Решение №12654/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-672/2020 от 13 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-672/2020

13.10.2020 года                                                                                                                                        г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>;
            Члены Комиссии –   <…>,
                                                <…>,                                                                                                        
рассмотрев дело № 063/05/5-672/2020, возбужденное в отношении ООО «МИР» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, статьи 16 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),  
в присутствии представителей:
заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара,  ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо не явилось, уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312347289548 и атрибутом «вручение адресату» 20.09.2020 г.»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 16.09.2020 г., чеком ККМ от 17.09.2020 г.
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «МИР» (443092, Самарская обл., г. Самара, Каховская, д. 14, кв. 41, ИНН 6316155139, ОГРН 1106316007490, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 17.05.2020, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара,                 ул. Сергея Лазо, д. 2А), явилась директор ООО «МИР» <…>, было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312347289531, с пометкой «неудачная попытка вручения 18.09.2020г.», 
заинтересованного лица – ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. № 11487-05/63 от 13.07.2020 г./вх. № 6234 от 14.07.2020 г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации журнала «Роднулечка» (реестровая запись 29.04.2013 серия ПИ № ТУ 63-00584), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Так, было установлено на обложке и выходных данных журнала «Роднулечка» в выпусках № 93 от 20.09.2020 (сентябрь 2019), № 94 от 20.09.2019 (октябрь 2019) отсутствует информация о специализации СМИ, на материалах рекламного характера отсутствует пометка «Реклама» или пометка «На правах реклама».
В соответствии со свидетельством о регистрации примерная тематика и специализация СМИ: рекламное СМИ, информационно-аналитическая, детская, культурно-просветительская. СМИ специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. 
Учредителем СМИ является ООО «МИР» (44392, Самарская обл., г. Самара, Каховская, д. 14, кв. 41, ИНН 6316155139, ОГРН 1106316007490, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 17.05.2020, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является услуги визажистов, медицинских центров, кондитеров, фотографов, по вокалу, развивающих курсов для подростков.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
При размещении рекламы в СМИ, специализирующемся в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ на материалах рекламного характера (более 40%), без указания о такой специализации на обложке и в выходных данных печатного издания, требуется наличие пометки «реклама» или «на правах рекламы» в соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе.
Таким образом, действия ООО «МИР» содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/16-672/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства.
ООО «МИР» предоставило пояснения (б/н от 29.09.2020 г.), согласно которым указало, что на протяжении 10 лет работы журнала «Роднулечка» в выходных данных информация не менялась и не исправлялась. Информация в выходных данных в каждом номере журнала «Роднулечка» идентична. В журналах № 93 и 94 исправлений не вносилось. Письменных уведомлений о нарушении ст. 16 ФЗ «О рекламе» со стороны Управления Роскомнадзора по Самарской области не поступало за все время работы журнала «Роднулечка». В печатном издании журнала «Роднулечка» № 98 (сентябрь 2020) внесены изменения в выходных данных и на обложке журнала, а именно указано, что издание рекламное СМИ.
Директор ООО «МИР» предоставила на заседание Комиссии 29.09.2020 г. журнал «Роднулечка» № 98 (сентябрь 2020).
Комиссия Самарского УФАС России проанализировав журнал «Роднулечка» № 98 (сентябрь 2020), установила следующие нарушения. 
- на странице № 13 «логопед индивидуальные занятия Открыт набор детей в группу «Логоритмика вместе с мамой» от 1 года Ждем Вас в нашем Детском центре по адресу:                г. Самара, ул. Рабочая, 95», а именно нарушение ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Таким образом, в данной рекламе не указана лицензия на осуществление деятельности, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний;
- на странице № 10 «Когда обращаться к логопеду Всех приглашаю на логопедические консультации и занятия. Только в сентябре: первая консультация – бесплатно. 8927-<…> vk.com/club1122<…> <…>».
В данной рекламе не указаны сведения о лицензии на осуществление деятельности, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, что является нарушением ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе». Представитель ООО «МИР» не смог пояснить наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
- на внутренней стороне обложки журнала «Роднулечка» в рекламе медицинских услуг «Центр остеопатии доктора Коваленко» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний;
- на страницах 28-31 в рекламных образцах стоматологической клиники «Формула улыбки» и клиники «Посольство красоты» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний, что является нарушением ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
ООО «МИР» является рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами: 
1. Письменными объяснениями от 29.09.2020 г.;
2. Докладной запиской Управления Роскомнадзора по Самарской области» от 10.07.2020 № 774-дн «О результатах проведения систематического наблюдения в отношении печатного средства массовой информации журнала «Роднулечка» (реестровая запись 29.04.2013 серия ПИ № ТУ 63-00584). 
3. Служебной запиской Самарского УФАС России от 07.08.2020 г.
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей размещенную рекламу ООО «МИР» в выпуске № 94 от 20.09.2019 (октябрь 2019) журнала «Роднулечка», поскольку она содержит нарушение требований ст. 16 ФЗ «О рекламе», 
2. Признать ненадлежащей размещенную рекламу ООО «МИР» в выпуске № 98 от 08.09.2020 (сентябрь 2020) журнала «Роднулечка», поскольку она содержит нарушение требований ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
3. Выдать ООО «МИР» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе – ст. 16 ФЗ О «Рекламе».
4. Выдать ООО «МИР» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе – ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «МИР» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «МИР» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

                                                                                                                                  <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны