Решение №2566-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ПГ Винтэкс» от 15 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промышленная группа Винтэкс» (далее – ООО «ПГ Винтэкс», Заявитель) на действия закрытого акционерного общества «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭиСС», Заказчик) при проведении закупки на основании оферты на право поставки дробилки-мульчера (извещение № 32110006943, http://zakupki.gov.ru; закупка № 4077, https://torgi223.ru) (далее – Закупка),
в присутствии: представителей от ООО «ПГ Винтэкс» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); представителей от ЗАО «ЭиСС» – <...> (доверенность), <...> (доверенность), <...> (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
03.03.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ПГ Винтэкс» на действия ЗАО «ЭиСС» при проведении Закупки.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, аукционная документация в нарушение правил описания объекта закупки, установленных законодательством о закупках, содержит требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки.
ЗАО «ЭиСС» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Закупки. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 05.03.2021г. № 2274/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 28.12.2020г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
18.02.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки «ТОРГИ 223» (оператор ООО «Центр Электронных Торгов»). Актуальная документация по Закупке (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 18.02.2021г.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.
Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 4 Документации о закупке предметом договора является поставка дробилки-мульчера (далее – Товар).
Пунктом 17.1 части 17 Документации о закупке установлено, что Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ (ТУ), иным требованиям и нормативным документам, указанным в Техническом задании и подтверждаться соответствующими сертификатами или иными документами, удостоверяющими его соответствие. Товар должен соответствовать требованиям Технического задания (далее – ТЗ) (пункт 17.2 части 17 Документации о закупке).
Частью 4 ТЗ установлены технические требования к Товару. В соответствии с пунктом 4.1 части 4 ТЗ дробилка-мульчер (мобильная прицепная щепорубильная машина для измельчения веток в охранной зоне ЛЭП) должна соответствовать в том числе следующим техническим характеристикам:
п/п |
Наименование параметров |
Значение параметров |
1. |
Общие технические требования: |
|
1.3. |
Функция автореверса и повторного реверса подающего конвейера |
+ |
1.6. |
Размер приемной горловины |
200х300мм с допуском в сторону увеличения 50мм. |
1.10. |
Масса установки в транспортном состоянии |
не более 1500 кг. |
2. |
Требования к двигателю внутреннего сгорания и электрической системе: |
|
2.5. |
Емкость топливного бака |
Не менее 56л. |
3. |
Требования к шасси: |
|
3.4. |
Тип тормозов |
Барабан. Не менее 200мм х 50мм ударный тормоз включен. |
4. |
Требования к режущей системе, комплектующие привода резака: |
|
4.1. |
Дисковая режущая система Количество ножей/материал |
Диаметр диска не менее 760мм с 4-мя двухсторонними ножами для измельчения/стальной измельчитель А8 (или эквивалент). |
4.2. |
Прижимные барабаны |
2 смещенных прижимных барабана (верхний не менее 400мм, нижний не менее 260мм в диаметре) (или эквивалент). |
Согласно заявленным Заявителем доводам, установленные Заказчиком вышеуказанные характеристики дробилки-мульчера ограничивают круг потенциальных участников закупки, поскольку в совокупности данным требованиям к Товару соответствуют товары единственного производителя.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вышеуказанные подобранные Заказчиком требования к Товару не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику оборудования. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление поставщика, который в наилучшей степени поставит товар, отвечающий требованиям и потребностям ЗАО «ЭиСС», что Законом о закупках не запрещено.
Выбор победителя Закупки, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемой к поставке продукции и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах, установление и применение Заказчиком обжалуемого требования, отраженного в Документации о закупке, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемому ими объекту поставки.
При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к объекту закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки, а также условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать Документацию о закупке в зависимости от особенности конкретных потребностей, установив при этом требования к необходимому к поставке объекту. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке требования к закупаемому насосному оборудованию, а именно что рабочее колесо насоса должно быть выполнено из полимера, армированного нержавеющей сталью – может рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемое требование включено в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
Представителями Заказчика в ходе рассмотрения жалобы представлено Комиссии Самарского УФАС России обоснование необходимости использования обжалуемых требований к оборудованию. Заказчиком указано, что изменение или отклонение характеристик от обжалуемых значений может привести к несоблюдению безопасного производства работ, а также к возможным увеличениям временных и финансовых затрат в части эксплуатации и обслуживания закупаемого оборудования.
Доказательств, опровергающих необходимость использования Заказчиком оборудования с техническими характеристиками, отраженными в пунктах 1.3, 1.6, 1.10, 2.5, 3.4, 4.1, 4.2 ТЗ, Заявителем в материалы жалобы не представлено.
Стоит отметить, что на участие в Закупке поступило две заявки.
Таким образом, ЗАО «ЭиСС» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении закупки на основании оферты на право поставки дробилки-мульчера (извещение № 32110006943, http://zakupki.gov.ru; закупка № 4077, https://torgi223.ru).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ПГ Винтэкс» необоснованной.