Предупреждение №2073/6 Предупреждение в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» от 2 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Триада» о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем уклонения от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно доводам заявителя, ООО «Триада» направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме с приложением документов и сведений.
По мнению заявителя, им представлен полный пакет документов и сведений, который требуется в соответствии с действующим законодательством для заключения договора с ООО «ЭкоСтройРесурс». Вместе с тем, рассмотрение заявки ООО «Триада» было приостановлено по причине требования ООО «ЭкоСтройРесурс» представить сведения о наличии и (или) отсутствии источников образования отходов (нежилых помещений и (или) иных объектов недвижимости) потребителя собственных надлежащим образом обустроенных мест накопления ТКО (контейнерных площадок), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ и правилам благоустройства муниципальных образований, в том числе, адрес и координаты места накопления ТКО, способ складирования ТКО и (или) крупногабаритных отходов (далее – КГО), тип, материал, количество и объем накопителей ТКО и (или) КГО (контейнеров, бункеров и т.п.), установленных в местах их накопления, а также периодичность вывоза ТКО и (или) КГО с мест их накопления. В связи с изложенным, по мнению ООО «Триада», в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).
Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Указанным постановлением также утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, определяющие, в том числе, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(6) Правил обращения с ТКО в заявке потребителя указываются реквизиты потребителя для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
В соответствии с пунктом 8(7) Правил обращения с ТКО к заявке потребителя прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 8(8) Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
 В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 Правил обращения с ТКО (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания и сроки для приостановления рассмотрения заявлений потребителей на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

2. Как следует из имеющихся материалов, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области проведен открытый конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
По результатам конкурсного отбора ООО «ЭкоСтройРесурс» признано его победителем, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Самарской области на 9 лет, Обществом с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заключено соглашение от 01.11.2018 г. об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области (далее – Соглашение).
Пунктом 2.1 вышеуказанного Соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (в том числе с физическими лицами) на всей территории Самарской области.

Согласно представленным документам, 30.07.2019 г. ООО «Триада» направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 22.08.2019 г. ООО «Триада» направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» письмо с указанием на то, что вправе заключить договор на вывоз ТКО исходя из фактического объема потребления коммунальной услуги, так как периодичность вывоза ТКО указать невозможно.
Письмом от 27.08.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» сообщило в адрес заявителя о приостановлении рассмотрения заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в связи с необходимостью предоставления Обществом сведений о наличии и (или) отсутствии в отношении источников образования отходов (нежилых помещений и (или) иных объектов недвижимости) потребителя собственных надлежащим образом обустроенных мест накопления ТКО (контейнерных площадок), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ и правилам благоустройства муниципальных образований, в том числе, адрес и координаты места накопления ТКО, способ складирования ТКО и (или) крупногабаритных отходов, тип, материал, количество и объем накопителей ТКО и (или) КГО (контейнеров, бункеров и т.п.), установленных в местах их накопления, а также периодичность вывоза ТКО и (или) КГО с мест их накопления.
В данном письме ООО «ЭкоСтройРесурс» также указало что в случае, если недостающие сведения и документы не будут представлены потребителем в адрес регионального оператора в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем вышеуказанного письма, рассмотрение данной заявки будет прекращено.
Процедура и срок приостановления рассмотрения заявки потребителей, регламентированы пунктом 8(8) Правил обращения с ТКО. Согласно указанной норме региональный оператор вправе приостановить рассмотрение заявки в пределах 5 рабочих дней с указанием документов и сведений, которые необходимо представить заявителю.
Из анализа имеющихся документов и сведений следует, что рассмотрение заявки ООО «Триада» приостановлено ООО «ЭкоСтройРесурс» с нарушением установленного пунктом 8(8) Правил обращения с ТКО срока (за пределами 5 рабочих дней, по истечении 20 рабочих дней). Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» не соблюден предусмотренный пунктом 8(8) Правил обращения с ТКО срок для приостановления рассмотрения заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Кроме того, в качестве основания для приостановления рассмотрения заявки ООО «Триада» региональный оператор указывает на непредставление сведений о наличии и (или) отсутствии в отношении источников образования отходов (нежилых помещений и (или) иных объектов недвижимости) потребителя собственных надлежащим образом обустроенных мест накопления ТКО (контейнерных площадок), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ и правилам благоустройства муниципальных образований, в том числе:
- адрес и координаты места накопления ТКО;
- способ складирования ТКО и (или) крупногабаритных отходов;
- тип, материал, количество и объем накопителей ТКО и (или) КГО (контейнеров, бункеров и т.п.), установленных в местах их накопления;
- периодичность вывоза ТКО и (или) КГО с мест их накопления. 
Данные сведения, как указывает ООО «ЭкоСтройРесурс», необходимы для установления способа коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Перечень документов и сведений, которые указываются в заявке потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, определен в пунктах 8(6) и 8(7) Правил обращения с ТКО. Данный перечень не содержит требований о предоставлении заявителем вышеуказанных сведений. 
Вместе с тем, региональный оператор, вопреки положениям пунктов 8(6), 8(7) Правил обращения с ТКО, указывает на необходимость предоставления данных сведений для заключения договора с заявителем.
Из представленных в рамках рассмотрения заявления ООО «Триада» материалов следует, что 26.11.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес ООО «Триада» направлен проект договора № ТКО-12341 на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно пункту 16 указанного проекта договора, а также Приложению №1 к проекту договора, стороны производят учет объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
Таким образом, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО направлен ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес ООО «Триада» спустя 4 месяца с момента направления заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, что свидетельствует о несоблюдении ООО «ЭкоСтройРесурс» порядка рассмотрения заявки и заключения договора с заявителем.

3. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах Самарской области.
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке с долей 100%.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют об уклонении ООО «ЭкоСтройРесурс» от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «Триада».
С учетом изложенного, Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем уклонения от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «Триада», Самарское УФАС России предупреждает ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, в срок до «23» марта 2020 года путем:
- разработки на основе норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, комплекса мер, направленных на недопущение ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушений требований антимонопольного законодательства при рассмотрении заявок на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части предъявления требований о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных пунктами 8(6), 8(7) Правил обращения с ТКО;
- разработки на основе норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, комплекса мер, направленных на недопущение ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушений требований антимонопольного законодательства при рассмотрении заявок на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части соблюдения сроков, установленных Правилами обращения с ТКО.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. 
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны