Постановление №2257/8 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в вид... от 5 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания в виде предупреждения
 по делу № 063/04/14.3-53/2020 об административном правонарушении

05 марта 2021 г.                                                                                                                                      г. Самара

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 063/04/14.3-53/2020  возбужденного в отношении ПК «Содружество» (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. Тополиная, д.38, офис 2, ИНН 6320040035, ОГРН 1196313071360, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 04.09.2019, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А), 
в присутствии представителя:
ПК «Содружество» (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. Тополиная, д.38, офис 2, ИНН 6320040035, ОГРН 1196313071360, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 04.09.2019, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) – <…>  (паспорт <...> лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312352230443 и атрибутом «Вручено адресату 01.03.2021 г.»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 24.02.2021 г., чеком ККМ от 24.02.2021 г., 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление Волго-Вятского главного управления Банка России (вх. № ДСП-170 от 16.11.2020 г.) о наличии признаков нарушения пункта 7 статьи 7, части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») при размещении ПК «Содружество» рекламы в СМИ финансовых услуг (займов).
Так, в рекламно-информационной газете «Презент» г. Тольятти (выпуск №34(5145) от 13.04.2020 г.) размещена рекламная информация следующего содержания: «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02».
Учредителем СМИ «Презент» является ООО "ИнформЭкспресс" (445056, Самарская область, г. Тольятти, ул. Автостроителей, д.41А, корп. 1, офис 302, ИНН 6321412448, ОГРН 1166313110974, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 28.06.2016, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
В соответствии пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются финансовые услуги, так как размещенная в указанных выше объявлениях информация, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания граждан к финансовым услугам - привлечению денежных средств граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе установлены частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В своем заявлении Волго-Вятское главное управление Банка России сообщает, что ПК «Содружество» не имеет статуса некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»). 
В данном случае отсутствие статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие записи в государственных реестрах, осуществляемых Банком России является отсутствием специального разрешения, требуемого для осуществления рассматриваемого вида деятельности. 
ПК «Содружество» не является профессиональным игроком на рынке финансовых услуг, однако перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о позиционировании ПК «Содружество» в качестве финансовой организации.
Таким образом, Самарское УФАС приходит к выводу, что распространение рассматриваемой рекламы ПК «Содружество» нарушает положения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе». 
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Отсутствие у ПК «Содружество» статуса некредитной финансовой организации, а также тот факт, что ПК «Содружество» не является лицом, определенным в статье 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, свидетельствует о наличии признаков нарушения ПК «Содружество» части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
Ввиду вышеизложенного, рекламная информация ПК «Содружество» о финансовых услугах, распространяемая посредством СМИ «Презент» содержит признаки нарушения части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (редакция на дату возбуждения дела), Самарское УФАС России определило возбудить производство по делу №063/05/7-1040/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначить рассмотрение дела на 17 декабря 2020 года.  
В адрес Самарского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «ИнформЭкспресс» (вх.№ 11302-з от 11.12.2020 г.; вх.№ 11463-з от 17.12.2020), а также запрашиваемые документы.
В адрес Самарского УФАС России поступили письменные пояснения ПК «Содружество» вместе с запрашиваемыми документами (вх.№ 11328-з от 14.12.2020; 11314-з от 14.12.2020). 
Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела 17.12.2020 г., в отсутствие представителя ООО «ИнформЭкспресс», в присутствии представителя Волго-Вятского ГУ Банка России – представителя по доверенности <…> (доверенность № 63АА5835493 от 11.12.2019 г.), а также председателя совета ПК «Содружество» – <…> (паспорт <...> выписка из ЕГРЮЛ), срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, рассмотрение дела было назначено на 19.01.2021 г. 
В адрес Самарского УФАС России поступила запрашиваемая у ПК «Содружество» информация (вх.№ 126-з от 12.01.2021 г.). 
19.01.2021 г.  Комиссией в отсутствие представителя ООО «ИнформЭкспресс», в присутствии представителя Волго-Вятского ГУ Банка России, а также представителя ПК «Содружество» была принята резолютивная часть решения. 
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. 
Согласно части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев материалы и документы, представленные лицами, участвующими в деле, а также нормы действующего законодательства в сфере производственной кооперации приходит к следующим выводам.
1.    С учетом пунктов 1, 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», определяющих значение понятий «реклама» и «объект рекламирования», информация, размещенная ПК «Содружество» в СМИ «Презент», является рекламой, так как она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования («УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02»), а также формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Данный факт также подтверждается Договором №405Р на размещение (опубликование) рекламно-информационных материалов в газете «Презент» («PRESENT») от 09.09.2019 г. (далее – Договор), заключенным между ПК «Содружество»; Дополнительным соглашением №8 к Договору; Актом выполненных работ №120006661038 от 30.04.2020, подтверждающим оказание услуг по размещению рекламных материалов ПК «Содружество» в СМИ «Презент». 
Также, данный факт подтверждается ПК «Содружество» в письменных пояснениях (вх. № 11314-з от 14.12.2020), в которых отмечается, что «рассматриваемая реклама адресована однозначно определенному кругу лиц…», а также в письменных пояснениях (вх. № 11328-з от 14.12.2020), в которых отмечается, что «реклама ПК «СОДРУЖЕСТВА» «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет «ПК СОДРУЖЕСТВО» для пайщиков 89277-85-98-02». 
Таким образом, довод председателя совета ПК «Содружество» <…> на заседании Комиссии 19.01.2021 о том, что «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02» является не рекламой, Самарское УФАС России считает несостоятельным и несоответствующим действительности. 
2.    В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Перечень данных федеральных законов исчерпывающий и состоит Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а также Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». 
Что касается деятельности потребительских кооперативов, то данная деятельность регулируется Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее- Закон РФ №3085-1), не предусматривающим профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Согласно преамбуле к данному закону, основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
 создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
 закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
 производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
 оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
 пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
Кроме того, в соответствии со статьей 123.2. Гражданского кодекса Российской Федерации, под потребительским кооперативом понимается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ №3085-1, потребительское общество правомочно привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц; а также осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков. 
В тексте устава ПК «Содружество», представленного Самарскому УФАС России информации о порядке кредитования и авансирования пайщиков не содержится. 
Вместе с тем, привлечение заемных средств от пайщиков не равнозначно выдаче займов пайщикам (кооперативом). 
Исходя из текста рекламы «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02», а также тексту письменных пояснений ПК «Содружество», в которых отмечается, что «удобные займы доступны только для пайщиков ПК «СОДРУЖЕСТВО», следует логичный вывод, что рекламируется именно предоставление займов (выдача) (пайщикам), а не привлечение займов (от пайщиков). 
В соответствии с частью 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
По состоянию на 19.01.2021г. ПК «Содружество» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре потребительских кооперативов).
В данном случае отсутствие статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие записи в государственных реестрах, осуществляемых Банком России является отсутствием специального разрешения, требуемого для осуществления рассматриваемого вида деятельности. 
Кроме того, относительно довода ПК «Содружество» о том, что дополнительным видом деятельности ПК «Содружество» является ОКВЭД 64.99.6 «деятельность по финансовой взаимопомощи», Самарское УФАС России считает необходимым пояснить следующее. 
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) № ЮЭ9965-21- 21698613, основным видом деятельности кооператива является Торговля оптовая цветами и растениями (ОКВЭД 46.22). 
Согласно п. 9 «Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713, основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Кроме того, ОКВЭД 64.99.6 «деятельность по финансовой взаимопомощи» входит в группу 64.99 «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки», которая включает в себя прочие виды деятельности в сфере финансовых услуг, прежде всего связанные с распределением финансовых средств, кроме предоставления займов, включая факторинговые услуги, заключение свопов, опционов и прочих срочных сделок.  
Таким образом ОКВЭД 64.99.6 «деятельность по организации финансовой взаимопомощи» не включает в себя деятельность по предоставлению займов и не определяет вид деятельности ПК «Содружество» по предоставлению займов. 
Таким образом, размещение в СМИ «Презент» рекламы «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02» в отсутствие у ПК «Содружество» юридической возможности осуществлять выдачу займов свидетельствует о нарушении части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе». 
3.    В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Ввиду того, ПК «Содружество» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре потребительских кооперативов), а также не наделен таким правом в соответствии с Законом РФ №3085-1, реклама «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02» нарушает частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 
4.    Довод ПК «Содружество» о том, что реклама «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02» «не направлена на выдачу займов каким либо иным лицам за исключением пайщиков указанного кооператива» считаем необоснованными по следующим основаниям. 
Согласно письменным пояснениям ПК «Содружество» (вх.№ 126-з от 12.01.2021) численность пайщиков кооператива на 17.12.2020 составляла 10 пайщиков. 
Тираж СМИ «Презент», выпуск №34 (5145) от 13.04.2020, в котором размещалась реклама «УДОБНЫЕ ЗАЙМЫ до 3 лет ПК «Содружество» для пайщиков 89277-85-98-02», в 200 000 экз. несоизмеримо больше численности членов кооператива ПК «Содружество» и, по мнению специалистов Самарского УФАС России, данное обстоятельство свидетельствует о дополнительном объекте рекламирования – самом ПК «Содружество».  
5.    В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
ПК Содружество в своих письменных пояснениях (вх. № 11314-з от 14.12.2020) обращает внимание на то, что «так же в информационном материале нет указания на то, что именно кооператив выдает эти займы и эти займы являются потребительскими. ПК «Содружество» решил в непростой инфекционный период оказать помощь пайщикам в получении займа».
Самарское УФАС России принимает во внимание данную информацию и приходит к выводу о том, что отсутствие в «информационном» материале указания на то, кто выдает займы и информации о том, являются ли они потребительскими, в совокупности с мелким и практически нечитаемым словом «для пайщиков», искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». 
Также Самарское УФАС России отмечает, что доводы ООО «ИнформЭкспресс», содержащиеся в материалах дела, абсолютно идентичны доводам ПК «Содружество» и не нуждаются в повторном изложении в описательной и мотивировочной частях решения. 
Учитывая изложенное, ПК «Содружество» является рекламодателем указанной рекламы, а ООО «ИнформЭкспресс» является рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается материалами дела, в том числе:
1. Заявлением Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ (исх.№ Т4-38-6/2465ДСП от 09.11.2020/ вх. № ДСП-170 от 16.11.2020 г.)
2. Определением о возбуждении дела №063/05/7-1040/2020 от 30.12.2020;
3. Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ИнформЭкспресс»;
4. Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПК «Содружество»
5. Письменными пояснениями ООО «ИнформЭкспресс» (вх.№ 11302-з от 11.12.2020 г.; вх.№ 11463-з от 17.12.2020);
6. Письменными пояснениями ПК «Содружество» (вх.№ 11328-з от 14.12.2020; 11314-з от 14.12.2020);
7. Письменными пояснениями ПК «Содружество» (вх.№ 126-з от 12.01.2021 г.);
8. Договором №405Р на размещение (опубликование) рекламно-информационных материалов в газете «Презент» («PRESENT») от 09.09.2019 г.;
9. Дополнительным соглашением №8 к Договору; 
10. Актом выполненных работ №120006661038 от 30.04.2020;
11. Уставом ПК «Содружество»;
12. Образцом заявления на вступление в ПК «Содружество»
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
   Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в действиях ПК «Содружество», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания ПК «Содружество».
Самарским УФАС России действия ПК Содружество были признаны нарушающими часть 7 статьи 5, часть 7 статьи 7, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
 За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. 
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе.
Дата совершения административного правонарушения – 13.04.2020 г., место совершения административного правонарушения – 445030, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Тополиная, д.38, офис 2).
В адрес ПК Содружество 30.12.2020 было направлено определение о возбуждении дела №063/04/14.3-55/2021 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, содержащее дату составления протокола об административном правонарушении – 19.02.2021 г., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №1 от 27.01.2021, кассовым чеком от 27.01.2021г., отчетом об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором 443123512242705 и атрибутом «вручение адресату 28.01.2021 г.». 
ПК Содружество представили документы и сведения по делу об административном правонарушении, запрошенные Самарским УФАС России.
В назначенную дату и время на составление протокола явился председатель Совета ПК Содружество <…>, лицо уведомлялось надлежащим образом. 
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела №063/04/14.3-53/2021 об административном правонарушении (исх.№ 1692/8 от 19.02.2021 г.) дело было назначено к рассмотрению на 05.03.2021 г. посредством видеоконференцсвязи (далее –ВКС). 
В назначенную дату и время на рассмотрение дела в формате ВКС явился представитель ПК «Содружество» - <…>, лицо уведомлялось надлежащим образом. 
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Факт совершения правонарушения ПК «Содружество» подтверждается протоколом по делу № 063/04/14.3-53/2020 об административном правонарушении, а также другими материалами дела №063/05/7-1040/2020. 
Также рассмотрен вопрос о возможности применения норм статьи 2.9 КоАП РФ, оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено. Правонарушение совершенно виновно, поскольку лицо, осуществляя действия по размещению рекламы, должно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе о рекламе, но не предприняло все возможные действия по его соблюдению при размещении указанной выше рекламы. 
Данные действия ПК «Содружество» прямо противоречат целям Закона о рекламе. В свою очередь, возможность привлечения лица к административной ответственности не поставлена законодателем в зависимость от наступления вредных последствий и причинения материального ущерба.
При этом прекращение правонарушения не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии факта нарушения, а также о признании его малозначительным. Данная позиция закреплена Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». При этом согласно пункту 18.1 данного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
За нарушение законодательства о рекламе вышеуказанными лицами иного порядка привлечения к ответственности нормами КоАП РФ не установлено.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.
При вынесении постановления учитывается факт того, что сведения о данном обществе включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1.1 статьи 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: 
а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
- юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
- юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», установлены следующие предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Следовательно, ПК «Содружество» подпадает под вышеуказанные критерии субъекта малого и среднего предпринимательства.
Согласно частям 1,2,3 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Под созданием угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей следует понимать возникновение таких обстоятельств, которые повлекли бы вредные последствия, если бы не были прерваны обстоятельствами, не зависящими от поведения лица, привлекаемого к административной ответственности. Угроза причинения вреда жизни и здоровью людей предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, в действиях ПК «Содружество» не установлено наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При рассмотрении дела учтены нормы части 3 статьи 4.1, статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, равно как обстоятельств, смягчающих ответственность не установлено. 
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 33 ФЗ «О рекламе», статьями 4.1 — 4.3, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 31.5 КоАП РФ, 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПК «Содружество» (445030, Самарская область, г. Тольятти, ул. Тополиная, д.38, офис 2, ИНН 6320040035, ОГРН 1196313071360, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 04.09.2019, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ применить к ПК «Содружество» меру ответственности в виде предупреждения за нарушение законодательства о рекламе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании статьи 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.


Заместитель руководителя Управления                                                               <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны