Решение б/н Решение от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» сентября 2021 г.                                      г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «05» октября 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: заместителя руководителя Ю.А. К, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Ю.М. Ч, главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Е.О.

рассмотрев дело №063/01/17-168/2021 по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением Администрация муниципального района Богатовский Самарской области () и Индивидуальным предпринимателем) статьи 16 Закона о защите конкуренции,

в присутствии;

ГУ МВД России по Самарской области, МКУ Администрация с.п. Богатое м.р Богатовский Самарской области извещены надлежащим образом, явку представителей на заседание комиссии не обеспечили,

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явились материалы ГУ МВД России по Самарской области (вх. №11264 от 10.12.2020 г.) о результатах проведенной проверки по факту хищения бюджетных денежных средств должностными лицами администрации м.р. Богатовский Самарской области, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области и ИП а В.Ш. 

Согласно представленной информации, в период проведения электронного аукциона №0342300069420000020 по объекту закупки: «Выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной» должностными лицами уполномоченного органа – МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области осуществлялось взаимодействие с участником аукциона –В.Ш., которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения данных материалов Самарским УФАС России на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции был проведен мониторинг общедоступной информации, размещенной в сети Интернет, были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов.

 

Приказом Самарского УФАС России от 25.02.2021 г. №26 возбуждено дело №063/01/17-168/2021 по признакам нарушения МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области и ИП В.Ш. пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 01.03.2021 г. о назначении дела №063/01/17-168/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в названном деле в качестве заявителя привлечено ГУ МВД России по Самарской области, в качестве ответчиков привлечены МКУ Администрация с.п. Богатое м.р Богатовский Самарской области и ИП.Ш.

Определением от 11.05.2021 г. продлен срок рассмотрения дела до 11.11.2021 г.

МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области Определением от 11.05.2021 г. привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица. Определением от 18.06.2021 г. МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области привлечено в качестве ответчика по делу.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что действия МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области, МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области, ИП В.Ш. содержат признаки заключения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.08.2021 г. участие МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области в качестве ответчика по делу прекращено, поскольку Комиссией не выявлены факты, свидетельствующие о наличии в действиях МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области признаков нарушений статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

25.08.2021 г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела №063/01/17-168/2021.

 Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

  1. 18.08.2020 г. МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области в рамках реализации Соглашения о передаче полномочий по размещению муниципальных заказов от 28.12.2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0342300069420000020 на выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 2 498 564, 59 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2020 г. №0342300069420000020-1 на участие в электронном аукционе подано 12 заявок, все из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.09.2020 г. №0342300069420000020 участниками подано 6 ценовых предложений (ООО «Лига-Строй», ИП., сделавший предложение о цене контракта, равное 1 650 373,33 рублей.

15.09.2020 г. между МКУ Администрация с.п. Богатое м.р. Богатовский Самарской области и ИП В.Ш. заключен муниципальный контракт №1409/20 на сумму 1 650 373 рублей.  06.10.2020 г. к контракту №1409/20 сторонами заключено дополнительное соглашение №0610/20к в связи с увеличением предусмотренного контрактом объема работы. В соответствии с указанным дополнительным соглашением пункт 2.1 контракта излагается в следующей редакции: «Цена контракта составляет 1 724 267 (Один миллион семьсот двадцать четыре тысячи двести шестьдесят семь) рублей 52 копейки. НДС не облагается в связи с установлением для подрядчика упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ.

Источники финансирования: областной и местный бюджет. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, и включает в себя стоимость всех работ, услуг и материалов, расходы на их перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Выполнение работ осуществляется согласно ценам и объемам, изложенным в локальном ресурсном сметном расчете № РС-1026 и в локальном ресурсном сметном расчете № РС-1030 (приложение № 1 к данному соглашению)».

 

  1.  Постановлением Администрации м.р. Богатовский Самарской области №628 от 18.08.2020 г. создана срочная аукционная комиссия для проведения электронного аукциона на выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной. В состав срочной аукционной комиссии включены: Сальников Андрей Николаевич – начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Богатовский Самарской области (председатель комиссии);–ведущий специалист отдела экономики, торгов и закупок МКУ Администрации муниципального района Богатовский Самарской области (секретарь комиссии); члены комиссии - начальник отдела экономики, торгов и закупок МКУ Администрации муниципального района Богатовский Самарской области; - ведущий специалист отдела экономики, торгов и закупок МКУ Администрации муниципального района- Богатовский Самарской области.

Протоколами электронного аукциона №0342300069420000020 подтверждается, что в ходе проведения закупки являлась секретарем аукционной комиссии с правом голоса.

 

  1. Комиссией установлено, что ИП) аккредитован на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» 20.08.2020 г.

25.08.2020 г. в 12:18:53 0. В ходе проведения данной закупки последнее ценовое предложение ИП В.Ш. сделано 02.09.2020 г. в 10:07:16.

Комиссией установлено, что в регистрационных данных на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» ИП В.Ш в качестве контактного адреса электронной почты указан адрес svetlanych1982@yandex.ru. В заявлении №ЭФ200207016 от 07.02.2020 г. на выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи ИП Ш. в качестве контактного адреса электронной почты также указан адрес svetlanych1982@yandex.ru

Комиссией также установлено, что при регистрации на сервисе ООО «Яндекс» аккаунта

Исходя из материалов дела, 01.12.2020 г. оперативным отделом УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области произведен осмотр места происшествия, а именно рабочего места ведущего специалиста отдела по экономике торгов и закупок МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области.

На рабочем компьютере Ш/ С.В. были обнаружены файлы заявки ИП  (1 и 2 части), а также аккредитационные документы. Указанные документы, как следует из протокола осмотра места происшествия, хранились в папке «Назарян» на рабочем столе компьютера должностного лица, созданной 18 августа 2020 года (дата размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона № 0342300069420000020). Кроме того, в папке «мои» обнаружена папка с названием «Назарян», в которой имеются документы на получение ЭЦП, скан-копия паспорта и документ формата Word с названием «ООО». Данные файлы скопированы на CD-диск, приложенный к письму ГУ МВД России по Самарской области и приобщенный к материалам настоящего дела.

Из анализа указанных файлов следует, что в папке «Назарян» содержатся файлы 1 и 2 частей заявок, а также выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в отношении ИП В.Ш. Данные файлы созданы в период с 19.08.2020 г. по 25.08.2020 г. В папке «Назарян 1» содержатся документы на получение ЭЦП (справочный документ АО «ЕЭТП», содержащий перечень необходимых для получения ЭЦП документов; документ «назначение платежа», содержащий комментарий к платежу за оказание услуг по оформлению сертификата ЭЦП; Заявление № ЭФ190129063 от 29.01.2019 на выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи директору ООО «Стройсервис Богатовский В.Ш.; Счет № ЭФ002401 от 29.01.2019 на оплату указанных услуг), а также файл «ООО», содержащий распоряжение ООО «Стройсервис Богатовский» о крупной сделке (уполномочивает директора ООО «Стройсервис Богатовский В.Ш. на совершение крупной сделки от имени Общества).

Установлено, что файл «Заявка на участие», обнаруженный в папке «1 ч.з.», находящейся в папке «назарян» на рабочем компьютере С.В. совпадает по размеру, количеству слов, страниц, содержанию, вплоть до отсутствия знака пробела в предложении «Объект закупки (предмет электронного аукциона) на право заключения контракта на:Выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной.» с файлами, в составе заявки участника на ЭТП АО «ЕЭТП».  Файлы, приложенные ко второй части заявки, совпадают по наименованиям, количеству, содержанию, размеру на диске и датам изменения с файлами, обнаруженными на рабочем комп С.В. в папке «2 ч.з.», имеющейся в папке «назарян». Имя архива, загруженного в составе второй части заявки, также «2 ч.з.».

Таким образом, факт указания ИП В.Ш. при регистрации на электронной площадке контактного адреса электронной почты, принадлежащего, а также совпадение файлов в составе заявки ИП В.Ш. и файлов на компьютере Шабановой С.В. подтверждает, что заявка участника была сформирована указанным должностным лицом МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области.

 

  1. Правоотношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в силу части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Из буквального толкования положений действующего законодательства следует, что аукцион является состязательной процедурой, в рамках которой на равных условиях могут принять участие субъекты, конкурирующие между собой на том или ином товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Частями 7 и 8 данной статьи установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки.

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Из части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, что срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок

Согласно положениям частей 1,2 статьи 69 Закона о контрактной системе  аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (часть 10 статьи 69 Закона о контрактной системе).

 

Согласно информационной карте электронного аукциона №0342300069420000020 срок подачи заявок на участие в указанном аукционе установлен с 18.08.2020 г. по 31.08.2020 г. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе – 01.09.2020 г., дата проведения аукциона – 02.09.2020 г. Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, положениями аукционной документации аукционная комиссия была уполномочена рассматривать первые части заявок участников аукциона не ранее 01.09.2020 г.

Следовательно, аукционная комиссия, в состав которой входит в том числе а, не могла получить доступ к первой части заявки ИП  Ш. (равно как и прочих участников закупки) до окончания срока подачи заявок и непосредственного их рассмотрения. В то же время из протокола осмотра места происшествия от 01.12.2020 г. следует, что файлы, относящиеся к первой и второй части заявок ИП В.Ш. были созданы на компьютере Шабановой С.В. в период с 19.08.2020 г. по 25.08.2020 г., то есть в период подачи заявок на участие в электронном аукционе №0342300069420000020.

Согласно должностной инструкции С.В., занимающей должность ведущего специалиста отдела по экономике торгов и закупок администрации м.р. Богатовский Самарской области (трудовой договор от 30.03.2010 г.), работник обеспечивает проведение закупок в рамках действующего законодательства. При этом, взаимодействие специалиста с участниками закупочных процедур в ходе их проведения должностными обязанностями В. не предусмотрено.

При этом, совокупность имеющихся документов и сведений указывает на то, что участие ИП Н В.Ш. в закупке №0342300069420000020 обеспечивалось должностным лицом Администрации м.р. Богатовский Самарской области С.В.

Комиссия пришла к выводу, что имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что должностное лицо Администрации м.р. Богатовский Самарской области (уполномоченный орган) оказало участнику торгов содействие по подготовке к закупочной процедуре и участию в ней., являющаяся членом аукционной комиссии с правом голоса, осуществила подготовку заявки ИП оложение участнику в ходе конкурентной процедуры и обеспечило наиболее благоприятные условия выхода на рынок в сравнении с конкурентами. ИП  В.Ш. одержана победа в закупочной процедуре, что привело к достижению поставленных ответчиками целей. Достигнутая договоренность между Администрацией м.р. Богатовский Самарской области и участником торгов, позволила последнему получить информацию об объемах и видах работ, материалах, которые требуется использовать в соответствии с техническим заданием к аукциону, до объявления закупочной процедуры, ранее, чем его конкуренты.

Кроме этого, впоследствии сторонами заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым цена контракта увеличена до 1 724 267 рублей, что свидетельствует о заключении В.Ш. контракта на наиболее выгодных условиях, чем объявленные заказчиком в рамках закупки. Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ходе аукциона ценовые предложения наряду с В.Ш. делались также иными участниками: ООО «Сапсан», ООО «Лига-Строй», ООО «Отрадныйремстрой», ИП ., ООО «СВ-Строй». При этом, последние 18 шагов аукциона совершались ИП Н В.Ш. и ООО «Сапсан», что указывает о наличии у иных хозяйствующих субъектов возможности заключить контракт по более низкой цене, чем цена, по которой был исполнен контракт.

Необходимо отметить, что между Администрацией м.р. Богатовский Самарской области и ИП В.Ш. установлено наличие обязательственных правоотношений. В период с 2019-2020 г. указанными лицами заключено порядка десяти муниципальных контрактов на проведение ремонта теплосетей, что свидетельствует о продолжительном взаимодействии ИП В.Ш. и Администрации м.р. Богатовский Самарской области и наличии между ответчиками устойчивой долгосрочной связи до проведения аукциона №0342300069420000020.

С учетом изложенного, на основании совокупности имеющихся доказательств Комиссия пришла к выводу о том, что Администрацией м.р. Богатовский Самарской области и ИП Нм В.Ш. было реализовано соглашение, предмет которого заранее был известен каждому из участников правоотношений. В результате данного соглашения были определены общие условия обращения товара (выполнения работ) на конкурентном товарном рынке. Согласно информации из общедоступных источников, данный товарный рынок является конкурентным, предпринимательскую деятельность на нем осуществляют иные хозяйствующие субъекты. Об этом также свидетельствует количество поданных заявок на участие в аукционе.

Администрацией м.р. Богатовский Самарской области и ИП Н В.Ш. заключено антиконкурентное соглашение, в соответствии с которым должностным лицом уполномоченного органа оказано содействие участнику аукциона в ходе проведения закупки. Указанное подтверждает наличие у ИП В.Ш. преимущественных условий при участии в аукционе, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке.

 

5. Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

Пунктом 10.9 Порядка проведения анализа определено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка.

в) определение географических границ товарного рынка.

Учитывая пункт 2.1 Порядка проведения анализа, исходя из материалов настоящего дела, совокупности имеющихся доказательств, особенностей товарного рынка, временной интервал исследования определен периодом с августа 2020 г. по сентябрь 2020 г.

В силу подпункта «б» пункта 10.9 Порядка проведения анализа при определении продуктовых границ товарного рынка может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между организациями, выполняющими функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При определении продуктовых границ товарного рынка Комиссией был учтен предмет заключенного ответчиками соглашения, а также были проанализированы следующие документы и сведения: Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сведения об основных видах деятельности ИП Н В.Ш., содержащиеся в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, предмет электронного аукциона, материалы дела, в том числе пояснения, представленные лицами, участвующими в деле.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что продуктовыми границами товарного рынка является рынок производства ремонтных сопутствующих работ.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении органы местного самоуправления;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Предметом рассматриваемого соглашения является обеспечение Муниципальным казенным учреждением Администрация м.р. Богатовский Самарской области преимущественного доступа на рынок ИП В.Ш., посредством оказания содействия при участии последнего в конкурентной процедуре на право заключения муниципального контракта на выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной.

Исходя из предмета вменяемого соглашения, определенного с учетом фактического места нахождения построенных объектов, действия его участников касаются рынка производства ремонтных работ и сопутствующих работ.

Таким образом, Комиссия считает, что для целей настоящего исследования с точки зрения территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение могло оказать негативное влияние, географические границы товарных рынков следует рассматривать как локальные (м.р. Богатовский).

Вместе с тем, при определении географических границ рынков необходимо отметить следующее. Для приобретения рассматриваемых работ заказчик, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, должен разместить извещение о проведении закупочной процедуры на официальном интернет-сайте единой информационной системы в сфере закупок с целью информирования неопределенного круга лиц, которые могут быть заинтересованы в предоставлении услуг на территории м.р. Богатовский.

Исходя из изложенного, принимая во внимание цели настоящего исследования и фактические обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия пришла к выводу, что географическими границами исследуемого товарного рынка следует признать границы м.р. Богатовский.

Рассматриваемый товарный рынок является конкурентным и должен быть доступен для выхода на него и иным хозяйствующим субъектам. Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий данный вид деятельности, может являться потенциальным участником данного товарного рынка.

 

6. Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Действующим законодательством в сфере контрактной системы в сфере закупок и антимонопольного законодательства определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками торгов в целях выявления наилучших условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции наряду с иными являются отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из взаимосвязанного анализа положений Закона о защите конкуренции следует, что под соглашениями, указанными в статье 16 Закона о защите конкуренции, понимаются любые договоренности между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и об административных правонарушениях в указанной сфере от 16.03.2016 г., факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения ответчиков.

При этом квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные или возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды.

 

С учетом изложенного, на основании совокупности имеющихся доказательств Комиссия пришла к выводу о том, что Администрация м.р. Богатовский Самарской области и ИП Н В.Ш. заключили соглашение (договоренность в устной форме), которое могло привести к ограничению конкуренции, и приняли участие в нем.

Предметом антиконкурентного соглашения, заключенного ответчиками, является обеспечение Муниципальным казенным учреждением Администрация м.р. Богатовский Самарской области преимущественного доступа на рынок ИП Н В.Ш. посредством оказания содействия при участии последнего в конкурентной роцедуре на право заключения муниципального контракта на выполнение работ в рамках реализации общественно значимого проекта по благоустройству сельской территории сельского поселения Богатое: «Крыша дома своего» - восстановление кровли сельского дома культуры в поселке Заливной.

Ответчики по настоящему делу осуществляли свои действия в соответствии с достигнутыми договоренностями и стремились к достижению общей цели. Целью заключенного соглашения являлось обеспечение конкретному хозяйствующему субъекту участия в закупочной процедуре на преимущественных условиях и последующая его победа в закупке, что создало угрозу наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарном рынке.

Возражения, представленные МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области и ИП Н В.Ш. в материалы дела, содержат доводы о том, что ответчики не заключали каких-либо соглашений друг с другом, которые могли ограничить конкуренцию.

Ответчики указывают, что ввиду значительного снижения начальной (максимальной) цены контракта в ходе аукциона, выводы о создании ИП Н В.Ш.  преимущественных условий при участии в закупке не соответствуют действительности.

Кроме этого, ИП Н В.Ш. в обоснование доводов об отсутствии антиконкурентного соглашения между ним и МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области отмечает, что взаимодействие с сотрудником МКУ обусловлено необходимостью получения технической консультации по участию в закупках. Также ответчик указывает на отсутствие преимущественных условий участия в закупке в связи с тем, что материалы дела не содержат информации о действиях ИП Н В.Ш. при исполнении муниципального контракта, свидетельствующие о договоренностях.

Вместе с тем, указанные доводы опровергаются совокупностью доказательств, представленных в материалах настоящего дела.

Комиссией установлено, что в период подготовки к электронному аукциону ответчиками предпринимались действия, направленные на достижении поставленной цели (подготовка Ша С.В. заявки на участие в электронном аукционе от имени ИП Н В.Ш., регистрация участника на электронной торговой площадке, участие ИП Н В.Ш в закупке, подача ценового предложение, признание аукционной комиссией заявки соответствующей требованиям, победа ИП Н В.Ш. в аукционе).

В отсутствие у ответчиков взаимной осведомленности о совершении данных действий реализация антиконкурентного соглашения являлась бы невозможной. 

Комиссия пришла к выводу о том, что ИП НВ.Ш. при участии в электронном аукционе было предоставлено необоснованное неконкурентное преимущество перед иными субъектами рынка, участниками закупки в результате взаимодействия с должностным лицом Администрации м.р. Богатовский Самарской области до проведения электронного аукциона, что противоречит природе и смыслу конкурентной закупочной процедуры. Действия Администрации м.р. Богатовский Самарской области и ИП Н В.Ш. привели к возможному ограничению доступа иных лиц на товарный рынок.

Вышеописанные действия указанных лиц противоречат принципам контрактной системе в сфере закупок, правовым основам антимонопольного законодательства и нарушают баланс экономических интересов на рассматриваемом товарном рынке.

Сумма дохода, извлеченного по итогам реализации антиконкурентного соглашения, равна 1 724 267 рублей 52 копейки.

Учитывая вышеизложенное, имеющимися материалами подтверждается причинно-следственная связь между действиями Администрации м.р. Богатовский Самарской области и ИП На В.Ш. и угрозой наступления негативных последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке.

Полученные в ходе рассмотрения дела доказательства являются достаточными для вывода Комиссии о наличии между Администрацией м.р. Богатовский Самарской области и ИП Нм В.Ш.  антиконкурентной договоренности в устной форме.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального района Богатовский Самарской области (2) нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Основания для прекращения производства по делу отсутствуют;
  3. Выдать Муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального района Богатовский Самарской области () предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем издания локального нормативного документа, устанавливающего требования о соблюдении должностными лицами учреждения положений антимонопольного законодательства при проведении торгов и недопущении заключения антиконкурентных соглашений;
  4. Выдать Индивидуальному предпринимателю предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке производства ремонтных и сопутствующих работ, а именно:

- при осуществлении деятельности на рынке производства ремонтных и сопутствующих работ, в том числе при участии в торгах, исходить из собственного волеизъявления в отсутствие запрещенной Законом о защите конкуренции договоренности с прочими лицами, учитывать принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции;

- в течение 2021 года ежемесячно в срок до 25 октября 2021 года, до 25 ноября 2021 года, до 25 декабря 2021 года представлять в Самарское УФАС России информацию об участии в торгах, не ограничиваясь торгами, проводимыми для нужд МКУ Администрация муниципального района Богатовский Самарской области.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны