Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-405/2024 от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ063/05/5-405/2024

  

28 июня 2024 года                                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ...;

            Члены Комиссии –   ...

                                                ...,            

рассмотрев дело № 063/05/5-405/2024, возбужденное в отношении по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

 в отсутствие представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе , лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80106596905401 с пометкой «вручение адресату почтальоном», реестром внутренних почтовых отправлений № 203 от 28.05.2024;

в присутствии представителя:

Волго-Вятское ГУ Банка России (ул. Большая Покровская, 26, г. Нижний Новгород, 603008) … (представитель по доверенности)

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Самарского УФАС России поступили материалы Волго-Вятского главного управления ЦБ России (далее - ВВГУ ЦБ РФ) (от 03.05.2024 вх. № 6315-М/24) о наличии в действиях «Сберъ-Автоломбард» признаков нарушения рекламного законодательства.

Согласно материалам ВВГУ ЦБ РФ, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Московский проспект, д. 14А, расположено одноэтажное административное здание. На ограждении вокруг здания размещено световое табло с бегущей строкой «Сберъ Автоломбард 62-27- 62». На входе в офис размещена вывеска «Сберъ Автоломбард» с указанием режима работы с 10.00 до 18.00. На окнах помещения размещена надпись: «Авто Ломбард» и номера телефонов 62-27-62, 89278 92 27 62. Также рядом со зданием установлены баннеры со следующей информацией: «Сберъ-Автоломбард деньги под залог автомобиля и ПТС быстро просто удобно Московский пр-т 14а 62-27- 62», «АВТОЛОМБАРД СБЕРЪ».

Самарским УФАС России в рамках компетенции были осуществлены запросы в Администрацию городского округа Тольятти и ПАО «Мегафон».

Администрация городского округа Тольятти (вх. №6968-ЭП/24 от 17.05.2024), сообщила, что деятельность в автоломбарде «Сберъ-Автоломбард» не осуществляется, павильон закрыт.

ПАО «Мегафон» предоставило информацию по номерам (вх. №7105-ЭП-ДСП/24 от 21.05.2024), указанным на рекламных конструкциях по вышеуказанному адресу, так номер +79278922762 (добавочный номер +78482622762), выделен физическому лицу …

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Таким образом, баннер, установленный рядом со зданием, со следующей информацией: «Сберъ-Автоломбард деньги под залог автомобиля и ПТС быстро просто удобно Московский пр-т 14а 62-27- 62» является рекламой, поскольку информация на нем направлена на неопределенный круг лиц, имеет в качестве объекта рекламирования средство индивидуализации лица «Сберъ-Автоломбард» и объект рекламирования в виде услуг залога, займа от «Сберъ-Автоломбард».

«Сберъ-Автоломбард» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которые в соответствии со ст. 4 Закона № 353-ФЗ имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов). 

Реклама, указанная выше, содержит фразу «Сберъ-Автоломбард Деньги под залог автомобиля и ПТС», что дает основание потребителю предполагать, что «Сберъ-Автоломбард» осуществляет данный вид деятельности.

Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Залог отдельных видов имущества может быть ограничен или запрещен законом (часть 1 статья 336 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Учитывая, что предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки, следовательно, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС.

При таких обстоятельствах ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, реклама: «Деньги под залог автомобиля и ПТС» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация может вводить потребителей в заблуждение относительно возможности предоставления денежных займов под залог документа (ПТС) без оформления в залог транспортного средства.

Согласно части 14 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Лицо, действующее под брендом «Сберъ-Автоломбард» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, отсутствует в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе в Государственном реестре ломбардов, размещенном на сайте Банка России www.cbr.ru), не поднадзорно Банку России и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Исходя из указанных норм следует, что данная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5, часть 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-405/2024 по признакам нарушения рекламного законодательства, а именно пункта 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.20212 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума от 08.10.2012 № 58 (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, указанная выше информация имеет все признаки рекламы:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - представление займов под залог движимого имущества.

Таким образом, указанная информация должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям указанного федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из представленных заявителем фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В части 7 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» указано, что ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форм.

Исходя из материалов, предоставленных заявителем следует, что по адресу по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Московский проспект, д. 14А располагается «Сберъ-Автоломбард». Из рекламных конструкций следует, что ... (согласно ответу ПАО «Мегафон» 7105-ЭП-ДСП/24 от 21.05.2024 номер телефона, указанный на табло с бегущей строкой, принадлежит ...) осуществляет деятельность ломбарда. Размещенная информация свидетельствует о том, что магазин осуществляет свой основной вид деятельности – «деньги под залог автомобиля и ПТС». Вышеуказанная реклама сформулирована однозначно, ее смысл не искажен, предполагает выдачу займов и хранение вещей. Однако, лицо, действующее под брендом «Сберъ-Автоломбард» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, отсутствует в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России.

Фраза «деньги под залог автомобиля и ПТС» также нарушает пункт 2 части 3 статьи 5, поскольку данная информация может вводить потребителей в заблуждение относительно возможности предоставления денежных займов под залог документа (ПТС).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно данным, предоставленным Администрацией городского округа Тольятти (6989-ЭП/24 от 17.05.2024), деятельность в автоломбарде «Сберъ-Автоломбард» не осуществляется, павильон закрыт. Однако согласно заявлению и устному пояснению представителя Волго-Вятского ГУ Банка России, деятельность ломбарда по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Московский проспект, д. 14А осуществляется, причем физическим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, исходя из вышесказанного ... не зарегистрирован в качестве юридического лица и не внесен в реестр ломбардов. Следовательно, это нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На табличке над входом в помещение «Сберъ-Автоломбард» не указана организационно-правовая форма, исходя из которой можно было бы сделать вывод о лице, оказывающем услуги ломбарда.

Действия ... содержат признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28 и частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

... является рекламодателем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Ответом ПАО «Мегафон» (вх. № 7105-ЭП-ДСП/24 от 21.05.2024)
  2. Служебной запиской от 24.05.2024 года;
  3. Определением о возбуждении дела № 063/05/5-405/2024 и назначении дела к рассмотрению от 28.05.2024 года;

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о том, что нарушение прекращено, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдаче предписания ... о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ... нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы следующего содержания: «Сберъ-Автоломбард деньги под залог автомобиля и ПТС быстро просто удобно Московский пр-т 14а 62-27- 62» по адресу: г. Тольятти, Московский проспект, д. 14А.

  1. Выдать предписание ... о прекращении нарушения рекламного законодательства до ___.___.2024 года.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2024 г.

Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2024 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          …        

 

Члены Комиссии                                                                                                         …

                                                                                                                             

                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны