Решение №1788/7 Решение по жалобе ООО "Веста" от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>, ведущего специалиста отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Веста» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Самара Арена» при проведения конкурса в электронной форме на  оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием объектов Заказчика, а именно услуги по комплексной уборке помещений, благоустройству и озеленению прилегающей территории, обслуживанию футбольных полей (извещение №32109926347, www.zakupki.gov.ru)(далее – Конкурс),

в присутствии представителей Заявителя – <...> (доверенность); представитель Заказчика – <...>(доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Веста» на действия ГАУ СО «Арена»  при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

1.  в Техническом задании объединены услуги функционально и технически не связанные между собой, что нарушает пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренци);

2. пунктом 2 Приложения №4 Конкурсной документации установлены нестоимостные критерии оценки заявки участников, нарушающие пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках);

3.  приложение № 4 Конкурсной документации содержит неоднозначное описание оценки заявки участника по показателю «наличие опыта участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе»;

4. в таблице 2 «Шкала оценки заявок по показателю «наличие опыта участников по успешному оказанию услуг» приложения №4 Конкурсной документации установлен порядок оценки заявки участника, ограничивающее число участников закупки;

5. В пункте 5 Технического задания установлено требование к Сотрудникам Исполнителя, которое ограничивает конкуренцию.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке  №1190177896, размещена в Единой Информационной Системе (далее – ЕИС) 30.12.2020 г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

26.01.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32109926347 о проведении Конкурса.

 

 

1. Заявителем в рамках жалобы заявлены следующие доводы:

- приложение № 4 Конкурсной документации содержит неоднозначное описание оценки заявки участника по показателю «наличие опыта участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе»;

- в таблице 2 «Шкала оценки заявок по показателю «наличие опыта участников по успешному оказанию услуг» приложения №4 Конкурсной документации установлен порядок оценки заявки участника, ограничивающее число участников закупки.

Вместе с тем, Заявитель на рассмотрении жалобы указанные доводы не поддержал в связи с тем, что Заказчиком 05.02.2021 были внесены изменения в Конкурсную документацию.

 

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом Закон о закупках не устанавливает ограничений по формированию и объему лота и позволяет Заказчику формировать закупку исходя из своих потребностей. При проведении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также правом выставления предмета торгов единым лотом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики также должны руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно пояснениям Заказчика в оперативном управлении ГАУ СО «Самара Арена» находится уникальный и технологически сложный объект, правообладатель которого обязан обеспечивать его содержание – комплекс мероприятий, связанных с уборкой территории, поддержанием в чистоте зданий, строений, сооружений, заборов и ограждений, обслуживанием футбольного поля, как составной и необъемлемой части здания стадиона, обслуживанием зеленых насаждений, находящихся на земельном участке, прилегающем к объекту.

Заключая один договор, а не несколько отдельных договоров на каждый вид услуг, составляющих единый комплекс по содержанию объекта, Заказчик реализует принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Вместе с тем, рассматриваемый конкурс не проводился для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается комиссией необоснованными.

 

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам  13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные неценовые критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и требований, относительно устанавливаемых Заказчиком критериев. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пункт 2 Приложения №4 Конкурсной документации «Методика оценки и сопоставления заявки на участие в конкурсе» содержит описание оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки» в рамках, которого оценивается:

- Наличие опыта участника по оказанию услуг по уборке спортивных объектов за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в соответствии с пп. 2.1 настоящей Методики);

- Наличие опыта участника по оказанию услуг по сервисному обслуживанию натурального газона футбольных полей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в соответствии с пп. 2.2 настоящей Методики);

- Наличие опыта участника по оказанию услуг по сервисному обслуживанию искусственного газона футбольных полей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в соответствии с пп. 2.3 настоящей Методики);

- Наличие опыта участника по оказанию услуг по реновации натурального газона футбольных полей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (в соответствии с пп. 2.4 настоящей Методики).

Указанные в пункте 2 приложения №4 Документации подкритерии являются измеряемыми и имеют конкретные значения, а также применяются в равных условиях ко всем участникам закупки.

 

Пунктом 2 приложения 4 Конкурсной документации установлено, что для подтверждения опыта по нестоимостным критериям оценки заявок в составе конкурсной заявки необходимо представить копии контрактов (договоров) с приложением копий актов об оказании услуг.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представление вышеуказанных документов участником закупки не является требованием Заказчика и установлено в качестве подкритериев с целью определения лучших условий исполнения договора. Непредставление указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения  заявки претендента.

 

Сама по себе невозможность получения определенного количества баллов участником, не отвечающим предъявляемым Заказчиком требованиям не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается комиссией необоснованными.

 

3.  Пунктом 5 Технического задания установлено требование к сотрудникам исполнителя, согласно которому указанные лица должны иметь гражданство Российской Федерации.

Указанные документы должны быть представлены Исполнителем в течение 3(трех) рабочих дней со дня получения запроса Заказчика. Не представление Исполнителем указанных документов, в сроки определенные настоящим пунктом, является существенным нарушением условий договора.

Таким образом, указанные положения документации не являются требованием к участнику закупки. В связи с указанным обстоятельством непредставление указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения  заявки претендента.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается комиссией необоснованными.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Веста» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны