Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/14-759/2023 от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/14-759/2023  

 

23 октября 2023 года                                                                                                       г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –     ….,                                              

...,            

рассмотрев дело № 063/05/14-759/2023, возбужденное в отношении ООО «Редакция ТВН» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 1 статьи 14, а также части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

 в присутствии представителя:

 лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Редакция ТВН» (), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80086388973439; «вручение адресату почтальоном 20.09.2023»; списком внутренних почтовых отправлений  № 260 (партия 615) от 13.09.2023, чеком ККМ от 13.09.2023.

в отсутствие представителя:

заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80086388973446, «вручение адресату почтальоном 15.09.2023»; списком внутренних почтовых отправлений  № 260 (партия 615) от 13.09.2023, чеком ККМ от 13.09.2023.

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

       УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (вх. № 10540/23 от 21.08.2023г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области по заданию на проведение проверки соблюдения лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания в ходе планового систематического наблюдения в отношении ООО «Редакция ТВН», ….

В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области являются наблюдением за соблюдением обязательных требований – проверкой.

В ходе проведения данной проверки Управлением Роскомнадзора были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14, а также части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

В соответствие ч. 1 ст. 14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

В ходе анализа записи эфира телеканала «День 24 Новокуйбышевск» за период с 00:00 31.07.2023 по 00:00 07.08.2023 установлено, что объем рекламы, распространяемой в составе телеканала «День 24 Новокуйбышевск», составил более 20% от объема вещания СМИ в течение часа, например:

  1. 31.07. 2023 в 9 часов (73%), в 13 часов (74%), в 17 часов (74%), в 21 час (70%);
  2. 01.08.2023 в 9 часов (67%), в 13 часов (66%), в 17 часов (66%), в 21 час (67%)

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О рекламе» спонсорская реклама – реклама, распространенная на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В ходе анализа записи эфира телеканала «День 24 Новокуйбышевск» за период с 00:00 31.07.2023 по 00:00 07.08.2023 установлено следующее.

В эфире телеканала «День 24 Новокуйбышевск» размещены материалы рекламного характера без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без упоминания в них об определенном лице как о спонсоре, например:

  1. 01.08.2023 в 20:15:38;
  2. 02.08.2023 в 20:14:37, 22:11:23;
  3. 03.08.2023 в 00:14:57, 02:14:24, 04:15:12, 06:14:24, 14:11:20, 16:14:29, 18:11:20, 20:14:10, 22:10:55.

Таким образом, в рассматриваемых эфирах содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14, а также части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу                                  № 063/05/14-759/2023 от 12.09.2023 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначило рассмотрение дела на 09.10.2023 года.

ООО «Редакция ТВН» предоставило письменные пояснения от 04.10.2023, в которых указало, что вину свою частично признает.

 Из пояснения следует, что лицензии на осуществление телевизионного вещания № Л033-00114-77/00063352 от 12.05.2020г. распространяются два средства массовой информации: телеканал «День 24 Новокуйбышевск» (учредитель и редакция телеканала ООО «Редакция ТВН»), объем вещания - 34 час/нед, и телеканал «Самара 24» (учредитель и редакция телеканала ФГУП «ВГТРК»), объем вещания 134 час/нед, на условиях, предусмотренных договором на предоставление права на трансляцию программного блока телеканала № 105 от 15.04.2021 года.

По условиям вышеуказанного договора телеканал «День 24 Новокуйбышевск» вещается в строго определенном периоде времени в соответствии с утвержденной сторонами договора сеткой вещания (окна местного вещания).
Так, согласно сетке вещания (Приложение №1 к договору) предусмотрены окна местного вещания — вещание телеканала «День 24 Новокуйбышевск» в следующие периоды времени:

с 00:00 до 00:30; с 02:00 до 02:30; с 04:00 до 04:30; с 06:00 до 06:30; с 10:00 до 10:30; с 14:00 до 14:30, с 16:00 до 16:30; с 18:00 до 18:30; с 20:00 до 20:30 местного времени.
            Вследствие некорректных действий в планировании собственного эфира нашего сетевого партнера произошел сдвиг окон местного вещания на более раннее время, а так как вещание телеканала выходит в автоматическом режиме, согласно системе
DTMF меток, эфир телеканала «День 24 Новокуйбышевск» автоматически также сдвинулся и начался к примеру не в 10.00, 14.00; 18.00 и 22.00 согласно договору с сетевым партнером, а на 3 минуты раньше (с 09:57 до 10:00 п тд.), из которых 2 мин - блок рекламы, что при проверке Управлением Роскомнадзор Самарской области учлось как превышение 20% объема рекламы, распространяемой в составе телеканала «День 24 Новокуйбышевск» от объема вещания СМИ в течение часа.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы; как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа я пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи. сетевого СМИ-Самара 24 и СМИ - День 24.

Общий лимит рекламы «24 часа Новокуйбышевск» не превышен в сумме двадцати процентов времени вещания в течение часа (Публикация ответов Омского УФАС России на вопросы участников семинара для региональных вещательных организаций, касающихся соблюдения требований законодательства "О рекламе", п. 3, https://omsk.fas.gov.ru/).
Во избежание нарушения законодательства о рекламе в части превышения допустимого объема рекламы в течение часа вещания из-за смещения сетевым партнером ФГУП «ВГТРК» окон наших блоков «День 24 Новокуйбышевск» перенесен рекламный блок, который ранее выходил в начале местного блока вещания, на конец.
            Кроме того, ООО «Редакция ТВН»  предоставило пояснения в части размещения в эфире телеканала «День 24 Новокуйбышевск» материалов рекламного характера без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без упоминания в них об определенном лице как о спонсоре.
            В эфире телеканала «День 24 Новокуйбышевск» в рамках информационной программы «День» выходит рубрика «Прогноз погоды» с размещением рекламы. В связи с необходимостью внесения в рубрику корректировок был перемонтирован файл «Прогноз погоды», то есть создан дополнительный файл с похожим названием, который содержал текстовую отбивку «далее реклама». Но по техническим причинам из-за схожести названий данного файла и предыдущего, при монтаже программ вышел в эфир ошибочно неоткорректированный файл (без содержания текстовой отбивки «далее реклама»).
При обнаружении сбоя данные неисправности немедленно были устранены.

На заседании Комиссии ООО «Редакция ТВН» поддержала свои доводы, ранее указанные в пояснениях.

Заслушав объяснения ООО «Редакция ТВН», всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/14-759/2023, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Признаки рекламы, установлены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Объектом рекламирования в указанном сюжете является комплекс объектов капитального строительства от Клубного дома «Западный»

2. Информация направлена на неопределенный круг лиц, поскольку распространена средством массовой информации.

3. Содержащаяся информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.

ООО "Редакция ТВН" является владельцем лицензии на осуществление телевизионного вещания № Л033-00114-77/00063352 от 12.05.2020, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Лицензия), которой предусмотрено распространение средств массовой информации телеканалов «День 24 Новокуйбышевск» и «Самара 24».

Следовательно, за период с 00 ч. 00 м 00 сек. по 23 ч. 59 м 59 сек. в эфире телеканала могут транслироваться передачи двух СМИ в процентном соотношении, установленном договором.

Требование к рекламе, размещаемой в телепрограммах и телепередачах установлены статьей 14 ФЗ "О рекламе".

Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудио сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, применяются в отношении телеканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Закона о «СМИ» предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более телепрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в телепрограмме рассчитывается для каждой телепрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой телепрограмме, как средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Из анализа материала, предоставленного Управлением Роскомнадзора по Самарской области, следует, что в период с 9:00 до 10:00 31.07.2023 телеканал «День 24 Новокуйбышевск» выходили только с 09:57:23 до 10:00:00 и реклама в данный период составила 00:01:55, т.е 73%, что является нарушением части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с данной статьей общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

 Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

 Пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Согласно п. 9 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

В эфире телеканала «День 24 Новокуйбышевск» размещены материалы рекламного характера без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без упоминания в них об определенном лице как о спонсоре, что является нарушением рекламного законодательства.

Действия ООО «Редакция ТВН» содержат признаки нарушения части 1 статьи 14, а также части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, статьей 14 ФЗ «О рекламе».

ООО «Редакция ТВН» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии № Л033-00114-77/00063352;
  2. Служебной запиской от 07.09.2023 года;
  3. Определением о возбуждении дела № 063/05/14-759/2023 и назначении дела к рассмотрению от 12.09.2023 года;
  4. Объяснением на определение о возбуждении дела № 063/05/14-759/2023 и назначении дела к рассмотрению от 12.09.2023 года;

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России имеются сведения о том, что нарушение прекращено в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу не выдавать предписание ООО «Редакция ТВН» о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020                   № 1922, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Редакция ТВН», нарушившим требования части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание ООО «Редакция ТВН» о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Редакция ТВН».

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 октября 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

                                                                                                                            …

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны