Предупреждение №063/01/16-414/2021 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВ... от 29 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №063/01/16-414/2021 выявило в действиях МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики муниципального района Богатовский» (ОГРН: 1146377000054, ИНН: 6377016439) признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившиеся в создании дискриминационных условий при проведении закупочных процедур на приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

1. В Самарское УФАС России поступили материалы Богатовского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета по Самарской области о признаках нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для последующей передачи их детям-сиротам в муниципальном районе Богатовский Самарской области.

Самарским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 25, частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в целях всестороннего и полного рассмотрения поступивших материалов запрошены документы и сведения, необходимые для их рассмотрения по существу. По результатам рассмотрения полученных документов и сведений установлено следующее.

В 2019 году МКУ Администрация муниципального района Богатовский Самарской области в Единой информационной системе в сфере закупок размещены следующие извещения о проведении открытых аукционов в электронной форме на приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 0142200001319019366, 0142200001319023124, 0142200001319021809, 0142200001319021172, 0142200001319017775, 0142200001319021060, 0142200001319021125, 0142200001319019368, 0142200001319019773, 0142200001319021810, 0142200001319019337, 0142200001319019632, 0142200001319021080, 0142200001319019370, 0142200001319021052. Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) по каждому аукциону составила 1 050 126 рублей.

Из протоколов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, следует, что на каждый из электронных аукционов поступила единственная заявка. В каждом случае заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации. Участник, подавший заявку, объявлен победителем аукциона, с ним заключен муниципальный контракт.

Так, по аукционам с реестровыми номерами извещений 0142200001319021172, 0142200001319021125, 0142200001319019368, 0142200001319019773, 0142200001319019337, 0142200001319021080, 0142200001319021052 МКУ Администрация муниципального района Богатовский Самарской области заключены контракты с Б. ///. По аукциону 0142200001319019366 – с Я. А.С., по аукциону 0142200001319023124 – с С. А.С., по аукциону 0142200001319021809 – со Ш.А.И., по аукциону 0142200001319017775 – с Л.Е.С., по аукциону 0142200001319021060 – с А. Ю.Н., по аукциону 0142200001319021810 – со С. Д.И. и С.Л.И., по аукциону 0142200001319019632 – с Е. А.Ф., по аукциону 0142200001319019370 – с Б. Н.С.

Заявки на участие в аукционах от имени собственников недвижимости подавались … с использованием ЭЦП, оформленной на его имя. Белоусов В.В. аккредитован на электронной торговой площадке 25.10.2019 г, что совпадает с периодом подачи заявок на участие в электронных аукционах. Фактически Б.В.В. являлся участником указанных торгов, выступая от имени собственников недвижимости на основании доверенности.

Самарским УФАС России установлено, что для подачи заявок на участие в торгах использовался IP-адрес выхода в сеть Интернет, выделенный для абонента – Администрация муниципального района Богатовский Самарской области. В качестве регистрационных данных при прохождении аккредитации на электронной площадке Б. В.В. указан электронный адрес bogatoegkh@mail.ru, пользователем которого является должностное лицо МКУ «Управление ЖКХ и энергетики муниципального района Богатовский» – ….

… согласно приказу о приеме работника на работу (от 03.02.2014 г. №1) занимала должность заместителя руководителя МКУ «Управление ЖКХ и энергетики муниципального района Богатовский» и являлась членом аукционной комиссии (приказ Главного управления организации торгов Самарской области от 22.11.2019 г. № 199). Супруг Т. Е.Н. являлся главой муниципального района Богатовский Самарской области и подписантом всех муниципальных контрактов, поименованных выше.

Богатовским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета России по Самарской области представлены следующие материалы: постановление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества при заключении муниципального контракта от 30.12.2019 г. № 3012/2019, протоколы допросов свидетелей и подозреваемой по делу, акты проведения оперативно-розыскных мероприятия «Исследование предметов и документов», в рамках которого произведен осмотр мобильного телефона подозреваемой. Указанные материалы подтверждают совершение должностными лицами МКУ «Управление ЖКХ и энергетики муниципального района Богатовский» действий, направленных на обеспечение участия и последующей победы в закупках единственного собственника недвижимости в лице представителя Белоусова В.В. Из материалов дела следует, что для участия в вышеперечисленных закупках использовалась инфраструктура муниципального казенного учреждения.

 

  1. Правоотношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются в соответствии с Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в силу части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Из буквального толкования положений действующего законодательства о контрактной системе следует, что аукцион является состязательной процедурой, в рамках которой на равных условиях могут принять участие субъекты, конкурирующие между собой на том или ином товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, Самарским УФАС России установлено, что данный запрет нарушен членами аукционной комиссии, которая состояла из сотрудников МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области и МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский». До проведения торгов ими велась работа по осмотру жилых помещений, оценке соответствия данных помещений техническому заданию (по их усмотрению), распределению лотов между собственниками квартир.

В результате действий должностных лиц МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области и МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» в каждом из 15 аукционов на приобретение жилья для детей-сирот на территории м.р. Богатовский подавалась единственная заявка на участие в закупке, в отсутствие конкурентной среды муниципальные контракты заключались по цене равной НМЦК.

При этом, из имеющихся документов и сведений следует, что все торги проходили в один период – в 4 квартале 2019 года. Из представленных коммерческих предложений (в которых собственники недвижимости выражали готовность реализовать квартиры по цене ниже НМЦК), а также анализа протоколов, составленных в ходе аукционов, следует, что имелся круг собственников недвижимости, готовых продать требуемые к закупке объекты. Однако в результате координации действий участников закупок и распределения между ними аукционов состязательности при проведении торгов не произошло ни в одном случае из 15 при объективной возможности участия нескольких физических лиц в одной закупочной процедуре.

Имеющимися материалами подтверждается, что по всем 15 аукционам участие в торгах обеспечивалось Белоусовым В.В., к которому собственников направлял сотрудник МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» – Т.Е.Н. В результате подачи на участие в торгах по одной заявке на 15 аукционов по объективным причинам процедура снижения НМЦК (процедура торгов) не происходила и контракты подлежали заключению по НМЦК.

Кроме того, должностные лица МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» осуществляли предварительный осмотр жилых помещений на предмет соответствия требованиям аукционной документации, а также гарантировали собственникам победу в аукционе и заключение муниципального контракта, чем создавали преимущественные условия при реализации квартиры конкретным лицам в каждом из 15 аукционов.

Из представленных материалов следует, что собственники квартир получали от МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» заверение об обеспечении победы в аукционе, проводимом МКУ Администрация м.р. Богатовский Самарской области, в случае следования всем указаниям должностного лица МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» и предоставления доверенности на ведение сделки Белоусову В.В., что и происходило по результатам завершения процедуры торгов.

Целью проведения закупочных процедур являлся не поиск лиц, готовых предложить соответствующую требованиям технического задания квартиру и снизить НМЦК на основе состязательности, расширение возможностей для участия в закупочных процедурах и стимулировании такого участия, а приобретение заранее определенных квартир у конкретных собственников на неконкурентной основе путем обеспечения их победы в торгах. Указанные действия привели к ограничению конкуренции на рынке продажи недвижимости.

 

3. Постановлением Администрации муниципального района Богатовский Самарской области №57 от 17.01.2014 г. в целях решения задач по вопросам районного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики создано МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский».

В соответствии с п. 1.1 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики муниципального района Богатовский», утвержденного Постановлением администрации муниципального района Богатовский Самарской области №58 от 17.01.2014 г. (далее – Положение), МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» (далее – Управление) является структурным подразделением администрации муниципального района Богатовский Самарской области, созданным с целью устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства и энергетики муниципального района Богатовский.

Учредителем Управления является администрация муниципального района Богатовский Самарской области (п. 1.3). Управление подчиняется в своей деятельности Главе администрации муниципального района Богатовский Самарской области и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач (п.1.8).

При этом, из имеющихся в материалах дела нормативных правовых актов органа местного самоуправления не следует, что МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» обладает правовым статусом заказчика либо уполномоченного органа при проведении указанных закупок.

Вместе с тем, установлено, что должностными лицами МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» до проведения торгов велась работа по осмотру жилых помещений, оценке соответствия данных помещений техническому заданию, распределению лотов между собственниками квартир, совершались действия по оказанию участнику торгов содействия по подготовке к закупочной процедуре и участию в ней.

Вышеописанные действия противоречат принципам контрактной системы в сфере закупок, правовым основам антимонопольного законодательства и нарушают баланс экономических интересов на рассматриваемом товарном рынке.

 

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под конкуренцией в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под  дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При взаимосвязанном анализе всех установленных обстоятельств, установлено, что действия МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» были направлены на создание конкретному хозяйствующему субъекту условий для участия в закупках на приоритетной основе. Между тем иные собственники недвижимого имущества, могли быть поставлены в дискриминационные условия.

Действия должностных лиц МКУ «Управление ЖКХ и энергетики м.р. Богатовский» по осмотру жилых помещений, оценке соответствия данных помещений техническому заданию планируемых закупок, распределению лотов между собственниками квартир, действия по оказанию определенному участнику закупок содействия в подготовке и участии в аукционах, обеспечение заключения контрактов с заранее выбранными собственниками недвижимого имущества создали угрозу наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарном рынке, что свидетельствуют о признаках нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

21.12.2017 г. принят Указ Президента Российской Федерации №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее - Указ №618). Основной целью Указа №618 является укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен. Таким образом, решение задач по развитию конкуренции является одним из элементов обеспечения достижения национальных целей.

Указ № 618 в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определяет «ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции».

В соответствии с Указом № 618 органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях. В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции предусмотрено обеспечение органами местного самоуправления в своей деятельности приоритета целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ

Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2021 №2424-р утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, в соответствии с которым конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России предупреждает МКУ «Управление ЖКХ и энергетики муниципального района Богатовский» о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем издания локального нормативного документа, устанавливающего требования о соблюдении должностными лицами учреждения положений антимонопольного законодательства при проведении торгов с учетом выводов, содержащихся в настоящем предупреждении, в срок до «01» ноября 2021 года.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 Ю.А. К.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      Ю.М. Ч.

 

  

                                                                                                                                               Е.О. К.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны