Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО НИЦ "ЭкоАналитика" от 19 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                          

                                                                                 

 

РЕШЕНИЕ № 310-12622-16/7

по жалобе ООО НИЦ «ЭкоАналитика»

 

 

Резолютивная часть решения оглашена

15.12.2016 г.                                                                                                                               г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, и.о. начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <…> (далее – Комиссия Самарского УФАС России),

рассмотрев жалобу ООО НИЦ «ЭкоАналитика» (далее – Заявитель) на действия АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (далее – АО «КНПЗ», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на проведение производственного экологического (лабораторного) контроля за соблюдением выполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства АО «КНПЗ» (в части охраны атмосферного воздуха) в 2016 году (далее – Запрос предложений),

в присутствии представителей ООО НИЦ «ЭкоАналитика» – А.Е.С. (доверенность от 05.12.2016 г. № 17) до и после перерыва, АО «КНПЗ» - Р.К.А. (доверенность от 05.10.2016 г. № 206) до перерыва, Б.А.В. (доверенность от 31.07.2015 г. № 79) до и после перерыва, П.Е.И. (доверенность от 11.01.2016 г. № 94) до и после перерыва,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.11.2016 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО НИЦ «ЭкоАналитика» на действия АО «КНПЗ» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчик неправомерно допустил к участию в Запросе предложений указанных в жалобе хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о нарушении пунктов 1 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Кроме того, установив в документации требования к участником закупки в виде наличия области аккредитации на исследования, предусмотренные Техническим заданием, АО «КНПЗ» нарушило пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести проверку правомерности действий Заказчика и выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.

Заказчиком письмом от 05.12.2016 № 16-08/346 представлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 30.11.2016 г. № 10909/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно части 2.1. статьи 1 Закона о закупках действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система);

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

Исходя из указанных правовых норм, хозяйственные общества вправе не применять положения Закона о закупках, в случае если одновременно выполняются следующие условия:

- в уставном капитале данной организации доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов или отсутствует;

- общая выручка такой организации от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой деятельности за предшествующий календарный год;

- информация об объеме указанной выручки размещена в единой информационной системе;

- организация не подпадает под действие Закона о закупках по иным основаниям.

При этом, Положение о размещении в единой информационной системе информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 494.

Данное положение определяет порядок размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 Закона о закупках, и требования к информации об объеме выручки.

В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 494 для размещения в единой информационной системе информации об объеме выручки и внесения в нее изменений представитель субъекта естественной монополии и (или) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - организация), их дочерних хозяйственных обществ (далее - хозяйственное общество, созданное организацией) или дочерних хозяйственных обществ последних (далее - дочернее хозяйственное общество хозяйственного общества, созданного организацией), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов (в том числе в случае, если такая доля отсутствует), общая выручка которых от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более 10 процентов общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, формирует в единой информационной системе с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), ежегодно, не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным, документ, содержащий сведения, предусмотренные законом.

В ходе рассмотрения жалобы АО «КНПЗ» представлено письмо от 09.12.2016 г. № 16-08/357, согласно которому выручка АО «КНПЗ» от регулируемых видов деятельности (в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки бытовых и промышленных сточных вод) составила 2,2% от общей выручки предприятия за 2015 год.

Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в период проведения Запроса предложения (сентябрь 2016 г. - октябрь 2016 г.), информация об объеме выручки от регулируемых видов деятельности АО «КНПЗ» в единой информационной системе не размещена.

Учитывая вышеизложенное, действие Закона о закупках распространяется на АО «КНПЗ» при осуществлении закупочной деятельности.

Таким образом, у Комиссии Самарского УФАС России имеются правовые основания для рассмотрения жалобы ООО НИЦ «ЭкоАналитика» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

2. В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о закупках настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

На сайте www.zakupki.gov.ru Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «КНПЗ» отсутствует.

Исходя из изложенного, АО «КНПЗ» при проведении Запроса предложений должно руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

27.09.2016 г. Заказчиком на сайте http://zakupki.rosneft.ru размещено извещение № 21/16-ОООС о проведении Запроса предложений и закупочная документация.

В соответствии с Извещением предметом Запроса предложений является проведение производственного экологического (лабораторного) контроля за соблюдением выполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства АО «КНПЗ» в 2016 году.

Заказчиком выступило Акционерное общество «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод».

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что при проведении Запроса предложений Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019, утвержденным Советом директоров ПАО «НК «Роснефть».

Более того, в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информация о проведении Запроса предложений отсутствует.

При этом, Извещение и закупочная документация размещены Заказчиком на сайте http://zakupki.rosneft.ru.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о неприменении АО «КНПЗ» положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении рассматриваемой закупочной процедуры.

Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о нарушении АО «КНПЗ» части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания о незаключении договора по результатам Запроса предложений и аннулировании Запроса предложений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО НИЦ «ЭкоАналитика» необоснованной.

2. Признать в действиях АО «КНПЗ» нарушение части 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы жалобы № 310-12622-16/7 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

                                                                                                                                                                                

                                                                                

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 310-12622-16/7

по жалобе ООО НИЦ «ЭкоАналитика»

 

Предписание оглашено:

15.12.2016 г.                                                                                                                                   г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, и.о. начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <…> (далее – Комиссия Самарского УФАС России),

в присутствии представителей ООО НИЦ «ЭкоАналитика» – А.Е.С. (доверенность от 05.12.2016 г. № 17) до и после перерыва, АО «КНПЗ» - Р.К.А. (доверенность от 05.10.2016 г. № 206) до перерыва, Б.А.В. (доверенность от 31.07.2015 г. № 79) до и после перерыва, П.Е.И. (доверенность от 11.01.2016 г. № 94) до и после перерыва,

на основании решения № 310-12622-16/7 по жалобе ООО НИЦ «ЭкоАналитика» (далее – Заявитель) на действия АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (далее – АО «КНПЗ», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на проведение производственного экологического (лабораторного) контроля за соблюдением выполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства АО «КНПЗ» (в части охраны атмосферного воздуха) в 2016 году (далее – Запрос предложений),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  АО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод»:

- договор по результатам Запроса предложений не заключать;

- не позднее десяти рабочих дней со дня получения настоящего Предписания аннулировать процедуру Запроса предложений.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить не позднее пяти дней со дня его выполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    <…>

 

 

 

В соответствии с частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, настоящее предписание обязательно для исполнения.

 

Примечание: В соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны