Решение №3348/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ИП ... от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП ...

 

18.04.2022                                                                                                                   г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ... (далее - Заявитель) на действия ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ и оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, сооружений, помещений и прилегающей территории технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» (Извещение № 32211270501, https://zakupki.gov.ru/) (далее – Конкурс),

в присутствии: представителей Заказчика – ... (доверенность), ... (доверенность), Заявителя – ... (паспорт),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.04.2022 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ИП ... на действия ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Заказчиком в Документации о проведении Конкурса установлены ограничивающие конкуренцию требования и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе.

ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» указывал на соответствие документации о проведении Конкурса действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 12.04.2022 г. № 3182/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив», размещена в ЕИС 21.10.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

  1. 30.03.2022г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32211270501 о проведении Конкурса. Действующая редакция извещения размещена в ЕИС 30.03.2022г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 5.2.3 Документации о закупках, критерии оценок заявок, их значимость и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок установлены Методикой оценки и сопоставления конкурсных заявок (Приложение № 6 к конкурсной документации) (далее – Методика оценки и сопоставления заявок).

Указанной Методикой оценки и сопоставления заявок установлен критерий оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» по Показателю 1 - Предложение о качественных и функциональных характеристиках выполняемых работ и иные предложения об условиях исполнения договора в соответствии с техническими требованиями Заказчика, согласно которому:

«При оценке заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшими предложениями количественных и качественных характеристик выполняемых работ на основании технического задания (заявка, которая имеет наибольшую степень детализации и уровень содержательной проработанности предложения по выполнению работ на предмет соответствия техническим требованиям (техническому заданию) Заказчика).

Оценка конкурсных заявок (выставление баллов) осуществляется членами закупочной комиссии самостоятельно, исходя из внутреннего убеждения».

Предметом оценки по данному критерию являются следующие показатели:

 

Согласно доводам Заявителя, данный критерий является неизмеряемым, необъективным и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Исходя из представленных пояснений Заказчика, оценка заявок по данному критерию осуществляется на основании положений Раздела 4 – Технические требования (техническое задание) Документации о закупке.

Проанализировав вышеуказанный порядок оценки заявок, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что порядок определения установленных Заказчиком значений поставлен в зависимость от степени детализации информации, однако заказчик не раскрывает такие понятия, как «детализированные и проработанные организационно-технические предложения», «конкретные предложения».

В такой ситуации участникам Конкурса затруднительно определить, до какой степени детализировано и содержательно необходимо излагать описание выполняемых работ и оказываемых услуг, указанных в главе 4 Раздела 4 «Технические требования (техническое задание)» для получения максимального количества баллов по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Следовательно, в Документации о закупке отсутствует объективный порядок сопоставления и оценки заявок, определение победителя закупки может быть выполнено только на основе субъективного решения членов комиссии, что противоречит части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя признается Комиссией УФАС России обоснованным.

 

  1. Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках определен исчерпывающий перечень информации и документов, обязанность представления которых Заказчик вправе установить в Документации о закупке.

Согласно части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках, не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Пунктом 2 Документации о закупке Заказчиком установлены следующие квалификационные требования:

2.2.1. Требование к опыту выполнения работ (оказания услуг), связанных с предметом конкурса не менее 1 года.

2.2.2. Требования к обеспеченности кадровыми ресурсами (квалификация привлекаемых специалистов): наличие кадрового состава, определенного участником конкурса в качестве непосредственного исполнителя работ и услуг, указанных в техническом задании.

2.2.3. Требование к наличию лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2.2.4. Требование к обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда: наличие действующих удостоверений о прохождении обучения.

2.2.5. Требование к материально-техническое оснащенности участника: наличие собственного и (или) арендованного оборудования и инструмента.

Согласно доводам жалобы Заявителя, установление вышеуказанных дополнительных требований нарушают положения части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, как следует из содержания части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Разделом 2 Документации о закупке установлены обязательные и квалификационные требования к участникам закупки. Из положений Документации о закупке не следует, что Заказчик, устанавливая соответствующие требования о предоставлении документов в составе заявки участника в подтверждение соответствия дополнительным квалификационным требованиям, делает их представление обязательным для участников закупки. Кроме того, в соответствии с частью 19.2 статьи 3 Закона о закупках, отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

На основании вышеизложенного, установление дополнительных квалификационных требований в Документации о закупке не нарушает положения части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках. Довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

  1. Пунктом 6.5 Документации о закупке установлен размер обеспечения исполнения договора - 15% - 21 544 973 (двадцать один миллион пятьсот сорок четыре тысячи девятьсот семьдесят три) рубля 56 копеек.

Согласно доводам жалобы Заявителя, указанный размер обеспечения исполнения договора противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 135 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Постановление).

В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления, если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения:

а) не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса;

б) устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Вместе с тем, пунктом 2.4 Проекта договора (Приложение № 5 к Документации о закупке) предусмотрена выплата аванса: «Заказчик вправе по письменному обращению Исполнителя выплатить аванс в сумме не более 15% (пятнадцати процентов) от цены, указанной в п.2.1. настоящего Договора».

Положениями пункта 2.6 Проекта договора установлено следующее: «Выплата авансовых платежей за январь очередного финансового года может осуществляться Заказчиком в специальном порядке – до начала очередного финансового года в сумме не более 10% (десяти процентов) от Цены очередного года, указанной в п. 2.1. Договора, в случае наличия экономии средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего финансового года.

При этом выплата авансовых платежей с учетом положений п.2.4. настоящего Договора и настоящего пункта Договора осуществляется в пределах 15% (пятнадцати процентов) от Цены очередного финансового года, указанной в п.2.1. настоящего Договора».

Пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Проанализировав указанный порядок оплаты работ, услуг, установленный Документацией о закупке, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не соблюдено требование об определении размера, сроков и условиях выплаты авансовых платежей в Документации о закупке.

Довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России признается обоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя ... обоснованной в части.
  2. Признать в действиях ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 3, пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать ГАУ Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны