Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 4-1638-15/6 от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Адресатам по списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «06» мая  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» мая 2015 г.                                    

 

Комиссия Самарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции Д.М. Кирилиной, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции М.Д. Челяпиной,

рассмотрев дело № 4-1638-15/6, возбужденное по признакам нарушения Мэрией городского округа Тольятти  пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили заявления ООО «Маяк», ООО «Люкс-Авто», ООО «Сити-Транс-Сервис», ООО «Росвэн», ООО «Лайн Сити», ООО «Интерколор» (далее – Заявители, Перевозчики), содержащие информацию о действиях Мэрии городского округа Тольятти при проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе  Тольятти. Кроме того, Прокуратурой города Тольятти в адрес Самарского УФАС России были направлены заявления Перевозчиков, содержащие аналогичные доводы.

Как следует из содержания заявлений, 12 декабря 2014 года Мэрией г.о. Тольятти был проведен конкурс на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти (далее - Конкурс) с разделением на 13 лотов. Извещение о проведении Конкурса  было размещено 11.11.2014г. в газете «Городские ведомости», являющейся официальным печатным изданием в городском округе Тольятти. Конкурсная документация и проект договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти (являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации) были размещены на официальном сайте http://www.tgl.ru/auction4/.

Согласно доводам Заявителей, в конкурсной документации на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти и в проекте типового договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти (далее - Договор) содержатся дискриминационные положения, не соответствующие Закону о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявлений Перевозчиков Самарским УФАС России было возбуждено дело № 4-1638-15/6 по признакам нарушения Мэрией городского округа Тольятти пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

 

1. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № ПР-212, предусмотрено увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» указывается на внедрение современных технологий обслуживания пассажиров, в том числе электронных.

 

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15 «Об организации перевозок по внутримуниципальным маршрутам  в Самарской области для отдельных категорий граждан» (далее – Постановление Правительства Самарской области 02.02.2005г. № 15) с 01 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на транспорте общего пользования, выполняющем перевозки по внутримуниципальным маршрутам на территории Самарской области, отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области, за исключением случаев, устанавливаемых пунктом 2.2 настоящего Постановления, и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета, установленного пунктами 1 и 2 настоящего Постановления.

В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства Самарской области 02.02.2005 г. № 15 с 01 февраля 2011 года в городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей.

Таким образом, указанный нормативный правовой акт предусматривает  осуществление перевозок отдельных льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам в Самарской области с использованием соответствующих социальных карт, предполагающих безналичную оплату проезда.

 

Согласно постановлению Мэра г.о. Тольятти от 16.09.2008 г. № 2356-п/1 «О внедрении в городском округе Тольятти автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте» (далее - Постановление Мэра городского округа Тольятти от 16.09.2008 г. № 2356-п/1), в г.о. Тольятти организовано внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском транспорте общего пользования с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронный проездной: Социальная карта жителя Самарской области» (для лиц, осуществляющих проезд в городском пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам) и «Транспортная карта».

В соответствии с пунктом 2.1 указанного Постановления Мэра г.о. Тольятти от 16.09.2008 г. № 2356-п/1 Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии необходимо организовать в срок до 01.10.2008 г. за счет средств муниципальных транспортных предприятий:

- оснащение подвижного состава муниципальных транспортных предприятий техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт;

- изготовление бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт и их реализацию.

Пунктом 3 указанного Постановления Мэра г.о. Тольятти от 16.09.2008 г. № 2356-п/1 определено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуется при осуществлении пассажирских коммерческих перевозок по установленным маршрутам использовать автоматизированную систему учета безналичной оплаты проезда.

Учитывая  изложенное, положениями  вышеуказанных  нормативных правовых актов  не установлена обязанность для предприятий частной (немуниципальной) формы собственности оснастить свои транспортные средства техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт.

При указанных обстоятельствах, положения Постановления Мэра г.о. Тольятти от 16.09.2008 г. № 2356-п/1 распространяют свое действие на конкретный субъектный состав - муниципальные транспортные предприятия. Таким образом, указанное Постановление Мэра на иных субъектов, осуществляющих деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по внутримуниципальным маршрутам г.о. Тольятти, обязанность по оснащению транспортных средств названными техническими средствами не возлагает.

Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 15.10.2007 г. № 3059-1/П утверждено «Положение о транспортной карте жителя городского округа Тольятти» (далее - Положение). Указанное Положение регулирует порядок выдачи и пользования транспортной картой жителя городского округа Тольятти, основные требования к транспортным картам, порядок изготовления, обращения и прекращения действия транспортной карты.

Согласно указанному Положению Транспортная карта вводится в целях улучшения транспортного обслуживания граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки при проезде в муниципальном общественном пассажирском транспорте, а так же совершенствования системы учета проезда всех категорий граждан.

Как следует из  пункта 1.1. Проект типового Договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальному (ым) маршруту (ам) в городском округе Тольятти (далее – Договор) перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок всех категорий граждан по внутримуниципальному (ым) маршруту (ам), включенному (ым) в маршрутную сеть внутримуниципальных маршрутов городского округа Тольятти, утвержденную нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, в строгом соответствии с утвержденными схемой (ами) маршрута (ов) и расписанием (ями) движения транспортных средств по маршруту (ам).

Согласно пункту 2.4.11 Договора перевозчик обязуется осуществлять перевозки всех категорий граждан, в том числе отдельных категорий граждан, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 г. № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», в постановлении Тольяттинской городской Думы от 15.01.2003 г. № 644 «О предоставлении права на льготный проезд пассажиров в городском пассажирском автомобильном и электротранспорте г. Тольятти».

Таким образом, в соответствии с положениями Договора победители Конкурса по каждому из лотов обязуются осуществлять перевозки отдельных льготных категорий граждан. Учитывая положения действующих региональных и муниципальных нормативных правовых актов необходимым условием для осуществления перевозок отдельных льготных категорий граждан является  использование социальных карт, предполагающих безналичную оплату проезда.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что с учетом требований конкурсной документации, Договора, предлагаемого Мэрией г.о. Тольятти к заключению по итогам Конкурса, пассажирские транспортные предприятия любых форм собственности в целях соблюдения указанных требований и надлежащего исполнения заключенных по итогам Конкурса договоров обязаны оснастить свои транспортные средства техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт.

При этом, условия договора, предлагаемого Мэрией г.о. Тольятти к заключению по итогам Конкурса, содержащиеся в пунктах 1.1, 2.4.11, не могут рассматриваться иначе как обязанность перевозчиков оснастить свои транспортные средства техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт. Указанные средства являются автоматизированной системой учета и безналичной оплаты проезда.

При этом, автоматизированная система учета и безналичной оплаты проезда – это программно-аппаратный комплекс, функционирование которого невозможно без присоединения перевозчика к существующей в г.о. Тольятти платежной системе. Указанное присоединение осуществляется путем заключения перевозчиком соответствующего договора с оператором системы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что без оснащения своих транспортных средств техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт, а также без заключения договора с оператором системы, хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки в г.о. Тольятти, невозможно обеспечить исполнение условий Договора о необходимости осуществлять перевозки льготных категорий граждан.

 

Согласно части 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии с частью 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Частью 1 статьи 861 ГК РФ установлено, что  расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Статьей 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), установлено, что потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу части 1 статьи 784, части 1 статьи 786, части 1 статьи 861 Гражданского кодекса РФ, статьи 37 Закона о защите прав потребителей обеспечение приема оплаты проезда в безналичном порядке при перевозке пассажиров, является правом как исполнителя услуг, так и потребителя, но не обязанностью субъектов договора перевозки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе на признании свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 421 ГК РФ, установлено, что гражданское законодательство основывается на свободе договора, запрещении понуждения к заключению договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

В этой связи, обеспечение приема оплаты проезда в безналичном порядке при перевозке пассажиров и багажа, является правом исполнителя услуг (перевозчика), заключение договоров присоединения к платежной системе является правом исполнителя услуг (перевозчика); понуждение к заключению названных договоров не допускается.

 

Согласно части 1 статьи 8 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (далее – Закон № 107-ГД) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих регулярные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Указанный договор заключается по результатам конкурса на срок не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также при заключении договоров об осуществлении регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, единственным возможным способом выхода на рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти является участие в конкурсах на осуществление указанных услуг.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Мэрия г.о. Тольятти путем установления в Договоре, заключаемом по итогам Конкурса, условия о необходимостивтоматизированной системой учета и безналичной оплаты проезда.

Таким образом, Комиссия полагает, что пассажирским транспортным предприятиям города Тольятти созданы необоснованные препятствия деятельности в виде возложения обязанности по оплате всех затрат, связанных с установкой, подключением и функционированием указанной системы.

На основании изложенного, пассажирские транспортные предприятия г.о. Тольятти для осуществления своей основной хозяйственной деятельности должны участвовать в Конкурсе на условиях, ограничивающих их хозяйственную деятельность, поскольку на пассажирские транспортные предприятия необоснованно возложены обязанность заключить договор присоединения к системе безналичной оплаты и бремя несения затрат, связанных с ее внедрением и функционированием.

 

При этом, из материалов дела следует, что хозяйствующим субъектом, транспортные средства которого оснащены техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных пластиковых карт, в г.о. Тольятти является Муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (далее – МП ТПАТП № 3). Указанным предприятием заключен договор возмездного оказания услуг от 01.08.2009 г. № 04 с ООО «Процессинговый центр пассажирского транспорта». В рамках данного договора ООО «Процессинговый центр пассажирского транспорта» выполняются функции оператора автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в г.о. Тольятти, а также функции расчетного центра при осуществлении работы названной системы.

Таким образом, Комиссией установлено, что МП ТПАТП № 3 присоединено  к автоматизированной системе учета и безналичной оплаты проезда в г.о. Тольятти с 01.08.2009 г. Факт оснащения транспортных средств МП ТПАТП № 3 техническими средствами приема и обслуживания бесконтактных пластиковых карт подтверждается письмом Предприятия от 16.01.2015 г. № 46.

 

Постановлением Мэра г.о. Тольятти от 29.01.2008 г. № 284-1/п утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом в городском округе Тольятти» (далее -  Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, предоставление субсидий за счет средств бюджета г.о.Тольятти юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе наряду с иными в следующих целях:

- возмещения недополученных доходов получателям субсидии от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам по транспортной карте жителя городского округа Тольятти (льготный электронный проездной билет - студенты и учащиеся, социальная карта жителя Самарской области - пенсионеры);

- возмещения недополученных доходов получателям субсидии от перевозки пассажиров по внутримуниципальным маршрутам по льготному тарифу с использованием безналичной оплаты проезда.

Таким образом, исходя из положений Порядка предоставления субсидий следует, что возмещение недополученных доходов на осуществление перевозок отдельных льготных категорий граждан путем предоставления субсидий за счет средств бюджета г.о.Тольятти возможно только в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет перевозки указанных категорий пассажиров с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда.

Мэрией г.о. Тольятти письмом от 03.04.2015 г. № 1240/4.2 в материалы дела были представлены сведения о хозяйствующих субъектах, которым были выделены субсидии в целях возмещения недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам по транспортной карте жителя г.о. Тольятти в 2013 г., 2014 г., 1 квартале 2015 года.

Как следует из документов и сведений, представленных  Мэрией г.о.  Тольятти, в 2013г., 2014 г. 70 % от общего объема денежных средств, предоставленных в качестве субсидий, получено МП ТПАТП № 3; 25 % объема денежных средств представлено Муниципальному транспортному предприятию городского округа Тольятти «Тольяттинское троллейбусное управление» и 5 % - ООО «Авто-Фарт». В 1 квартале 2015г. 70 % - от общего объема денежных средств, предоставляемых в качестве субсидий, получено МП ТПАТП № 3; 30 % - субсидий представлено Муниципальному транспортному предприятию городского округа Тольятти «Тольяттинское троллейбусное управление».

Таким образом, получателем наибольшего объема субсидий в указанный период являлось МП ТПАТП № 3. При этом, иные хозяйствующие субъекты осуществляющие регулярные перевозки по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти, указанные субсидии не получали.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, МП ТПАТП № 3 созданы преимущественные условия по сравнению с иными субъектами рынка.

 

2. Согласно  пункту 2.3.5 Договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальному (ым) маршруту (ам) в городском округе Тольятти Перевозчик имеет право изменить стоимость проезда пассажиров и провоза багажа в сторону  увеличения, но не ранее, чем через 1 (один) год после заключения настоящего договора. При этом изменение стоимости допускается не чаще одного раза в год и не выше  величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области.

 Пункт 1 статьи 790 ГК РФ устанавливает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, Мэрия г.о. Тольятти наделена полномочиями по установлению тарифов на оплату проезда и провоза багажа только для муниципальных предприятий и учреждений, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа в г.о.Тольятти.

При этом, в соответствии с действующим законодательством организации иных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Тольятти, вправе самостоятельно определять стоимость проезда пассажиров и провоза багажа.

 

Согласно пункту 2.4.10. Договора, Перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров и провоз багажа по стоимости в строгом соответствии с конкурсным предложением, но не выше предельных максимальных  уровней тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. Стоимость проезда пассажиров и провоза багажа устанавливается единая для всех маршрутов и на всем протяжении маршрутов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность тарифного регулирования только на указанные виды перевозок. При этом, регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам является правом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанными положениями действующего законодательства Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 149 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении и по внутриобластным, межобластным маршрутам на территории Самарской области.

Таким образом, Правительством Самарской области реализовано право на государственное регулирование тарифов только на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении и по внутриобластным, межобластным маршрутам.

Государственное регулирование стоимости проезда пассажиров и провоза багажа на внутримуниципальные перевозки действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Стоимость указанных услуг является свободной и определяется перевозчиком самостоятельно.

Вместе с тем, перевозчики частной формы собственности в целях исполнения условий Договоров, обязаны осуществлять свою деятельность согласно тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. В рассматриваемой ситуации Мэрией г.о. Тольятти в отношении указанных организаций фактически применяются меры регулирования тарифов на осуществление регулярных перевозок пассажиров по внутримуниципальным маршрутам.

 

На основании вышеизложенного, действия Мэрии г.о. Тольятти по включению в Договор, заключаемый по итогам Конкурса, положений, предусматривающих осуществление регулярных перевозок по стоимости не выше величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области, а также не выше предельных максимальных уровней тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, создают необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку и ограничивают их хозяйственную самостоятельность.

Комиссия приходит к выводу, что установление Мэрией г.о. Тольятти в Договоре, заключаемом по итогам Конкурса, условия о необходимости осуществлять перевозки по стоимости не выше величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области, а также не выше предельных максимальных уровней тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, не соответствует положениям Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

 

Следует отметить, что согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий, условиями предоставления субсидии является перевозка пассажиров в соответствии с расписанием движения транспорта с определенным интервалом движения на основании заключенных договоров на организацию регулярных пассажирских перевозок в городском округе Тольятти между получателем субсидий и мэрией городского округа Тольятти по тарифам, установленным мэрией городского округа Тольятти.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидий только в случае осуществления регулярных перевозок по тарифам, установленным Мэрией г.о. Тольятти.

При этом, единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по внутримуниципальным маршрутам г.о. Тольятти, по тарифам, установленным Мэрией г.о. Тольятти, является МП ТПАТП № 3.

Кроме того, как было установлено Комиссией исходя из системного толкования положений Порядка предоставления субсидий, одним из условий предоставления субсидии является наличие в используемых для перевозок пассажиров транспортных средств получателя субсидий технических средств приема и обслуживания бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт.

Таким образом, для получении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Мэрией г.о. Тольятти, транспортные пассажирские предприятия обязаны подключиться к автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа, путем заключения соответствующего договора. При этом, как было установлено Комиссией, подключение к указанной системе налагает на транспортные пассажирские предприятия дополнительные необоснованные обязательства.

При указанных обстоятельствах хозяйствующие субъекты иных (немуниципальных) форм собственности ограничены в возможности претендовать на получение субсидий в целях возмещения недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан по внутримуниципальным маршрутам. Учитывая изложенное, вышеуказанные положения Договора фактически создают преимущественные условия для МП ТПАТП № 3.

 

3.  В соответствии с разделом 3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220) (далее – Порядок проведения анализа) продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Согласно Порядку проведения анализа, процедура определения географических границ товарного рынка включает в себя предварительное определение географических границ товарного рынка и определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Как следует из Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам, географическими границами указанного рынка являются границы городского округа Тольятти.

Субъектами данного рынка являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие  регулярные внутримуниципальные перевозки пассажиров. Исходя из состава участников Конкурса, проведенного Мэрий г.о. Тольятти, на указанном товарном рынке действуют не менее 28 перевозчиков. При этом, на территории г.о. Тольятти существуют и иные перевозчики, которые не принимали участие в данном Конкурсе. Комиссия отмечает, что субъектный состав данного рынка не ограничивается указанным количеством хозяйствующих субъектов, поскольку любой субъект, осуществляющий данный вид деятельности, может являться потенциальным участником данного рынка.

 

В целях получения информации, позволяющей сделать вывод о наличии (отсутствии) ограничения конкуренции (угрозы ограничения конкуренции) при проведении Конкурса, Самарским УФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по выполнению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в границах г.о. Тольятти.

Респондентам было предложено ответить на вопросы, связанные с осуществлением перевозок автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти, в том числе, с возможностью участия в Конкурсе при наличии в конкурсной документации следующих условий:

- осуществлять регулярные перевозки льготных категорий пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа;

- осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти в соответствии с конкурсным предложением, но не выше предельных максимальных  уровней тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством;

- изменять стоимость проезда пассажиров и провоза багажа не чаще одного раза в год и не выше  величины прогнозного индекса роста потребительских цен на товары и услуги, утвержденного в Самарской области.

В результате проведенного опроса были получены следующие результаты:

- 80 % хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, посчитали не   возможным для своей организации осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о.Тольятти с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа, так как это возлагает на Перевозчиков значительные финансовые затраты;

- 80 %  хозяйствующих субъектов,  принявших участие в опросе, посчитали не  возможным для своей организации осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в городском округе Тольятти в соответствии с конкурсным предложением, но не выше предельных максимальных уровней тарифов, так как данное условие ограничивает финансово-хозяйственную деятельность предприятий и устанавливает  для коммерческих организаций тарифы, что является незаконным;

- 85 % хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, посчитали не возможным для своей организации осуществлять регулярные перевозки пассажиров при условии, что изменять стоимость приезда возможно не чаще одного раза в год и не выше величины прогнозируемого индекса роста потребительских цен на товары и услуги в Самарской области, так как Перевозчики будут лишены права самостоятельно принимать решение по увеличению стоимости проезда, ввиду увеличения стоимости ГСМ, запястных частей и обслуживания транспорта;

- 85 % хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, посчитали не возможным для своей организации осуществлять  перевозки всех категорий граждан, в том числе отдельных (льготных) категорий граждан, так как данное условие возлагает на Перевозчиков дополнительные расходы, которые  при отсутствии подключения к системе  АСКП не возмещаются.

- 100% хозяйствующих субъектов, принявших участие в опросе, посчитали, что установленные в конкурсной документации условия влекут дополнительные затраты по установке и использованию автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа. По мнению респондентов, установленное в конкурсной документации требование об осуществлении перевозок с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа повлечет затраты, связанные с покупкой, установкой и использованием системы.

 

4. В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статья 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Рассматриваемые условия Договора, заключаемого по итогам Конкурса, ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, так как накладывают на хозяйствующих субъектов необоснованные обязанности.

Как следует из системного толкования действующих норм Закона о защите конкуренции, ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности выражается в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. 

Указанными условиями Договора затрагиваются права хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

                                                                      

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что все транспортные средства МП ТПАТП № 3 оборудованы устройствами, позволяющими считывать микропроцессорные пластиковые карты автоматизированной системы платы за проезд, действующей на территории г.о. Тольятти.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дается определение понятию конкуренция. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция должна отвечать требованиям справедливости, законности и равенства всех участников того или иного рынка. Недопустимо всякое ограничение, недопущение и устранение конкуренции, в результате которых может произойти негативное влияние на конкурентную среду.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, ставят частные транспортные предприятия, так же работающие на указанном товарном рынке  в неравное положение  относительно МП ТПАТП № 3. На основании изложенного,  указанные требования создают преимущественные условия для МП ТПАТП № 3.

При указанных обстоятельствах, рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за исключением МП ТПАТП № 3), создают участнику торгов (МП ТПАТП № 3) преимущественные условия, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Мэрии г.о. Тольятти нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссией  установлено, что на момент принятия настоящего решения по результатам проведения Конкурса между Мэрией г.о. Тольятти и МП ТПАТП № 3 заключены договоры, в связи с чем предписание, предусмотренное статьей 23 Закона о защите конкуренции не выдается. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Мэрии городского округа Тольятти нарушение пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2.  Предписание  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                          Н.В. Тишина

                                                                                                                                         

                                                                       

                                                                                                                          Д.М. Кирилина

 

 

                                                                                                                          М.Д. Челяпина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны