Решение б/н Решение по делу № 37-7312-11/6 ООО «Ремонт.Технологии.Серви... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «12» декабря 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: руководителя управления Л.Л. Пака, заместителя руководителя Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции О.В. Шабановой, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной,

рассмотрев дело № 37-7312-11/6 по признакам нарушения ООО «Самара-Терминал» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступило заявление ООО «Ремонт.Технологии.Сервис», содержащее сведения о бездействии ООО «Самара-Терминал», выразившемся в уклонении от заключения договора на оказание услуг по хранению нефтепродуктов на нефтебазах, принадлежащих ООО «Самара-Терминал».

Согласно доводам, изложенным в заявлении, 07.10.2010 года ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» в адрес ООО «Самара-Терминал» было направлено предложение о заключении договора на оказание услуг по хранению нефтепродуктов на нефтебазах, принадлежащих ООО «Самара-Терминал».

Однако, от ООО «Самара-Терминал» в адрес ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» извещения об акцепте, отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях, не поступало.

 

Самарским УФАС России по результатам рассмотрения указанного заявления было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Самара-Терминал» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

 

Согласно части 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

 

Закон о защите конкуренции устанавливает требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с участниками гражданского оборота. Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлены ограничения для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, Закон о защите конкуренции определяет обязанность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, заключать договор на предоставление оказываемых услуг или выполнение работ.

Следовательно, на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном товарном рынке, распространяется действие правовой нормы статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает положения о заключении договора в обязательном порядке.

 

ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» в адрес ООО «Самара-Терминал» посредством факсимильной связи было направлено письмо от 07.10.2010 г. № 55 (вх. № 1989 от 07.10.2010 г.), содержащее предложение о заключении договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов на Кряжской и Сызранской нефтебазах, с указанием планируемого объема хранения автомобильного бензина и дизельного топлива в год.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, письмо ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» от 07.10.2010 г. № 55 признается офертой, направленной в адрес ООО «Самара-Терминал» для заключения договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов.

Однако, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по истечении срока, установленного частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО «Самара-Терминал» извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях в адрес ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» направлено не было.

 

ООО «Самара-Терминал» были представлены письменные пояснения (письмо от 23.03.2011 г. № 475/126) о причинах уклонения от заключения договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов с ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

Согласно указанным пояснениям, с момента получения письма ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» (исх. № 55 от 07.10.2010 г.), содержащего предложение о заключении вышеназванного договора, ООО «Самара-Терминал» были проведены телефонные переговоры с представителем ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» по вопросу планируемых объемов хранения нефтепродуктов, условий и стоимости хранения. Письменного отказа ООО «Самара-Терминал» от заключения названного договора в адрес ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» не направлялось.

 

Для определения положения ООО «Самара-Терминал» на рынке услуг по хранению нефтепродуктов Самарским УФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок анализа состояния конкуренции на товарном рынке) проведен анализ состояния конкурентной среды на данном рынке в 2010 году.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка анализа состояния конкуренции на товарном рынке продуктовые границы рынка услуг по хранению нефтепродуктов определены Самарским УФАС России на основании мнении покупателей данных услуг об их взаимозаменяемости.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Опрос покупателей услуг по хранению нефтепродуктов показал, что хозяйствующие субъекты, у которых имеется потребность в получении данных услуг, при условии, что цена на них долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными, не готовы заменить названные услуги иными услугами.

Таким образом, по результатам анализа рынка установлено, что замена услуги по хранению нефтепродуктов другим видом услуг невозможна, и продуктовыми границами рынка рассматриваемого рынка являются:

- услуга по хранению бензина А-76;

- услуга по хранению бензина Аи-92;

-услуга по хранению бензина Аи-95;

- услуга по хранению дизельного топлива.

Кроме того, вышеуказанные продуктовые границы определены также с учетом пункта 6.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз (утверждены Приказом Минэнерго России от 19.07.2003 г. № 232), в соответствии с которым нефтепродукты каждой марки должны храниться в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах.

Географическими границами товарного рынка по оказанию услуг хранения нефтепродуктов являются административные границы Самарской области, поскольку указанной территорией определяется экономическая и техническая возможности потребителей услуг по хранению нефтепродуктов, находящихся на территории Самарской области, регулярно получать названные услуги.

В ходе проведенного анализа, исходя из объема рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем, установлено, что рассматриваемый региональный рынок услуг по хранению нефтепродуктов является высококонцентрированным. Следовательно, принимая во внимание указанный уровень концентрации, по результатам анализа сделан вывод о том, что рынок услуг по хранению нефтепродуктов является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

На территории Самарской области расположены нефтебазы иных хозяйствующих субъектов, которые оказывали услуги по хранению нефтепродуктов в 2010 году. Однако, наибольшую долю (более 50 %) на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов, а именно: автомобильного бензина (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельного топлива, занимает ООО «Самара-Терминал».

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Таким образом, учитывая долю ООО «Самара-Терминал» на рынке предоставления услуг по хранению нефтепродуктов, положение ООО «Самара-Терминал» признается доминирующим на указанном товарном рынке.

 

В ходе рассмотрения дела, ООО «Самара-Терминал» в письменных пояснениях (письмо от 19.05.2011 г. № 921/126) указано, что исходя из имеющегося объема резервуарного парка, в 2011 году ООО «Самара-Терминал» имеет возможность оказания услуг по приему, хранению и отгрузки нефтепродуктов для ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

Таким образом, у ООО «Самара-Терминал» на момент обращения ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» (письмо от 07.10.2011 г. № 55) имелась техническая и технологическая возможность принятия на хранение нефтепродуктов в объеме, указанном ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

В связи с тем, что ООО «Самара-Терминал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов в границах Самарской области, Общество, в силу положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе отказывать хозяйствующему субъекту, обратившемуся к нему за заключением договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов.

 

Однако, в ответ на оферту ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» о заключении договора на оказание услуг по приему, хранению и отгрузки нефтепродуктов, направленную в адрес ООО «Самара-Терминал» (письмо исх. № 55 от 07.10.2010 г., вх. № 1989 от 07.10.2010 г.), ООО «Самара-Терминал» 10.05.2011 г. письмом № 829/126 уведомило ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» о необходимости представления учредительных документов согласно прилагаемому перечню. Указанные документы необходимо было представить в адрес ООО «Самара-Терминал» в целях оформления договорных отношений с ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

23 мая 2011 года ООО «Самара-Терминал» от ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» были получены документы, необходимые для заключения вышеуказанного договора.

В ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «Самара-Терминал» была представлена надлежащим образом заверенная копия договора на оказание услуг по приему, хранению и отгрузки нефтепродуктов № 3340711/0221Д от 23.05.2011 г., заключенного между ООО «Самара-Терминал» и ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

Таким образом, Комиссией установлено, что оферта ООО «Ремонт.Технологии.Сервис», направленная 07.10.2010г., была акцептована ООО «Самара-Терминал» только 22.05.2011г., то есть с нарушением срока, предусмотренного частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Самара-Терминал» фактически уклонялось от заключения договора на оказание услуг по приему, хранению и отгрузки нефтепродуктов с ООО «Ремонт.Технологии.Сервис».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО «Самара-Терминал» злоупотребило доминирующим положением на рынке по оказанию услуг хранения нефтепродуктов путем уклонения от заключения названного Договора с ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» при наличии возможности оказания таковых услуг.

 

Таким образом, по результатам рассмотрения дела Комиссией установлено, что бездействие ООО «Самара-Терминал», выразившееся в уклонении от заключения с ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Однако, на момент принятия Комиссией решения по настоящему делу между ООО «Самара-Терминал» и ООО «Ремонт.Технологии.Сервис» заключен договор по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 23.05.2011 г., что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бездействие ООО «Самара-Терминал», выразившееся в уклонении от заключения договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны