Решение б/н Решение от 4 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Гранд - Строй»
01.04.2024г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: ... (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «Гранд - Строй» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (далее – Заказчик) при проведении отбора предложений на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета и обслуживанию прилегающей территории объектов Тольяттинского государственного университета (извещение № 32413308234, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее – Отбор предложений),
в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность 339 от 02.03.2024г.); Заявителя – ... (доверенность б/н от 01.03.2024г.),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2024г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Гранд - Строй» на действия Заказчика при проведении Отбора предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик, Оператор электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно определен победителя закупки.
Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Отбора предложений. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 18.03.2024г. № 2457/7.
21.03.2024г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство от ООО «Гранд-Строй» об истребовании документов (заявки участников) у Оператор электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка». Указанное ходатайство было удовлетворено, запрос о предоставлении заявок участников Отбора предложений был направлен в адрес Оператора электронной площадки 21.03.2024г. письмом исх. № 2572/7. 22.03.2024г. в адрес Самарского УФАС России Оператором электронной площадки письмом исх.№1538-Д/24 были направлены запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
21.02.2024г. Заказчиком на официальном сайте Оператора электронной площадки размещено извещение № 32413308234 о проведении Отбора предложений.
Разделом 4 Главы IV Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тольяттинский государственный университет" (размещено в ЕИС 25.05.2023г.) утверждены условия применения и порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отбором предложений.
В соответствии с пунктом 1 Раздела 4 Главы IV Положения о закупке под отбором предложений понимается способ неконкурентной процедуры закупки, проводимый исключительно в электронной форме, при котором Заказчик осуществляет отбор участников по нескольким критериям оценки.
Подпунктами 3,4 пункта 18 Раздела 4 Главы IV Положения о закупке установлено, что Заказчик осуществляет оценку заявок на участие в отборе предложений, поданных участниками, Заказчик осуществляет оценку заявок на участие в отборе предложений, поданных участниками, допущенными к участию в процедуре закупки в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в Положении о закупке. По результатам оценки заявок на участие в отборе предложений каждой заявке присваивается рейтинг, рассчитанный в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в извещении о проведении отбора предложений.
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком представлены пояснения, согласно которым, выбор способа проведения закупки определяется Заказчиком самостоятельно, оснований для проведения Отбора предложений (неконкурентной процедуры) Положение о закупке не содержит.
Отбор предложений проведен в соответствии с Приказом Проректора по безопасности ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» №280 от 16.02.2024г.
Рассмотрев указанный порядок проведения закупки, Самарское УФАС России установила следующее.
Согласно извещению о проведении Отбора предложений, закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно пункту 20 (1) Раздела II Постановления Правительства РФ№ 1352 «Особенности проведения торгов, иных способов закупок, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства» для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает, в том числе условие о том, что цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей (подпункт б).
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что начальная (максимальная) цена договора - 27 184 133,35 руб. Ценовое предложение ООО «Инжиниринг» (победителя) - 27 184 133,35 руб.
Таким образом, выбранный способ осуществления закупки противоречит требованиям, установленным пунктом 20 (1) Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) установлены принципы, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг.
К указанным принципам в том числе относится принцип информационной открытости закупки, а также принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупах).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 7 Извещения установлены критерии и порядок оценки заявок.
Для оценки заявок участников отбора предложений установлены следующие критерии:
1) цена Договора (стоимостной критерий);
2) квалификация участников закупки и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) (нестоимостной критерий). Оценка заявок по указанному критерию осуществляется с использованием, в том числе, следующего показателя: 2.1 опыт участника отбора предложений по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, при этом, оценки подлежит количество заключенных и исполненных договоров (контрактов), сопоставимого характера и объема.
Согласно Извещению, услугами сопоставимого характера и объема в рамках данного отбора предложений считаются оказание услуг по чистке и уборке на объектах массового пребывания людей, в т.ч. многоквартирных домов, местах пребывания учащихся и пользователей образовательных услуг, за период с 01.01.2019 по дату подачи заявки в настоящем отборе предложений с ценой каждого договора (контракта) не менее 25 000 000 рублей.
К оценке принимаются исполненные участником гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При этом, опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случае, если срок заключения и исполнения договоров (контрактов) не приходится на период, указанный в документации.
Пунктом 2.1. Части 7 Извещения установлено, что для оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» устанавливаются следующие подпоказатели:
2.1.1 - Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
2.1.2. - Общее количество исполненных контрактов (договоров) по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
2.1.3. - Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, при оценке по указанным подпоказателям учитываются только контракты (договоры), заключенные с государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными органами.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии противоречий в 7 Извещения «Критерии и порядок оценки заявок». Данные противоречия, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают принцип информационной открытости закупки.
Согласно Протоколу подведения итогов процедуры от 04.03.2024г. на участие в Отборе предложений поступило 3 заявки, в том числе заявка Заявителя (заявка №167651154). ООО «Инжиниринг» (заявка №1633801757) признано победителем Отбора предложений.
Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев заявки, представленные в материалы жалобы Оператором электронной площадки, установила следующее.
ООО «Инжиниринг» для подтверждения своей квалификации в составе заявки представлено 2 договора:
- Договор №04/04 от 01.04.2023г. (действующий по настоящее время, пролонгация договора), заключенный с ООО Управляющая компания «Нефтегорск – сервис», полная сумма договора – 39 800 692,30руб.
- Договор №12/12 от 01.12.2018г. (действующий по настоящее время, пролонгация договора), заключенный с ООО Управляющая компания «ЖЦ», полная сумма договора – 421 495 408,60 руб.
Указанные договоры были приняты Заказчиком к оценке.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что представленные в составе заявки ООО «Инжиниринг» договоры не соответствовали требованиям, установленным в Извещении.
Так, указанные договоры, в соответствии с положениями Извещения, должны были быть исполненными на момент их предоставления в качестве наличия опыта у участника закупки. Кроме того, договоры должны были быть представлены за период с 01.01.2019г.
Однако, договор №12/12 заключен 01.12.2018г. Кроме того, указанные договоры являются действующими. Ввиду изложенного, указанные договоры не подлежали оценки Заказчиком.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Гранд - Строй» обоснованной.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» нарушение пунктов 1,2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 20 (1) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
3. Выдать в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя комиссии: ...
Члены комиссии: ...
...
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.