Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/5-305/2022 от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/5-305/2022  

30 июня 2022 года                                                                                                          г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ⟨…⟩

.;

            Члены Комиссии –    ⟨…⟩

 .,                                              

                                                 ⟨…⟩

.,            

рассмотрев дело №063/05/5-305/2022 , возбужденное в отношении ИП⟨…⟩

 (⟨…⟩

), 

В присутствии представителей:

заявительВолго-Вятское ГУ Банка России (⟨…⟩

) –⟨…⟩

 (⟨…⟩

лицо уведомлялось надлежащим образом, что списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 19.05.2022 г.;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП ⟨…⟩

 ⟨…⟩

 () - лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправки отправления с идентификатором 80086672731240, атрибутом «вручение адресату» 15.06.2022 г. и списком внутренних почтовых отправлений № 191 от 19.05.2022 г., ККМ от  19.05.2022 г.;

 

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление Волго-Вятского главного управления банка России (вх. № 4490/22 от 29.03.2022 г.) о ненадлежащей рекламе.

Из заявления следовало, в Волго-Вятское ГУ Банка России поступило обращение гражданина, в котором сообщается о деятельности комиссионного магазина ломбарда «Купец золотой», расположенного по адресу: .... Как следует из обращения на входной группе комиссионного магазина указано: «мы лучше, чем Ломбард», также размещены рекламные конструкции со сведениями: «0,2-0,4% в день, залог до 60 дней, низкий % высокая оценка, деньги сразу!!!» (далее – Реклама). Кроме того, в обращении гражданина содержится копия залогового билета, выданного ИП ⟨…⟩

 (⟨…⟩

), в котором, в том числе, содержится информация о сумме займа и процентной ставке по займу (0,4% в день).

Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») определяет, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая изложенное, информация, размещенная в месте нахождения комиссионного магазина, может свидетельствовать об осуществлении деятельности по выдаче займов, а также имеет, все признаки рекламы: адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - к бренду «комиссионный магазин ломбард «Купец золотой» и финансовой услуге по выдаче займов под залог движимого имущества.

Указанная Реклама содержит некорректное сравнение со всеми ломбардами за счет использования фразы «лучше чем ЛОМБАРД» и отсутствия критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение, что может свидетельствовать о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым недобросовестной признается реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Использование слова «Ломбард» может ввести обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в заблуждение относительно характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности.

Пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», предусмотрено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. По представленным данным Волго-Вятского ГУ Банка России у данного ломбарда «Купец золотой» отсутствует статус кредитной организации или не кредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России.

Также, Волго-Вятское ГУ Банка России указывает, отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, может квалифицироваться, как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества. Указанное согласуется с позицией, изложенной в письме ФАС России от 21.03.2016 № АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности».

Частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Из заявления следует, что по имеющимся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России отчетным данным, предоставляемым в Банк России ломбардами, ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по указанному выше адресу деятельность не осуществляют.

Также, Волго-Вятское ГУ Банка России указывает, что ИП ⟨…⟩

не имеет статуса кредитной организации или не кредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относятся к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

С учетом изложенного, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что данная реклама, содержит признаки нарушения пункта 1 части 2,7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 13,14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-305/2022 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначила рассмотрение дела на 22.06.2022 г.

На заседании КомиссииИП ⟨…⟩

были представлены заверенные копии: Акта № 2/22 осмотра незаконной рекламной конструкции от 20.01.2022, Акта № 3/22 осмотра незаконной рекламной конструкции от 20.01.2022, Договора купли – продажи № 1585 от 18.03.2022, Залогового билета № 013822 от 14.12.2021, постановление мирового судьи судебного участка № 24 судебного района г. Самары от 16.02.202 по делу № 5 – 35/2022, предписания №№ 08/03/-02/323-п от 25.01.2022, 08/03/-02/324-п от 25.01.2022 Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара.

Данные документы подтверждают осуществление деятельности в месте нахождения спорной рекламы ИП ⟨…⟩

 

Необходимо отметить, что ⟨…⟩

на заседании Комиссии не отрицал доводы Волго-Вятского ГУ Банка России, и также не отрицал, того, что именно он осуществляет деятельность по указанному адресу, где расположена спорная Реклама и является рекламодателем.

Следует учитывать, что Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара ИП⟨…⟩

 выданы предписания №№ 08/03/-02/323-п от 25.01.2022, 08/03/-02/324-п от 25.01.2022 о демонтаже незаконной рекламной конструкции по адресу: ул. Пугачевский тракт, 19, г. Самара, по причине выявления нарушения пункта 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Стоит отметить, что постановление мирового судьи судебного участка № 24 судебного района г. Самары от 16.02.202 по делу № 5 – 35/2022 ИП⟨…⟩

 признан виновным в нарушении требований части 1 статьи 14.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Комиссия Самарского УФАС России, всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/5-305/2022, приходит к следующим выводам.

Информация «мы лучше, чем Ломбард», также размещённые рекламные конструкции со сведениями: «0,2-0,4% в день, залог до 60 дней, низкий % высокая оценка, деньги сразу!!!» по адресу: ... подпадают под понятие рекламы и следовательно, должны соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

Частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Учитывая, что ИП. ⟨…⟩

не относится к субъектам, имеющим специальный статус на осуществление профессиональной деятельности, что подтверждается ранее указанными материалами дела и пояснениями Заявителя и не отрицается самим ИП⟨…⟩

 по предоставлению займов под залог движимого имущества, Комиссия усматривает нарушение части 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Также, пункт 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», предусматривает, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.

Информация в рекламном образце «мы лучше, чем Ломбард» нарушает указанную норму, так как рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, данная позиция подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Из текста рекламной вывески «мы лучше, чем Ломбард», не представляется возможным определить лицо оказывающее услугу, следовательно, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара и в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ИП ⟨…⟩

не обладая статусом ломбарда и не выполняя требований Закона № 196-ФЗ «О ломабардах», привлекает к себе внимание потребителей, использование обозначение «Ломбард», в связи с чем, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушая этим права других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ломбардов, а также вводя граждан в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и гарантий, которые предоставляются гражданам законодательством о ломбардной деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.

Таким образом, ИП ⟨…⟩

совершал действия как Ломбард, когда выдавал залоговой билет заемщику, что подтверждается материалами дела, не имея на это полномочий.

ИП ⟨…⟩ представил доказательства об изменении формы договора (Договор купли – продажи № 1585 от 18.03.2022).

Так, на данный момент при осуществлении деятельности ⟨…⟩

оформляется не залоговой билет, а договор купли – продажи.

Необходимо отметить, что ИП ⟨…⟩

представлены доказательства о том, что по адресу нахождения спорной Рекламы, ИП ⟨…⟩

больше не осуществляет деятельность, что подтверждается фотоматериалом, из которого следует, что помещение по адресу: ⟨…⟩

готово для сдачи в аренду  и спорные рекламные конструкций отсутствуют.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных , частями 2 , 7 статьи 5, статьей 7 и статьей 28  ФЗ «О рекламе».

ИП ⟨…⟩

является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1.   Акт № 2/22 осмотра незаконной рекламной конструкции от 20.01.2022;
  2.   Акт № 3/22 осмотра незаконной рекламной конструкции от 20.01.2022;
  3.   Договор № 1585 от 18.03.2022 купли – продажи;
  4.   Залоговый билет № 013822 от 14.12.2021;
  5. Предписания №№ 08/03/-02/323-п от 25.01.2022 ,08/03/-02/324-п от 25.01.2022 Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара;
  6. Заявление Волго-Вятского главного управления банка России (вх. № 4490/22 от 29.03.2022 г.);
  7. Служебная записка от 26.04.2022г.;
  8. Определение о возбуждении дела от 26.04.2022г№ 3663/8;
  9. Постановление мирового судьи судебного участка № 24 судебного района г. Самары от 16.02.202 по делу № 5 – 35/2022;

Устные пояснения ⟨…⟩

  1.  

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения законодательства о рекламе в действиях ИП ⟨…⟩

в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ИП⟨…⟩

., нарушившим требования пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении на входной группе комиссионного магазина рекламы: «мы лучше, чем Ломбард»,«0,2-0,4% в день, залог до 60 дней, низкий % высокая оценка, деньги сразу!!!».

2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе ИП⟨…⟩

. не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП ⟨…⟩

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   ⟨…⟩

 

 

Члены Комиссии                                                                                               ⟨…⟩

 

                                                                                     ⟨…⟩

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны