Решение №12840/7 РЕШЕНИЕ по жалобе АО «Раскат» от 7 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу акционерного общества «Раскат» (далее – Заявитель) на действия государственного унитарного предприятия Самарской области «Экология» (далее – Заказчик, ГУП «Экология») при проведении одноэтапного аукциона в электронной форме на право поставки уплотнителя (компактора) твердых коммунальных отходов для нужд ГУП «Экология» (извещение № 31908369923, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908369923, https://www.roseltorg.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ГУП «Экология» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.10.2019г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба АО «Раскат» на действия ГУП «Экология» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Документации о закупке установлены параметры необходимого к поставке объекта, подходящие только под одного производителя, установлена необходимость поставки конкретного товара, отсутствует возможность поставки эквивалента.

Заявитель считает, что Заказчик своими действиями ограничивает конкуренцию, допускает нарушения действующего законодательства.

ГУП «Экология» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 29.10.2019г. № 12525/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

04.10.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908369923 о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 15.10.2019г. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 15.10.2019г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Типового Положения о закупке товаров, работ, услуг бюджетных учреждений Самарской области, автономных учреждений Самарской области, государственных унитарных предприятий Самарской области (№ 1120001518), утвержденного Главным управлением организации торгов Самарской области (Приказ от 30.05.2019г. № 55), размещена в ЕИС 11.06.2019г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

30.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре № б/н от 30.10.2019г. (№ 31908369923-01), согласно которому по окончании срока подачи заявок подано 2 (две) заявки: 1. ООО «Дорожные Машины»; 2. ООО «Тракресурс-Регион». Закупочной комиссией по результатам рассмотрения заявок приняты решения: 1) допустить к участию в процедуре и признать участниками Аукциона следующих заявителей – ООО «Дорожные Машины» (состав документов заявителя соответствует требованиям Документации о закупке); 2) отказать в допуске к участию в процедуре и признать несоответствующими требованиям Документации о закупке следующих заявителей – ООО «Тракресурс-Регион» (указанный конкретный показатель «Количество вальцев, шт» не соответствует пункту 4 Спецификации; указанный конкретный показатель «Высота кулачков, мм» не соответствует пункту 5 Спецификации; указанный конкретный показатель «Максимальная скорость транспортная (вперед/назад), км/ч» не соответствует пункту 7 Спецификации; указанный конкретный показатель «Ширина уплотняемой полосы, мм» не соответствует пункту 8 Спецификации; указанный конкретный показатель «Удельное давление кулачков на грунт, кг/см2» не соответствует пункту 9 Спецификации; указанный конкретный показатель «Высота бульдозерного оборудования, мм» не соответствует пункту 13 Спецификации; указанный конкретный показатель «База, мм» не соответствует пункту 22 Спецификации).

 

Согласно пункту 27 части 1.1 раздела I Документации о закупке заявка участника закупки в части описания характеристик товара должна содержать конкретные показатели товара, по форме Спецификации, раздела III настоящей Документации о закупке.

Разделом II Документации о закупке установлено техническое задание (далее – ТЗ) на поставку уплотнителя (компактора) твердых коммунальных отходов  для нужд ГУП «Экология».

В соответствии с частью 4 ТЗ технические характеристики должны быть следующими:

 

Масса эксплуатационная, т

Не менее 26

Трансмиссия

гидростатическая

Количество вальцев, шт

Не менее 3

Высота кулачков, мм

Не менее 200

Максимальная скорость рабочая (вперед/назад), км/ч

Не менее 4,0

Максимальная скорость транспортная (вперед/назад), км/ч

Не менее 12,0

Ширина уплотняемой полосы, мм

Не менее 3300

Удельное давление кулачков на грунт, кг/см2

Не менее 270

Клиренс, мм

Не менее 900

Тяговое усилие, т

Не менее 29,0

Ширина бульдозерного оборудования, мм

Не менее 3500

Высота бульдозерного оборудования, мм

Не менее 1200

Высота бульдозерного оборудования с решеткой, мм

Не менее 2000

Двигатель:

 

Тип

дизельный

Мощность, кВт (л.с.)

Не менее 220 (300)

Габаритные размеры:

 

Длина с отвалом, мм

Не менее 8300

Длина без отвала, мм

Не менее 6700

Ширина с отвалом, мм

Не менее 3500

Ширина без отвала, мм

Не менее 3300

Высота, мм

Не менее 3700

База, мм

Не менее 4000

Бульдозерное оборудование (базовое)

прямое

Предпусковая система подогрева двигателя

наличие

Кондиционер

наличие

Емкость топливного бака, л

Не менее 900

 

Функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки установлены с учетом особенностей ландшафта полигона, на котором планируется эксплуатация закупаемого объекта, а также его размеров.

Из представленных ГУП «Экология» пояснений следует, что полигон представляет собой сложное инженерное сооружение в виде усеченной пирамиды, состоящей из пяти ярусов, и данный объект относится к высотным полигонам.

В целях обеспечения безопасности большое значение имеет высокая поперечная устойчивость уплотнителя (компактора). Она достигается за счет широкого расположения ведущих вальцев. Такая схема реализована в представленных на рынке уплотнителях с числом вальцев не менее трех, то есть с вальцами в количестве трех или четырех штук. Машины с двумя вальцами в силу особенностей своей конструкции имеют ширину почти на 30% меньше, поэтому они менее устойчивы и могут завалиться на бок при движении по неуплотненному слою мусора, особенно на высотном полигоне, где поверхность имеет уклоны. Кроме того, чем больше вальцов имеет уплотнитель, тем более высокую проходимость он обеспечивает.

Высота кулачков имеет большое значение для формирования однородного слоя отходов, также влияет на производительность машины. Чем большую высоту имеют кулачки, тем на большей глубине происходит измельчение отходов, эффективнее удаляются воздушные полости внутри слоя, уплотняемый слой прочнее связывается с нижележащими слоями отходов. Высота кулачков также влияет на срок службы всей машины. По мере эксплуатации стальные кулачки изнашиваются, что приводит к их стачиванию и уменьшению длины. Таким образом, кулачки относительно большей высоты, предусмотренные конструкцией уплотнителя, обеспечивают более длительный жизненный цикл машины с максимально возможным сохранением ее эксплуатационных характеристик. Исходя из вышеизложенного, с целью сокращения затрат, связанных с преждевременной заменой изношенных кулачков, а также на основании имеющегося у Заказчика опыта эксплуатации подобной техники на полигоне, в технических характеристиках была задана высота кулачков не менее 200 мм.

Удельное давление кулачков на грунт не менее 270 кг/см2 характеризует качество уплотнения слоя за один проход. При снижении данной характеристики для достижения заданной степени уплотнения отходов могут потребоваться дополнительные проходы, что повлечет необоснованные затраты при эксплуатации техники. Качественное уплотнение позволяет максимально увеличить отдачу от инвестиций в инфраструктуру полигона, повышает безопасность сотрудников, обеспечивая устойчивую поверхность, на которой работают машины и персонал.

Чтобы получить хорошие результаты уплотнения отходов, необходимо учитывать характер и состояние отходов, например влажность, и размещать их на карте полигона в определенной последовательности. В связи с этим транспортная скорость движения уплотнителя не менее 12 км/ч является его важной характеристикой с учетом большой площади полигона (проектная площадь – 350 тыс. кв. метров) и протяженностью маршрутов движения. От транспортной скорости движения уплотнителя зависят показатели его эффективности, так как количество уплотнителей у ГУП «Экология» на полигоне ограничено и данному виду техники необходимо выполнять задачи в различных точках карты полигона в разное время суток в зависимости от интенсивности потока и характера отходов, поступающих на полигон.

Ширина уплотняемой полосы не менее 3300 мм отражает возможность уплотнять слой отходов в определенном диапазоне. Уплотнители с шириной уплотняемой полосы не менее 3300 мм за один проход сразу охватывают максимальную полосу на полигоне. В пиковые часы работы полигона при максимальном потоке отходов уплотнитель с шириной уплотнения не менее 3300 мм позволяет выполнять работу более оперативно и эффективно, сокращая очереди при выгрузке отходов. Ширина уплотнения не менее 3300 мм достаточна для прокладывания доступных путей для мусоровозов в условиях высоконагруженного полигона «Преображенка» в Самарской области. От ширины уплотняемой полосы также зависит общая производительность уплотнителя.

Высота бульдозерного оборудования не менее 1200 мм задана с целью повышения безопасности работы оператора на полигоне. Помимо функции сгребания отходов, отвал выполняет также и защитную функцию, так как защищает оператора от опасных предметов, таких как отрезки арматуры, которые могут попадаться на полигоне и могут нанести вред его здоровью.

Длина базы уплотнителя не менее 4000 мм выбрана исходя из необходимости обеспечения продольной стабильности уплотнителя при движении по неоднородному ландшафту полигона «Преображенка» в Самарской области, а также для создания более комфортных условий работы для оператора при движении, уменьшения раскачивания машины.

Доказательств, опровергающих указанные доводы Заказчика, Заявителем не представлено.

 

Вышеуказанные подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому либо производителю. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям ГУП «Экология», что Законом о закупках не запрещено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Выбор победителя Аукциона, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

 

АО «Раскат» с целью предоставления возможности участия в Аукционе направило запрос о разъяснении положений Документации о закупке, согласно которому предложено внести изменения в ТЗ, расширяющие возможность поставки продукции, а именно:

  • количество вальцев, шт – не менее 2;
  • высота кулачков, мм – не менее 180;
  • максимальная скорость транспортная (вперед/назад), км/ч – не более 12,0;
  • ширина уплотняемой полосы, мм – не более 3300;
  • удельное давление кулачков на грунт, кг/см2 – не менее 250;
  • высота бульдозерного оборудования, мм – не менее 1000;
  • база, мм – не менее 3650.

Согласно представленным Заказчиком разъяснениям, параметры, перечисленные в запросе Заявителя, прямым образом влияют на производительность оборудования и устойчивость его на уклонах полигона твердых коммунальных отходов, что является существенным требованием ГУП «Экология». Закупка товара с заниженными характеристиками может привести к дополнительным затратам, уменьшающим возможную выгоду Заказчика, к снижению уровня безопасности при эксплуатации техники, снижению эффективности работы полигона, как объекта в целом, работа которого организована в соответствии с нормами федерального и муниципального законодательства, для обеспечения задач по защите здоровья человека и окружающей среды. В связи с чем, во внесении изменений в ТЗ отказано.

 

Из материалов жалобы следует, что при описании предмета закупки в Документации о закупке на поставку уплотнителя (компактора) твердых коммунальных отходов ГУП «Экология» не указывало требования в отношении товарного знака, что опровергает довод Заявителя в части необходимости использования Заказчиком слова «(или эквивалент)».

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

 

Таким образом, ГУП «Экология» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении одноэтапного аукциона в электронной форме на право поставки уплотнителя (компактора) твердых коммунальных отходов для нужд ГУП «Экология» (извещение № 31908369923, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908369923, https://www.roseltorg.ru).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу АО «Раскат» необоснованной.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ"
ИНН 6316029448, ОГРН 1026301156595
АО "РАСКАТ"
ИНН 7610122958, ОГРН 1167627104260