложения №1 к информационной карте, в части наличия действующей аккредитации в соответствии с действующим законодательством.

 

Вместе с тем, закупочной комиссией АО «НИИ «Экран» в нарушение основных принципов закупки, заключающихся в равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктом 2.2 Положения о закупке, неправомерно отказано в допуске к участию в закупке ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» на основании пункта 4.14.13 (2) несоответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в разделе 5 и пунктах 15-17 информационной карты (отсутствует область аккредитации АСПАВ).

Таким образом, закупочной комиссией АО «НИИ «Экран» допущено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктом 2.2 Положения о закупке.

Доводы, указанные в жалобе ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Запроса предложений, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» на действия акционерного общества «НИИ «Экран» при проведении запроса предложений в электронной форме на право выполнения работ по проведению лабораторных исследований состава сточных вод организации (извещение № 32110864564, https://zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Признать в действиях акционерного общества «НИИ «Экран» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Запроса предложений нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны