Решение №1042-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ИП <...> от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – Заявитель) на действия Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области (далее – отдел водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ, Организатор торгов) при проведении открытого аукциона № 225 по приобретению права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Саратовского водохранилища (р. Самара в подпоре Саратовского водохранилища, площадь 0,04397 кв. км, расположен в границах: Железнодорожный р-н, г.о. Самара, Самарская обл., на 1397 км от устья р. Волга, на 7,4-7,6 км от устья реки Самара, правый берег) для размещения плавучих объектов и сооружений для причаливания и отстоя судов, маломерных судов (извещение № 220520/2359392/01, https://torgi.gov.ru) (далее – Торги),

в присутствии: представителей от ООО «Корвет» – <...> (паспорт <...> <...> (доверенность); представителей от отдела водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ – <...> (доверенность), <...> (доверенность); представителей от <...><...> (доверенность), <...> (доверенность); ИП <...> (паспорт),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.01.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ИП <...> на действия отдела водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ при проведении Торгов.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлены Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам поступившей жалобы, при проведении Торгов имели место следующие нарушения установленного порядка:

  1. участники Торгов имели возможность самовольно пересаживаться с отведенных для них мест, совещаться и переговариваться друг с другом, а также с Аукционной комиссией, в связи с чем имеются признаки аффилированности и сговора участников;
  2. от участника с карточкой № 7 (ООО «Стройпластмасс-СП) принимал участие представитель, не зарегистрированный в установленном порядке;
  3. Аукционная комиссия принимала предложения от участников Торгов, поднявших карточки до полного оглашения Организатором торгов предыдущей ставки других участников.

От участника Торгов ООО «Стройпластмасс-СП» поступили возражения и дополнения на жалобу Заявителя, согласно которым общество указывает на правомерность своих действий и действий Организатора торгов при проведении аукциона, а также указывает на аффилированность ООО «Корвет» с другими участниками.

Отдел водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Торгов. Представил документы и сведения согласно уведомлениям Самарского УФАС России № 641/7 от 25.01.2021г., № 866/7 от 29.01.2021г.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

22.05.2020г. Организатором торгов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов размещено извещение и документация (далее – Аукционная документация) о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Саратовского водохранилища для размещения плавучих объектов и сооружений для причаливания и отстоя судов, маломерных судов.

Название водного объекта: Саратовское водохранилище (р. Самара в подпоре Саратовского водохранилища).

 

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» утверждены:

  • Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе,
  • Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее – Правила проведения аукциона).

Правила подготовки и заключения договора определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

Правила проведения аукциона определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, а также статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 22.05.2014г. № 225 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (далее – Административный регламент).

Таким образом, при проведении Торгов отделу водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ необходимо руководствоваться положениями Водного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения аукциона и Административным регламентом.

 

Согласно пункту 5 Правил проведения аукциона, пункту 111 Административного регламента при проведении аукциона не допускается:

  • создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации;
  • осуществление организатором аукциона координации деятельности участников аукциона, в результате которой ограничивается либо может ограничиваться конкуренция между участниками аукциона или ущемляются их интересы;
  • необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения аукциона Комиссия проводит аукцион.

Порядок и правила проведения аукциона установлены пунктом 9.1 Аукционной документации.

Как следует из пункта 9.1 Аукционной документации во время проведения аукциона участникам запрещается:

  • предлагать цену ниже начальной цены предмета аукциона;
  • во время заседания аукционной комиссии вступать в переговоры между собой, представителями организатора аукциона, аукционной комиссией;
  • запрещается использовать сотовые телефоны, покидать место проведения аукциона;
  • запрещено постоянно держать поднятой свою карточку, физически препятствовать поднятию карточки конкурентам, нецензурно выражаться, оскорблять других участников, представителей организатора аукциона, членов аукционной комиссии.

В случае нарушения указанных требований, участнику аукциона будет сделано предупреждение, а при повторном нарушении участник будет отстранен от дальнейшего участия в аукционе. Решение об отстранении участника аукциона от участия в аукционе принимается аукционной комиссией.

 

Во время проведения аукциона Организатором торгов и участниками осуществлялась видеозапись проведения процедуры. Копии указанных записей представлены в материалы жалобы.

Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на самовольные действия участников Торгов в части смены распределенных Организатором торгов для них мест; при проведении процедуры участники Торгов переговаривались и совещались друг с другом; участники вступают в переговоры с Аукционной комиссией.

Относительно указанных доводов Комиссия Самарского УФАС России отмечает следующее.

12.01.2021г. непосредственно до начала процедуры проведения Торгов Аукционной комиссией была произведена рассадка участников. Места для участников Торгов определялись непосредственно членами Аукционной комиссии. Организатор торгов указывает, что участникам аукциона были определены места в соответствии с их номерами регистрации по порядку с соблюдением требований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С целью соблюдения требований по социальному дистанцированию всем участникам Торгов было предложено занять места в зале через 1 кресло, «в шахматном порядке».

Как следует из представленных видеозаписей, до начала процедуры аукциона некоторые участники встают с первоначально отведенного для них места и пересаживаются на другое свободное место.

Вместе с тем, запрет на указанные действия участников Торгов, связанные со сменой изначально занятого места, действующим законодательством и Аукционной документацией не установлен.

Вступление в переговоры и ведение переговоров означает ведение обсуждений с целью заключения определенного соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. При этом, из представленных материалов не следует, что 12.01.2021г. на заседании Аукционной комиссии по проведению Торгов участники и их представители вступали в переговоры между собой или Аукционной комиссией с целью совершения недобросовестных действий. Наличие между участниками определенного соглашения, указывающего на недобросовестное поведение, либо срыв процедуры Комиссией Самарского УФАС России из представленных материалов не усматривается. Отсутствуют доказательства, подтверждающие, что переговоры участников носили противоправный характер и имели целью согласование поведения участников Торгов.

При указанных обстоятельствах в рамках рассмотрения данных доводов, в действиях Организатора торгов при организации и проведении аукциона нарушение норм, установленных действующим законодательством, Комиссией Самарского УФАС России не установлено.

Указанные доводы жалобы ИП <...> признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

Согласно пункту 9.1 Аукционной документации перед началом проведения аукциона Аукционная комиссия проверяет документы и полномочия, необходимые для участия в аукционе, у присутствующих представителей участников аукциона. Представители участника аукциона должны предоставить доверенность, выданную от имени участника аукциона. После этого уполномоченные представители участников аукциона получают от Аукционной комиссии пронумерованные карточки, которые соответствуют регистрационному номеру заявки участника аукциона, о чём делается запись в журнале регистрации участников аукциона, явившихся на процедуру открытого аукциона. В журнале регистрации участников аукциона указывается дата и время выдачи карточки участникам аукциона. Каждым участником аукциона может быть получена только одна карточка. Одно и то же лицо не может быть представителем 2 (двух) и более участников аукциона. Лицо не может быть представителем какого-либо участника аукциона, если это лицо само по себе является участником аукциона.

Карточки участников подлежат возврату по окончании заседания Аукционной комиссии (пункт 9.1 Аукционной документации).

Из материалов жалобы следует, что оба представителя участника с карточкой № 7 (ООО «Стройпластмасс-СП») – <...> и <...> были зарегистрированы в журнале регистрации участников аукциона, предъявили паспорта и оригиналы доверенностей. Из видеозаписи аукциона следует, что оба представителя ООО «Стройпластмасс-СП» подходят к столу регистрации и регистрируются.

Доказательств, указывающих на регистрацию представителей участника с карточкой № 7 (ООО «Стройпластмасс-СП») в нарушение установленного порядка, в материалы жалобы Заявителем не представлено. Действующим законодательством и порядком организации и проведения аукциона не установлен запрет на участие в Торгах двух представителей с надлежащим образом оформленными полномочиями. При этом, от участника с карточкой № 7 (ООО «Стройпластмасс-СП») карточку поднимал один представитель.

Таким образом, довод Заявителя в части нарушения Организатором торгов порядка регистрации участников материалами жалобы не подтверждается.

Указанный довод жалобы ИП <...> признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

Как следует из подпункта з) пункта 8, подпункта в) пункта 14 Правил проведения аукциона, подпункта 8 пункта 94 Административного регламента организатор аукциона, Аукционная комиссия (далее – Комиссия) совершают установленные действия, связанные с организацией аукциона.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения аукциона Комиссия проводит аукцион.

В силу пункта 12 Правил проведения аукциона, пункта 108 Административного регламента Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также настоящими Правилами.

Согласно подпунктам б), в) пункта 14 Правил проведения аукциона Комиссия выполняет функции в том числе по определению победителя аукциона, а также совершает иные действия, связанные с проведением аукциона.

Из системного толкования вышеуказанных положений законодательства следует, что определение порядка проведения Торгов возложено в том числе на Организатора торгов. Проведение процедуры аукциона осуществляется непосредственно Комиссией с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации, Правил проведения аукциона, Административного регламента.

При этом, создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц при организации и проведении Торгов действующим законодательством запрещено (подпункт а) пункта 5 Правил проведения аукциона, пункт 111 Административного регламента).

Из представленной в материалы жалобы видеозаписи следует, что во время оглашения Аукционной комиссией цены предмета аукциона (шаг 178, видеозапись Организатора торгов в период с 24:40 по 25:40) представители участников с карточками № 10 (<...>) и № 7 (ООО «Стройплатмасс-СП») держали свои карточки поднятыми. По указанной причине аукционистом данным участникам было сделано замечание, согласно которому карточку разрешается поднимать после полного оглашения предыдущей ставки других участников.

Проанализировав представленную видеозапись (видеозапись Организатора торгов в период с 25:10 по 25:20) Комиссией Самарского УФАС России установлено, что членом Аукционной комиссии указан порядок поднятия карточек, в соответствии с которым карточки разрешается поднимать после полного объявления цены предмета аукциона “… до последней копейки … .

Таким образом, Аукционная комиссия дополнительно дала пояснения относительно порядка проведения аукциона, в том числе относительно подачи участниками ценовых предложений. Указанные пояснения Аукционной комиссии относительно порядка поднятия карточек соответствуют общепринятому порядку проведения аукционов.

Далее, как следует из материалов видеозаписей, представителем участника с карточкой № 7 (ООО «Стройплатмасс-СП») предложен шаг цены аукциона 218. Комиссией Самарского УФАС России установлено, что карточка № 7 участника (ООО «Стройплатмасс-СП») была поднята ранее, чем Аукционная комиссия озвучила цену предмета аукциона до последней копейки, соответствующую шагу цены аукциона 218. Таким образом, предложение участника с карточкой № 7 (ООО «Стройплатмасс-СП») сделано с нарушением порядка поднятия карточек, определенного Аукционной комиссией (видеозапись Организатора торгов в период с 25:50 по 26:00). При этом, указанная цена аукциона была принята Аукционной комиссией.

Последний шаг цены аукциона 736 предложен участником с карточкой № 13 (<...>). Комиссией Самарского УФАС России установлено, что карточка № 13 участника (<...>) была поднята также ранее, чем Аукционная комиссия озвучила цену предмета аукциона до последней копейки, соответствующую предложенному участником шагу. Таким образом, предложение участника с карточкой № 13 (<...>) сделано с нарушением озвученного Аукционной комиссией порядка подачи участниками ценовых предложений (видеозапись Организатора торгов в период с 26:35 по 27:00). При этом, указанная цена аукциона была принята Аукционной комиссией. Победителем Торгов признан участник с карточкой № 13 (<...>).

Таким образом, из представленных видеозаписей следует, что предложения участников с карточками № 13 (<...>) и № 7 (ООО «Стройплатмасс-СП») поданы до момента полного оглашения предыдущей ставки других участников, и в дальнейшем названные цены приняты Организатором торгов. Указанные действия Организатора торгов нарушают объявленный Аукционной комиссией порядок подачи участниками ценовых предложений.

При этом, участник с карточкой № 10 (<...>), ранее получив персональное замечание, связанное с несвоевременным поднятием карточек, ожидал окончания объявления Аукционной комиссией цены предмета аукциона до последней копейки.

Учитывая изложенное, Организатором торгов нарушен порядок проведения аукциона, а именно порядок подачи участниками ценовых предложений, принятый Аукционной комиссией непосредственно при проведении Торгов, что повлекло неправомерное создание преимущественных условий для отдельных лиц (группы лиц) при организации и проведении Торгов.

При указанных обстоятельствах, в действиях Организатора торгов допущено нарушение норм, установленных подпунктом а) пункта 5 Правил проведения аукциона, пунктом 111 Административного регламента, при организации и проведении открытого аукциона № 225 по приобретению права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Саратовского водохранилища (р. Самара в подпоре Саратовского водохранилища, площадь 0,04397 кв. км, расположен в границах: Железнодорожный р-н, г.о. Самара, Самарская обл., на 1397 км от устья р. Волга, на 7,4-7,6 км от устья реки Самара, правый берег) для размещения плавучих объектов и сооружений для причаливания и отстоя судов, маломерных судов (извещение № 220520/2359392/01, https://torgi.gov.ru).

Данный довод, указанный в жалобе Заявителя, признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Организатора торгов нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Организатора торгов отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Торгов, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <...> на действия отдела водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ при проведении Торгов обоснованной в части.
  2. Признать в действиях Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области нарушение норм, установленных подпунктом а) пункта 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007г. № 230, пунктом 111 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 22.05.2014г. № 225.
  3. Выдать отделу водных ресурсов по СО Нижне-Волжского БВУ обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Торгов нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны