Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 4-4859-15/7 от 19 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» октября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2016 г.                                     г. Самара 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе ...,

рассмотрев дело № 4-4859-15/7 по признакам нарушения Администрацией городского округа Сызрань статей 17 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

выразившегося в необоснованном открытии, изменении и закрытии внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань, в укрупнении лотов, выставленных на конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области (далее – Конкурс), в отсутствии в конкурсной документации критериев и порядка сопоставления заявок, а в извещении – условий определения победителя Конкурса, что привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к созданию необоснованных препятствий осуществлению деятельности перевозчиков на территории городского округа Сызрань,

в присутствии на заседании Комиссии представителей Администрации г.о. Сызрань- А. Н.В. (доверенность от 07.09.2016 г. № 02-219/3952), Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань Самарской области – М.В.И. (доверенность от 07.07.2016 г. № 46), МУП «СПАТП» - Г.А.С. (доверенность от 04.10.2016 г. № 15), ИП Мцкерашвили Э.Ш. – Р. В.И. (доверенность от 07.09.2016 г. № 5), ООО «Техсервис» - Д. М.П. (Решение учредителя от 27.12.2015 г. № 19),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили заявления ИП М.Э.Ш. (вх. № 5574 от 09.10.2015 г.) и ИП С. А.С. (вх. № 6223 от 09.11.2015 г.) на действия Администрации городского округа Сызрань (далее – Администрация) при проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области (далее – Конкурс).

Как следует из указанных заявлений, количество маршрутов и требуемых транспортных средств в одном лоте, сформировано так, что ограничивает возможность участия малым и средним предпринимателям. Кроме того, установленные типы транспортных средств в документации к Конкурсу вынуждают перевозчиков приобретать иностранные транспортные средства.

Заявления ИП М.Э.Ш. и ИП С. А.С. приняты к рассмотрению Самарским УФАС России в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Самарское УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, направило письмо от 12.10.2015 г. № 10251 Главе Администрации городского округа Сызрань Л.Н.М. с требованием о представлении документов и сведений в обоснование включения тех либо иных маршрутов в состав каждого из 4 лотов, выставленных на Конкурс.

На вышеуказанный запрос информации Администрацией городского округа Сызрань направлен ответ в адрес Самарского УФАС России письмом от 21.10.2015 г. № 7592/юр.

В указанном письме Администрации городского округа Сызрань отсутствовали сведения достаточные для принятия решения.

Самарское УФАС России повторно направило письмо от 29.10.2015 г. № 10841/7 Главе Администрации городского округа Сызрань Л. Н.М. с требованием о представлении документов и сведений о нерентабельности регулярных перевозок, включенных в состав каждого из 4 лотов, выставленных на Конкурс, а также данные обследования и изучения пассажирских потоков, на основании которых были сформированы маршруты, включенные в состав каждого из 4 лотов, выставленных на Конкурс.

Согласно письменным пояснениям Администрации городского округа Сызрань лоты сформированы согласно социальной необходимости и рентабельности регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Сызрань.

Однако, в представленных Администрацией документах отсутствуют сведения о рентабельности и нерентабельности 30 маршрутов на территории городского округа Сызрань, выставленных на Конкурс, сведения о результатах обследования пассажиропотока и иная информация, подтверждающая обоснованность и правомерность формирования вышеуказанных лотов.

06.11.2015 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Техсервис» на действия Администрации городского округа Сызрань Самарской области и Отдела транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань при проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань.

Согласно доводам жалобы ООО «Техсервис», по отношению к последнему занижены баллы по сравнению со вторым участником Конкурса, а также протокол оценки и сопоставления заявок конкурса № 5 от 30.10.2015 г., в части итоговых оценок по определению победителя конкурса, является необоснованным и незаконным.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о признании жалобы ООО «Техсервис» необоснованной, в действиях Заказчика, Организатора торгов установлено нарушение порядка организации и проведения торгов, в части несоответствия извещения и конкурсной документации требованиям Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области» и выдано предписание об отмене протокола оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.11.2015 г., в части определения победителя по лоту № 2. Также в случае необходимости проведения Конкурса, внести изменения в конкурсную документацию с учетом действующего порядка проведения конкурса и решения Самарского УФАС России № 159-4859-15/7 от 17.11.2015 г. и провести Конкурс в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

 

По результатам рассмотрения заявлений ИП М. Э.Ш. и ИП С.А.С., а также жалобы ООО «Техсервис», Самарским УФАС России возбуждено дело № 4-4859-15/7 по признакам нарушения администрацией городского округа Сызрань статей 17 и 15 Закона о защите конкуренции.

 

1. В силу пункта 7 части 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (далее – Закон Самарской области № 107-ГД) настоящий Закон направлен на реализацию полномочий органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Самарской области № 107-ГД органы местного самоуправления (либо уполномоченный ими орган) определяют порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам и организуют проведение указанных конкурсов.

Отношения, возникающие при проведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области, регулируются Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области» (далее – Порядок проведения конкурсов).

25.09.2015 г. на официальном сайте Администрации городского округа Сызрань www.adm.syzran.ru размещено Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань и Конкурсная документация.

Согласно пункту 4 Извещения и пункту 2.1 Конкурсной документации предметом Конкурса является право на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по каждому из 4 лотов.

Заказчиком Конкурса выступила Администрация городского округа Сызрань.

Организатором торгов выступил Отдел транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области.

 

2. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД органы местного самоуправления (либо уполномоченный ими орган) определяют порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных маршрутов.

В силу части 4 статьи 7 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД открытие, изменение и закрытие маршрута удостоверяется внесением соответствующих изменений в маршрутную сеть межмуниципальных или внутримуниципальных маршрутов.

Информация о внесении изменений в маршрутную сеть подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

До принятия решения об открытии, изменении либо закрытии внутримуниципального маршрута органы местного самоуправления информируют об этом уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области.

Во исполнение пункта 3 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 25.05.2011 г. № 1287 утвержден порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань.

В материалах настоящего дела представлено письмо Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань от 20.08.2015 г. № 15-01/313 в адрес Управления автомобильного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области о принятых решениях относительно закрытия, изменения и открытия внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань.

Согласно пункту 1.2. Постановления Администрации г.о. Сызрань от 25.05.2011 г. № 1287 маршрутная сеть состоит из внутримуниципальных маршрутов, по которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки в границах муниципального образования городского округа Сызрань Самарской области и утверждается постановлением администрации городского округа Сызрань Самарской области.

В силу пункта 1.3. Постановления Администрации г.о. Сызрань от 25.05.2011 г. № 1287 формирование маршрутной сети при открытии, изменении и закрытии маршрута осуществляется уполномоченным органом Администрации городского округа Сызрань Самарской области. Уполномоченным органом администрации городского округа Сызрань по формированию маршрутной сети является Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань.

Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 09.11.2011 г. № 3109 утверждена маршрутная сеть внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах г.о. Сызрань Самарской области.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 23.09.2015 г. Администрацией городского округа Сызрань Самарской области приняты следующие постановления:

- Постановление № 2687 «О закрытии внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок №№ 3, 4, 7, 8, 9, 12, 15, 18, 23, 30, 32, 41, 48, 53, 54, 58, 61, 92, 93, 97 в границах городского округа Сызрань»;

- Постановление № 2697 «Об изменении схем движения и наименований внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок №№ 6, 10, 11, 16, 17, 27, 28, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 45, 49, 50, 55, 57, 60, 62, 63, 66, 70, 86»;

- Постановление № 2698 «Об открытии внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок».

 

Согласно пункту 1.4. Постановления Администрации г.о. Сызрань от 25.05.2011 г. № 1287 инициаторами открытия, изменения и закрытия маршрута могут выступать органы местного самоуправления городского округа Сызрань Самарской области, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.

В силу части 2 статьи 7 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД решение об открытии, изменении, закрытии маршрута принимается уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области или органами местного самоуправления (либо уполномоченным ими органом) в зависимости от вида маршрутов исходя из результатов обследования пассажиропотока и условий движения с учетом потребности населения в перевозках и обеспечения безопасных условий перевозок.

Согласно пункту 2.1. Постановления Администрации г.о. Сызрань СО от 25.05.2011 г. № 1287 при решении вопроса об открытии, изменении, закрытии маршрута проводится обследование маршрутов на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.

Администрацией городского округа Сызрань Комиссии представлены акты комиссионного обследования состояния улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о. Сызрань.

Исходя из вышеизложенного, Администрация городского округа Сызрань при осуществлении действий по открытию, изменению и закрытию внутримуниципальных маршрутов действовала в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка проведения конкурсов предметом конкурса является право на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок по одному или нескольким внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области, включенным в соответствующий лот. Формирование лотов осуществляется с учетом социальной необходимости и рентабельности регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам. В лот могут быть включены нерентабельные регулярные перевозки по внутримуниципальным маршрутам, но не более трех в один лот.

Согласно письменным пояснениям Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань от 14.01.2016 г. № 15-01/10 и от 08.04.2016 г. № 15-01/229 формирование лотов осуществлено с учетом социальной необходимости и рентабельности регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам. Администрацией г.о. Сызрань искусственного ограничения конкуренции между участниками торгов, путем укрупнения лотов, выставленных на Конкурс, не производилось.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации г.о. Сызрань пояснил, что включение нескольких маршрутов в один лот осуществлено для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления, с учетом необходимости обеспечить оптимальный баланс интересов пассажиров и перевозчиков, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в лоты включены маршруты, технологически и функционально связанные между собой, что не ведет к ограничению возможности перевозчика участвовать в конкурсе по таким лотам.

Комиссией установлено, что само по себе объединение внутримуниципальных маршрутов в лоты не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в материалах рассматриваемого дела отсутствуют документы, подтверждающие, что укрупнение лотов, выставленных на Конкурс, привело к ограничению конкуренции на рынке регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам.

В ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу, что Администрация г.о. Сызрань в ходе организации транспортного обслуживания населения руководствовалась рентабельностью маршрутов, исключением возможности срыва организации транспортного сообщения, с учетом взаимосвязанности маршрутов. При этом само по себе отсутствие у какого-либо хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в определенном конкурсе не свидетельствует о том, что действия органов местного самоуправления ограничивают конкуренцию. Целью проведения конкурса является не обеспечение максимально широкого круга участников, а удовлетворение потребностей населения в перевозках, повышение качества обслуживания, свободное развитие рынка пассажирских автотранспортных услуг, защита прав потребителей этих услуг, сокращение расходов местного бюджета на покрытие убытков от пассажирских перевозок.

Вышеуказанное подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 г. по делу № А70-5606/2013, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2015 № Ф06-22953/2015 по делу № А65-18591/2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2015 по делу № А05-13629/2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2015 № Ф07-7056/2015 по делу № А05-15206/2014.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Вместе с тем, заявителями и иными лицами, участвующими в деле, не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что действия Администрации городского округа Сызрань при осуществлении открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных маршрутов привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации действий Администрации при открытии, изменении и закрытии внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань, а также формировании лотов, выставленных на Конкурс, как нарушающих статью 15 Закона о защите конкуренции.

 

3. Согласно пункту 2.3. Порядка проведения конкурса извещение о проведении конкурса должно содержать, в том числе условия определения победителя конкурса.

В силу пункта 3.2. Порядка проведения конкурса конкурсная документация включает, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 8.2. Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных участниками конкурса.

Согласно пункту 8.3. Порядка проведения конкурса оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления заявок согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.

Согласно пункту 8.4. Порядка проведения конкурса члены конкурсной комиссии индивидуально по каждой заявке на участие в конкурсе выставляют баллы по критериям оценки и сопоставления от 0 до 10.

Из пункта 10 Извещения о проведении конкурса «Условия определения победителя конкурса» следует, что оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления. Члены конкурсной комиссии индивидуально по каждой заявке на участие в конкурсе выставляют баллы по критериям оценки и сопоставления от 0 до 10. Победителем конкурса по каждому лоту признается участник конкурса, предложение которого содержит лучшие условия по критериям, определенным конкурсной документацией, полностью отвечает условиям конкурса и заявке которого присвоен первый номер.

Раздел 7 Конкурсной документации устанавливает следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Наличие в собственности или на ином законном праве материально-технической базы с постами и участками для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств;       

2. Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, имеющих кроме места водителя 8 мест для сидения;         

3. Наличие в собственности или на ином законном праве площадки, предназначенной для хранения автотранспортных средств в количестве подвижного состава, заявленного к перевозкам;                 

4. Функциональные характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам согласно требованиям технического задания;            

5. Наличие собственного (либо по договору со сторонней организацией) диспетчерского управления и контроля движения, включая наличие квалифицированных специалистов, наличие и ведение журнала выдачи и получения путевых листов, оформление путевой документации, наличие должностной инструкции;     

6. Опыт работы участника конкурса на рынке пассажирских перевозок по внутримуниципальным маршрутам.

7. Количество учетных ДТП по вине водителей участника конкурса за 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения конкурса;        

8. Выполнение условий лицензирования за 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения конкурса (наличие нарушений лицензионных требований);   

9. Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, в которых имеются средства для обеспечения доступной среды маломобильным гражданам, в том числе:

- хотя бы один вход без ступенек (низкий пол),

- аппарель и крепление для инвалидных колясок,

- световое табло в салоне,

- техническое средство звукового оповещения пассажиров,

- наличие кондиционера;

10. Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, работающих на компримированном природном газе.

Исходя из анализа положений Извещения и Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в указанных документах условий определения победителя конкурса, а также порядка и критериев сопоставления заявок участников конкурса.

Указание в конкурсной документации критериев оценки, а также указание о том, что оценка и сопоставление заявок происходит в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления не снимает с Организатора торгов обязанности, установленной порядком проведения конкурса, по установлению порядка сопоставления заявок, поскольку в данном случае в конкурсной документации не установлено каким образом определяются лучшие условия исполнения договора и каким образом сопоставляется одна заявка с другой.

Раздел 10 Извещения по своему содержанию не противоречит Разделу 8 Порядка проведения конкурсов, но и не содержит всех необходимых сведений для идентификации условий определения победителя, что свидетельствует о нарушении пункта 2.3. Порядка проведения конкурсов.

В свою очередь, раздел 7 Конкурсной документации дублирует Приложение № 3 «Критерии оценки» к порядку проведения конкурсов, но при этом не отвечает требованиям пункта 3.2 Порядка проведения конкурсов, в части отсутствия критериев сопоставления заявок и порядка такого сопоставления.

Согласно доводам Администрации г.о. Сызрань и Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань Конкурс был проведен без нарушений норм действующего законодательства.

Однако, Комиссия не принимает указанный довод, поскольку материалы настоящего дела и нижеприведенная судебная практика свидетельствуют об обратном.

Таким образом, содержание Конкурсной документации является недостаточным и не позволяет установить порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также порядок определения лучших условий исполнения договора.

Кроме того, стоит отметить, что указание в конкурсной документации перечня критериев оценки и сопоставления заявок не является достаточным, поскольку отсутствует методика присвоения баллов по установленным критериям. Конкурсная документация и извещение не позволяют установить те условия исполнения договора, которые для Заказчика и Организатора торгов будет являться наилучшими, что означает отсутствие порядка определения победителя и может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика или Организатора торгов, в частности к излишнему субъективизму при оценке заявок участников Конкурса.

 

4. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.10.2015 г. победителем конкурса по лоту № 2 признано Муниципальное унитарное предприятие городского округа Сызрань Самарской области «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» с итоговой оценкой заявки – 6,59, а второй участник конкурса ООО «Техсервис» получило итоговую оценку в размере 3,83.

Из Извещения, Конкурсной документации, протокола оценки и сопоставления заявок невозможно определить по каким критериям сопоставления члены конкурсной комиссии выставляли оценки участникам, например, по критерию «Количество учетных ДТП по вине водителей участника конкурса за 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения конкурса» какие показатели имели преимущественное значение, учитывалось ли общее количество ДТП, либо преимущественное значение имело количество ДТП с пострадавшими по вине водителей участников конкурса.

Кроме того, не представляется возможным определить критерии сопоставления заявок по критерию «Наличие в собственности или на ином законном праве площадки,   предназначенной для хранения автотранспортных средств в количестве подвижного состава, заявленного к перевозкам», учитывалось фактическое наличие площадки,   предназначенной для хранения автотранспортных средств, либо необходимо было подробно указать количество автотранспортных средств, предназначенных для хранения на указанной площадке.

Также, Комиссией установлено, что из имеющихся материалов не представляется возможным определить критерии сопоставления и по другим критериям оценки заявок, указанным в Конкурсной документации.

При этом, из протокола оценки и сопоставления и Извещения о проведении конкурса не следует, с учетом каких условий был определен победитель.

Исходя из вышеизложенного, и учитывая отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что из представленных документов и сведений не представляется возможным установить, являются ли обоснованными и достоверными итоговые оценки конкурсной комиссии по каждому критерию в отдельности, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в ходе проведения рассматриваемого Конкурса.

 

5. Процедура оценки и сопоставления заявок и условия определения победителя направлены на достижение цели, установленной Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416, а именно: обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа Сызрань.

Представляется очевидным, что оценка и сопоставление заявок на участие в торгах представляет собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам торгов, указанных в заявках участников конкурентных процедур.

Следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок должен содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, шкалу ранжирования баллов по каждому критерию, подкритерии, а также иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участником торгов. То есть, конкурсная документация должна содержать условия, при которых заявка одного участника буде признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок также противоречит целям обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам торгов неизвестен порядок при котором та или иная заявка участника признается победителем конкурентной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в торгах, создает условия злоупотребления со стороны организатора торгов, конкурсной комиссии.

Сложившаяся судебная практика по данному вопросу также отражает позицию антимонопольного органа, а именно в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 № 3323/13 по делу № А40-121924/11-130-794 указано, что «отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов».

Кроме того, отсутствие в конкурсной документации и извещении в должном объеме сведений об определении лица, выигравшего торги, не отвечают требованиям пункта 2 статьи 448 ГК РФ.

Из судебной практики следует, что необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из пункта 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Аналогичные выводы содержатся также в Определении Верховного суда РФ от 12.05.2015 г. № 305-КГ15-1682 по делу № А40-105887/13, Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2015 г. по делу № А40-61427/15, от 01.04.2015 г. по делу № А40-88917/14, от 20.01.2015 г. по делу № А40-105887/13, о 18.03.2015 г. по делу № А40-70706/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.11.2013 г. по делу № А57-17988/2012.

 

6. 10.12.2015 г. Арбитражным судом Самарской области возбуждено производство № А55-29664/2015 по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании незаконным и отмене решения и предписания по делу № 159-5859-15/7.

Учитывая указанное обстоятельство, Комиссия пришла к выводу, о том, что рассмотрение в Арбитражном суде Самарской области дела № А55-29664/2015 имеет значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 4-4859-15/7.

Исходя из вышеизложенного, 29.04.2016 г. Комиссией Самарского УФАС России вынесено определение о приостановлении рассмотрения дела № 4-4859-15/7 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-29664/2015.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016 г. по делу № А55-29664/2015 в удовлетворении заявленных требований Администрации городского округа Сызрань Самарской области отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 г. по делу № А55-29664/2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.

В связи с вступлением в законную силу Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 г. по делу № А55-29664/2015, Комиссией Самарского УФАС России вынесено определение о возобновлении рассмотрения дела № 4-4859-15/7.

 

7. В соответствии с пунктом 4.1. Порядка проведения конкурсов претендент на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Из доводов Администрации следует, что ООО «Техсервис» не просило разъяснить или уточнить положения документации в части сведений, касающихся порядка определения победителя торгов и критериев оценки, что, по мнению Администрации и Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань, свидетельствует об отсутствии неясности в понимании конкурсной документации.

Вместе с тем, направление запроса о разъяснении положений конкурсной документации является правом, а не обязанностью участника торгов.

Кроме того, наличие такого права у участника Конкурса не освобождает Заказчика и Организатора торгов от обязанностей по надлежащему оформлению конкурсной документации согласно Порядку проведения конкурсов.

 

8. На основании проведенного обзора состояния конкурентной среды на рынке регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, Комиссией установлено следующее.

В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном рынке в период с 24.09.2015 г. по 30.10.2015 г.

Согласно пункту 4 Извещения и пункту 2.1 Конкурсной документации предметом Конкурса является право на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по каждому из 4 лотов.

Перечень внутримуниципальных маршрутов, представленных на Конкурс, определен в приложении № 1 к Конкурсной документации.

Пункт 1.1. Договора (приложение № 4 к Конкурсной документации) предусматривает, что по результатам открытого конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Заказчик поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательство по осуществлению регулярных перевозок категорий всех граждан по внутримуниципальному (ым) маршруту (ам), включенному (ым) в маршрутную сеть внутримуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа Сызрань, утвержденную нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, в строгом соответствии с утвержденными схемой (амии) маршрута (ов) и расписанием (ями) движения транспортных средств по маршруту (ам).

В соответствии с пунктом 3.3. Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416 к участию в Конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в срок, указанный в извещении и в конкурсной документации, по форме согласно приложению № 1 к настоящему порядку.

Пунктом 6.1 Конкурсной документации установлены требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе.

Как следует из протокола о допуске к участию в конкурсе от 29.10.2015 г.  по лоту № 1 поступили заявки от следующих участников: ООО «Автогарант» и ИП Чечеватов П.Н.; по лоту № 2: ООО «Техсервис» и МП г.о. Сызрань «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие»; по лоту № 3: ООО «Реал Транс Сервис»; по лоту № 4: ИП Михеев А.Н., ООО «ИСАВТО».

Исходя из вышеизложенного, хозяйствующими субъектами, участвующими в торгах являются:  ООО «Автогарант», ИП Чечеватов П.Н., ООО «Техсервис», МП г.о. Сызрань «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие», ООО «Реал Транс Сервис», ИП Михеев А.Н. и ООО «ИСАВТО».

 

9. Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Оценив доводы и сведения, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Администрации городского округа Сызрань могли привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Вместе с тем, Администрация городского округа Сызрань и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань не представили Комиссии доказательств обратного.

Исходя из указанного, отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок не может обеспечить объективного и добросовестного выставления баллов и определения победителя, что в свою очередь ставит под сомнение обоснованность итогов проведенного Конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Администрации городского округа Сызрань, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отсутствии в Извещении и Конкурсной документации условий определения победителя конкурса, а также порядка и критериев сопоставления заявок участников конкурса, что могло повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Учитывая, что 18.11.2015 г. Администрацией городского округа Сызрань Самарской области по результатам Конкурса по четырем лотам заключены договоры об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области, Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 4-4859-15/7 в части необоснованного открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань, укрупнения лотов, выставленных на Конкурс, в связи с отсутствием в действиях Администрации городского округа Сызрань Самарской области нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

2. Признать в действиях Администрации городского округа Сызрань Самарской области нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отсутствии в Извещении и Конкурсной документации условий определения победителя конкурса, а также порядка и критериев сопоставления заявок участников конкурса, что могло повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

3. Предписание, предусмотренное статьей 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

 

4. Передать материалы дела № 4-4859-15/7 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                ...

 

 

Члены Комиссии                                                                                            ...

 

 

                                                                                                                         ...

    

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны