Решение №2566-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ПГ Винтэкс» от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленная группа Винтэкс» (далее – ООО «ПГ Винтэкс», Заявитель) на действия закрытого акционерного общества «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭиСС», Заказчик) при проведении закупки на основании оферты на право поставки дробилки-мульчера (извещение № 32110006943, http://zakupki.gov.ru; закупка № 4077, https://torgi223.ru) (далее – Закупка),

в присутствии: представителей от ООО «ПГ Винтэкс» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); представителей от ЗАО «ЭиСС» – <...> (доверенность), <...> (доверенность), <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.03.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ПГ Винтэкс» на действия ЗАО «ЭиСС» при проведении Закупки.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, аукционная документация в нарушение правил описания объекта закупки, установленных законодательством о закупках, содержит требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки.

ЗАО «ЭиСС» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Закупки. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 05.03.2021г. № 2274/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 28.12.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

18.02.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки «ТОРГИ 223» (оператор ООО «Центр Электронных Торгов»). Актуальная документация по Закупке (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 18.02.2021г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

 

Согласно части 4 Документации о закупке предметом договора является поставка дробилки-мульчера (далее – Товар).

Пунктом 17.1 части 17 Документации о закупке установлено, что Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ (ТУ), иным требованиям и нормативным документам, указанным в Техническом задании и подтверждаться соответствующими сертификатами или иными документами, удостоверяющими его соответствие. Товар должен соответствовать требованиям Технического задания (далее – ТЗ) (пункт 17.2 части 17 Документации о закупке).

Частью 4 ТЗ установлены технические требования к Товару. В соответствии с пунктом 4.1 части 4 ТЗ дробилка-мульчер (мобильная прицепная щепорубильная машина для измельчения веток в охранной зоне ЛЭП) должна соответствовать в том числе следующим техническим характеристикам:

п/п

Наименование параметров

Значение параметров

1.

Общие технические требования:

1.3.

Функция автореверса и повторного реверса подающего конвейера

+

1.6.

Размер приемной горловины

200х300мм с допуском в сторону увеличения 50мм.

1.10.

Масса установки в транспортном состоянии

 не более 1500 кг.

2.

Требования к двигателю внутреннего сгорания и электрической системе:

2.5.

Емкость топливного бака

Не менее 56л.

3.

Требования к шасси:

3.4.

Тип тормозов

Барабан.

Не менее 200мм х 50мм ударный тормоз включен.

4.

Требования к режущей системе, комплектующие привода резака:

4.1.

Дисковая режущая система

Количество ножей/материал

Диаметр диска не менее 760мм с 4-мя двухсторонними ножами для измельчения/стальной измельчитель А8 (или эквивалент).

4.2.

Прижимные барабаны

2 смещенных прижимных барабана

(верхний не менее 400мм, нижний не менее 260мм в диаметре) (или эквивалент).

Согласно заявленным Заявителем доводам, установленные Заказчиком вышеуказанные характеристики дробилки-мульчера ограничивают круг потенциальных участников закупки, поскольку в совокупности данным требованиям к Товару соответствуют товары единственного производителя.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вышеуказанные подобранные Заказчиком требования к Товару не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику оборудования. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление поставщика, который в наилучшей степени поставит товар, отвечающий требованиям и потребностям ЗАО «ЭиСС», что Законом о закупках не запрещено.

Выбор победителя Закупки, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемой к поставке продукции и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах, установление и применение Заказчиком обжалуемого требования, отраженного в Документации о закупке, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемому ими объекту поставки.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к объекту закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки, а также условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать Документацию о закупке в зависимости от особенности конкретных потребностей, установив при этом требования к необходимому к поставке объекту. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке требования к закупаемому насосному оборудованию, а именно что рабочее колесо насоса должно быть выполнено из полимера, армированного нержавеющей сталью – может рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемое требование включено в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

Представителями Заказчика в ходе рассмотрения жалобы представлено Комиссии Самарского УФАС России обоснование необходимости использования обжалуемых требований к оборудованию. Заказчиком указано, что изменение или отклонение характеристик от обжалуемых значений может привести к несоблюдению безопасного производства работ, а также к возможным увеличениям временных и финансовых затрат в части эксплуатации и обслуживания закупаемого оборудования.

Доказательств, опровергающих необходимость использования Заказчиком оборудования с техническими характеристиками, отраженными в пунктах 1.3, 1.6, 1.10, 2.5, 3.4, 4.1, 4.2 ТЗ, Заявителем в материалы жалобы не представлено.

Стоит отметить, что на участие в Закупке поступило две заявки.

Таким образом, ЗАО «ЭиСС» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении закупки на основании оферты на право поставки дробилки-мульчера (извещение № 32110006943, http://zakupki.gov.ru; закупка № 4077, https://torgi223.ru).

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПГ Винтэкс» необоснованной.

Связанные организации

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЭНЕРГЕТИКА И СВЯЗЬ СТРОИТЕЛЬСТВА"
ИНН 6320005633, ОГРН 1026301978977
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА ВИНТЭКС"
ИНН 7602083945, ОГРН 1117602003254