Решение б/н Решение от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

….

 

 

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ ….

  

02 ноября 2023 года                                                                                                            г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   …;

            Члены Комиссии –   ….

                                                …          

рассмотрев дело № 063/05/28-719/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя ….по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, п. 7, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

 в отсутствие представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе , был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80098388134284 с пометкой «Неудачная попытка вручения», реестром внутренних почтовых отправлений № 259 от 22.09.2023, чеком 25.09.2023;

в присутствии представителя:

Волго-Вятское ГУ Банка России (ул. Большая Покровская, 26, г. Нижний Новгород, 603008) (представитель по доверенности) была уведомлена надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80098388134307 с пометкой «Вручение адресату почтальоном», реестром внутренних почтовых отправлений № 259 от 22.09.2023, чеком 25.09.202

ГБУ СО «ЦРР» (ул. Ново-Садовая, д. 163, 4 этаж, г. Самара, 443086) (представитель по доверенности) была уведомлена надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80098388134291 с пометкой «Вручение адресату почтальоном», реестром внутренних почтовых отправлений № 259 от 22.09.2023, чеком 25.09.2023

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Самарского УФАС России поступило заявление Волго-Вятского ГУ Банка России (вх. № 7957/23 от 03.07.2023г.) о наличии в действиях …признаков нарушения рекламного законодательства.

Как следует из материалов заявления, по адресам:

1) г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11 А располагается многоэтажный жилой дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На торце здания размещена рекламная конструкция, содержащая следующую информацию: «24 часа КОРОНА ЛОМБАРД Деньги есть всегда ЗАЛОГ НИЗКИЙ % СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%». Рядом с входной дверью размещена табличка с информацией «ИП … режим работы круглосуточно». Внутри помещения расположены стеллажи с товарами. На ценниках указана информация о продавце — ИП ….

2) г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 60 расположен трехэтажный торговый центр «Детский мир» на 1-ом этаже которого находится помещение с отдельным входом в офис. Над входом в офис размещена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА 24 часа ЗАЛОГ НИЗКИЙ % деньги есть всегда СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП ….(). Внутри помещения расположены стеллажи с товарами. На ценниках указана информация о продавце — ИП …

3) г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 2 расположен жилой многоэтажный дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. Над входом в офис размещена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА 24 часа». Рядом с входом в офис размещена информация: «ЗАЛОГ С НИЗКИЙ % деньги есть всегда СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП…). Внутри помещения расположены стеллажи с товарами. На ценниках указана информация о продавце — ИП …

4) г. Тольятти, ул. Ленина, д. 80 расположен жилой пятиэтажный дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На фасаде здания, над входом в офис, размещена следующая информация: «ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ В ГОРОДЕ! ЛОМБАРД КОРОНА 24 часа». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП …. Внутри помещения расположены стеллажи с товарами. На ценниках указана информация о продавце — ИП …
         5) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 53 расположен жилой пятиэтажный дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На фасаде здания, размещены рекламные конструкции, содержащие следующую информацию: «КОРОНА ЛОМБАРД ЗАЛОГ Низкий СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%». Над входом в офис размещена следующая информация: «КОРОНА ЛОМБАРД Круглосуточно». На входной двери размещена табличка с режимом работы (круглосуточно) и наименованием ИП … В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП ….

6) г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д, 50 расположен жилой многоэтажный дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На фасаде здания над входом в офис размещена следующая информация: «КОРОНА ЛОМБАРД». Справа и слева от входа в офис размещена следующая информация: «КОРОНА ЛОМБАРД 24 часа ЗАЛОГ НИЗКИЙ % Деньги есть всегда Лучшие условия в городе СОТНИ ТОВРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%. На входной двери размещена табличка с режимом работы (круглосуточно) и наименованием ИП … В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП …Внутри помещения на ценниках указана информация о продавце — ИП Л….

7) г. Тольятти, ул. Мира, д. 76 расположен жилой четырехэтажный дом, на 1ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На фасаде здания, над входом в офис, размещена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА 24». На входной группе размещена рекламная конструкция, содержащая следующую информацию: «ЗАЛОГ НИЗКИЙ % Деньги есть всегда СОТНИ ТОВРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ Скидки до 70%». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе ИП … (…). Внутри помещения на ценниках указана информация о продавце - ИП …. Кроме того, по указанному адресу распространяются визитные карточки содержащие следующую информацию; «КОРОНА ЛОМБАРД ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ В ГОРОДЕ МЫ ПРИНИМАЕМ ВСЁ: от сот.телефона до недвижимости». На обратной стороне указаны адреса офисов в г. Тольятти, г. Жигулевске и адрес страницы в контакте VK.СОМ/KORONA_LOMBARD.
         8) г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 16В расположено административное здание, в котором размещается офис. На фасаде здания, над входом в офис, размещена вывеска «Ломбард Корона», на одном из фасадов здания размещена рекламная конструкция, содержащая следующую информацию: «KORONA AVTO ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС АВТОЛОМБАРД». На стене размещена табличка с режимом работы (круглосуточно) и наименованием ИП …Внутри помещения на ценниках указана информация о продавце — ИП ….

9) г. Тольятти, ул. Тополиная, д. 45 расположено одноэтажное административное здание с отдельным входом в офис. Вход в офис оборудован вывеской «24 часа ЛОМБАРД КОРОНА». Напротив здания установлен указатель: «ЛОМБАРД». На фасаде здания над входом в офис, размещена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА 24 часа». Рядом с входом в офис размещена следующая информация: «КОРОНА ЛОМБАРД Деньги есть всегда». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе ИП ….). На ценниках указана информация о продавце — ИП ….
         10) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 31 расположен жилой трехэтажный дом, на 1-ом этаже которого находится нежилое помещение с отдельным входом в офис. На фасаде здания, над входом в офис, размещена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА 24 час». «ВЫГОДНО купить продать». Рядом со входом размещена следующая информация: «ЛОМБАРД 24 часа ДЕНЬГИ есть всегда Корона ломбард Низкий% Залог». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе ИП ….. На ценниках указана информация о продавце — ИП …         11) г. Жигулевск, ул. Приволжская, д. 9 расположено одноэтажное административное здание с отдельным входом в офис. Справа от входной двери в офис размещены вывески «магазин-ломбард КОРОНА» «ИП …. режим работы с 9:00 до 21:00». На фасаде здания размещена рекламная конструкция следующего содержания: «24 часа КОРОНА ЛОМБАРД Лучшие Условия в городе ВЫГОДНО купить продать залог низкий%». Над входом в офис, размещена конструкция со следующей информацией: «МАГАЗИН — ЛОМБАРД КОРОНА». В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ….. На ценниках указана информация о продавце – ИП …

12) г. Жигулевск, ул. Ленина, д. 8 расположен трехэтажный торговый центр «Березка». На 1 этаже здания расположен офис, оборудованный отдельным входом. На фасаде здания над входом в офис размещена следующая информация «ЛОМБАРД КОРОНА 24 ЧАСА. На торце здания расположена следующая информация: «ЛОМБАРД КОРОНА круглосуточно». Рядом с входной дверью размещена табличка с режимом работы (круглосуточно» и наименованием ИП … В помещении имеется уголок потребителя, на котором размещена копия листа записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей …. Внутри помещения расположены стеллажи с товарами. На ценниках указана информация о продавце – ИП ….

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон № 353-ФЗ) потребительский заем (кредит) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом, согласно статье 4 Закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно имеющимся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России отчетным данным, предоставляемым в Банк России ломбардами, ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по указанным выше адресам деятельность не осуществляют.
         ИП … не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов, размещенном на сайте Банка России www.cbr.ru), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Учитывая изложенное, информация, размещенная по адресам: г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11 А, пр. Степана Разина, д. 60, пр. Степана Разина, д. 2, ул. Ленина, д. 80, ул. Карла Маркса, д. 53, ул. Лизы Чайкиной, д. 50, ул. Мира, д. 76, ул. Ворошилова, д. 16В, ул. Тополиная, д. 45, ул. Карла Маркса, д. 31 и г. Жигулевск, ул. Приволжская, д. 9, ул. Ленина, д. 8 может свидетельствовать об осуществлении нелегальной деятельности по выдаче потребительских займов под залог движимого имущества, а также имеет, по мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, все признаки рекламы:

адресована неопределенному кругу лиц;

направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – к брендам «ЛОМБАРД КОРОНА», и финансовой услуге по выдаче потребительских займов под залог движимого имущества.

По мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, указанная выше рекламная информация имеет признаки нарушения следующих требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона № 38-ФЗ):

пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Использование в рекламе терминов в превосходной степени («Мы лучше чем Ломбард», «лучшие условия в городе», «СОТНИ ТОВРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ» «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС быстро Выгодно» «ВЫГОДНО купить продать» «низкий%») должно производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение с который имеет объективное подтверждение;

части 7 статьи 5 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Использование слов «ЛОМБАРД», «ЗАЛОГ» «низкий %» «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС быстро выгодно» может ввести обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в заблуждение относительно характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности, а также возможности предоставления денежных займов под залог ПТС без оформления в залог транспортного средства;

пункта 7 статьи 7 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которым не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В данном случае отсутствие у субъекта ИП … статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, по мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, может квалифицироваться как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества;

части 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество);

части 13 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается;

части 14 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой если оказанием банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности — может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.20212 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума от 08.10.2012 № 58 (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, указанная выше информация имеет все признаки рекламы:

-         адресована неопределенному кругу лиц;

-         направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - представление займов под залог движимого имущества.

Таким образом, указанная информация должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям указанного федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из представленных заявителем фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.6 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра. Пунктом 3 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» установлено, что юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.

ИП … не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которые в соответствии со ст. 4 Закона № 353-ФЗ имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов). 

ИП ….не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). Использование слова «Ломбард» содержит признаки п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Акцентирование внимания потенциального потребителя происходит на слове «ЛОМБАРД», поскольку оно выполнено крупным шрифтом. У обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, может сложиться впечатление, что в данном месте располагается ломбард – специальный субъект, оказывающий финансовые услуги по выдаче займов под залог движимого имущества.  

Кроме того, некорректное сравнение со всеми ломбардами за счет использования фразы «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД» и отсутствие критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение, может свидетельствовать о наличии признаков нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ № 38-ФЗ, в соответствии с которым недобросовестной признается реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.    

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, путем употребления слов "лучший" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

ИП …не обладая статусом ломбарда и не выполняя требований Закона № 196-ФЗ, привлекает к себе внимание потребителей, использование обозначение «Ломбард», в связи с чем, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушая этим права других хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ломбардов, а также вводя граждан в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и гарантий, которые предоставляются гражданам законодательством о ломбардной деятельности.

В ответ на определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 063/05/28-580/2023 ИП … представил письменные пояснения (вх №10541/23 от 25.08.2023), из которых следует, что спорные вывески, были установлены ИП ….), которая ранее арендовала данное помещение», «и на момент аренды помещений, рекламные вывески уже были установлены».

Самарским УФАС России были рассмотрены данные пояснения, однако при рассмотрении актов осмотра рекламных конструкций, предоставленных ГБУ СО «ЦРР» (вх. №12933/23 от 13.10.2023) выяснилось, что предписания выдавались ИП …., причем ее конструкции отличались от тех, что на данный момент представлены по адресам, указанным выше (стиль ИП … – белые буквы на голубом фоне, стиль ИП …. – желтые буквы на синем фоне, а также изображение золотой короны).

Исходя из этого можно сделать вывод, что рекламные конструкции и информация на них принадлежат ИП ….

Комиссия Самарского УФАС России проанализировала предоставленные фотоматериалы на предмет нарушения ИП …. рекламного законодательства и пришло к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

 Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (магазин, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Закона о рекламе 2023-112891 3 не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Таким образом, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, ненадлежащими рекламными конструкциями являются:

 1) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 53: «мы принимаем все СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ скидки до 70%», «низкий %»;

2) г. Тольятти, ул. Мира, д. 76: «низкий %, лучшие условия в городе СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ скидки до 70%»;

3) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 31: «ВЫГОДНО КУПИТЬ ПРОДАТЬ» «ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА» «низкий %»;

4) г. Тольятти, ул. Тополиная, д. 45: «КУПИМ ВСЕ ДОРОГО! ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА»;

5) г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 50: «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%, низкий%», «низкий %»;

6) г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 2: «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%, лучшие условия в городе, низкий %»;

7) г. Тольятти, ул. Ленина, д. 80: «ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ В ГОРОДЕ»;

8) г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11А: «лучшие условия в городе, ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА, низкий %, СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%»;

9) г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 16В: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС АВТОЛОМБАРД»;

10) г. Тольятти, ул. Степана Разина, д. 60: «лучшие условия в городе, низкий %», «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%»;

11) г. Жигулевск, ул. Ленина, д. 8: «лучшие условия в городе, выгодно купить продать»

12) г. Жигулевск ул. Приволжская, д. 9: «лучшие условия в городе, ВЫГОДНО КУПИТЬ ПРОДАТЬ, низкий %»;

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В настоящем случае ИП ….исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1.       Заявление ВВГУ ЦБ РФ (вх. № 7957/23 от 03.07.2023);

2.       Фотоматериалами;

3.       Определением о выделении дела № 063/05/28-580/2023 в отдельное производство (от 18.08.2023 № 6381/8);

4.       Договорами аренды нежилых помещений, заключенных между ….. и ИП ….

5.       Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 063/05/28-719/2023;

7.       Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП …

8.         Письменными пояснениями ИП … (вх №10541/23 от 25.08.2023)

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о том, что нарушение прекращено, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдаче предписания ИП ….прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь чатью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020                   № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.       Признать ИП …., нарушившим требования в п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы следующего содержания:

1) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 53: «мы принимаем все СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ скидки до 70%», «низкий %»;

2) г. Тольятти, ул. Мира, д. 76: «низкий %, лучшие условия в городе СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ скидки до 70%»;

3) г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 31: «ВЫГОДНО КУПИТЬ ПРОДАТЬ» «ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА» «низкий %»;

4) г. Тольятти, ул. Тополиная, д. 45: «КУПИМ ВСЕ ДОРОГО! ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА»;

5) г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 50: «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%, низкий%», «низкий %»;

6) г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 2: «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%, лучшие условия в городе, низкий %»;

7) г. Тольятти, ул. Ленина, д. 80: «ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ В ГОРОДЕ»;

8) г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11А: «лучшие условия в городе, ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА, низкий %, СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%»;

9) г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 16В: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ ПТС АВТОЛОМБАРД»;

10) г. Тольятти, ул. Степана Разина, д. 60: «лучшие условия в городе, низкий %», «СОТНИ ТОВАРОВ ПО СУПЕР ЦЕНАМ, скидки до 70%»;

11) г. Жигулевск, ул. Ленина, д. 8: «лучшие условия в городе, выгодно купить продать»

12) г. Жигулевск ул. Приволжская, д. 9: «лучшие условия в городе, ВЫГОДНО КУПИТЬ ПРОДАТЬ, низкий %»;

  1. Выдать предписание ИП …о прекращении нарушения рекламного законодательства до 1 марта 2024 года.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Л….
  3. Направить копию решения по делу № 063/05/28-719/2023 в ГБУ СО «Центр размещения рекламы» для принятия мер в рамках компетенции.

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          …

 

Члены Комиссии                                                                                                         

                                                                                                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны