Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Грифон» от 26 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Грифон»

 

26.05.2022                                                                                                                    г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Грифон» (далее – ООО «Грифон», Заявитель) на действия Акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания» (далее – АО «Самарская ППК», Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг июнь-декабрь 2022 г. (Извещение № 32211366972, https://zakupki.gov.ru/), (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность), Заявителя – ...,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.05.2022 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Грифон» на действия АО «Самарская ППК» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, в нарушение требований действующего законодательства в документации о проведении Конкурса не содержатся необходимые сведения об обеспечении заявки; отсутствует требование о наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности; предмет Конкурса не соответствует законодательству.

АО «Самарская ППК» указывало на соответствие документации о проведении Конкурса действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 17.05.2022 г. № 4175/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 05.05.2022г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32211366972 о проведении Конкурса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из содержания извещения, предметом Конкурса является оказание охранных услуг июнь-декабрь 2022г.

 

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках, Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Согласно абзацу 2 пункта 1.10.1 Положения о закупке, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должен быть указан конкретный размер такого обеспечения, сроки и порядок его внесения, порядок, сроки и случаи возврата обеспечения, и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии.

В соответствии с доводами Заявителя, Документация о закупке содержит только размер обеспечения заявки, при этом отсутствуют другие необходимые сведения об обеспечении заявки на участие в Конкурсе.

Из представленных возражений Заказчика следует, что пунктом 1.10.1 Положения о закупке установлен общий порядок обеспечения заявок для участия в Конкурсе. Для участников, которыми могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предусмотрен особый порядок обеспечения заявок в пункте 7.2.2 Положения о закупке.

 

Самарским УФАС России установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 1.10.1 Положения о закупке Заказчик в Информационной карте Документации о закупке предусмотрел только размер обеспечения заявки для участия в Конкурсе (пункт 10) и способ обеспечения заявки – банковская гарантия или денежные средства (Извещение), при этом не указал другие необходимые сведения - сроки и порядок внесения, порядок, сроки и случаи возврата обеспечения, условия банковской гарантии.

Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России довод Заявителя признается обоснованным.

 

2. В соответствии с материалами жалобы, Заказчик в Документации о закупке не предусмотрел требование о наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Согласно пункту 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части.

Предметом Конкурса является оказание охранных услуг июнь-декабрь 2022г.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности регламентируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании).

Пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит частная охранная деятельность.

Таким образом, для осуществления деятельности по оказанию охранных услуг, являющейся предметом Конкурса, необходимо наличие соответствующей лицензии.

Подпунктом 11 пункта 5.3 Документации о закупке установлено, что вторая часть заявки должна содержать копии документов, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным по законодательству РФ, если перечень таких документов указан в документации о закупке.

Согласно подпункту 4 пункта 14 Информационной карты Документации о закупке, в состав Заявки на участие в открытом конкурсе должны входить документы, в том числе лицензия на осуществление заявленного вида деятельности.

Однако, данное требование Документации о закупке не позволяет определить, лицензия какого наименования и вида требуется в составе заявки.

На основе вышесказанного, Комиссия Самарского УФАС приходит к выводу об обоснованности довода.

 

3. Исходя из доводов жалобы, Заказчик неправомерно установил в качестве критерия оценки заявок предоставление лицензии.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Информационной карты Документации о закупке, одним из критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе является наличие лицензии, соответствующей предмету открытого конкурса.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны   требования к участникам такой закупки.

Лицензия на осуществление охранной деятельности не может являться критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, так как требование наличия лицензии является обязательным для оказания охранных услуг и подтверждает соответствие участника закупки требованиям Заказчика.

Таким образом, довод признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

4. Согласно материалам жалобы, Заказчик допустил нарушения в описании критерия оценки заявок на участие в Конкурсе – опыт работы, аналогичный предмету закупки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 19 Информационной карты Документации о закупке, для оценки заявок по критерию опыта работы необходим опыт работы, аналогичный предмету закупки, не менее 3 лет, для подтверждения которого предоставляются копии договоров и оценивается среднегодовая стоимость (без учета НДС) оказанных участником услуг по сопровождению подвижного состава, перевозящего пассажиров на сети железных дорог Российской Федерации (сопровождение) за период 2019-2021 гг.

Исходя из толкования части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и её состав, устанавливать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с его потребностью в тех или иных товарах/работах/услугах.

Кроме того, частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России довод Заявителя признается необоснованным.

 

5. В соответствии с доводами жалобы, деятельность по оказанию охранных услуг, составляющая предмет Конкурса, не распространяется на железнодорожный транспорт.

Частная охранная деятельность регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об охране).

Согласно абзацу 3 статьи 11 Закона об охране, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Так, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее – Перечень).

Пунктом 22 Перечня установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, защита которых от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

Однако, исходя их совокупного анализа проекта договора на оказание охранных услуг (Приложение № 1 к Документации о закупке), исполнитель по данному договору обязуется оказывать охранные услуги в целях соблюдения требований Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 810.

В свою очередь, непосредственно деятельность по защите железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства не входит в предмет Конкурса. В этих целях 05.05.2022г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение № 32211368327 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по защите транспортных средств от актов незаконного вмешательства силами подразделения транспортной безопасности для нужд АО «Самарская ППК».

Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России признает довод необоснованным.

 

Вместе с тем, учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Грифон» на действия АО «Самарская ППК» при проведении Конкурса частично обоснованной.
  2. Признать в действиях АО «Самарская ППК» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, частью 6 статьи 3, частью 19.2 статьи 3.4, части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 1.10.1 Положения о закупке.
  3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны