Решение №063/05/21-287/2024 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/21-287/2024 от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/21-287/2024

 

20 мая 2024 года                                                                                                                г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ...;

            Члены Комиссии –   ...;

                                               ...,

рассмотрев дело 063/05/21-287/2024, возбужденное в  отношении Региональной общественной организации «Самарская областная Федерация горнолыжного спорта» (далее – РОО «СОФГС») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 7 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе РОО «СОФГС», президента РОО «СОФГС» - ..., а также члена правления - ...;

в отсутствие:

заявителя – ... уведомлялся надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80101095574479, списком внутренних почтовых отправлений № 325 (Партия 847),

заинтересованное лицо –———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило обращение гражданина ... (далее – Заявитель) о распространении рекламы алкогольной продукции «Carlsberg Beer 0.0» на стартовых манишках на массовом спортивном мероприятии «Весенний Фестиваль – 2024».

Исходя из материалов, предоставленных Заявителем, на территории Центра отдыха «Склон» по адресу: Самарская область, Красноярский район, Малая Царевщина, ул. Рябиновая, дом 6, 17 марта 2024 года проходило массовое спортивное мероприятие, которое согласно информации (анонсам), размещенной на страницах сообществ «Склон Самара (официальная группа) и Самарская Федерация Горнолыжного Спорта именовалось как «Весенний Фестиваль- 2024». Организаторами данного мероприятия «Весенний Фестиваль - 2024» выступали ЦО «Склон» и РОО «Самарская областная федерация горнолыжного спорта» (далее РОО «СОФГС»). В рамках указанного мероприятия в период с 8:30 до 14:30 17 марта 2024 года РОО «СОФГС» проводились старты по горнолыжному спорту. Участие в стартах принимали как взрослые, так и несовершеннолетние дети разных возрастов, которым были выданы стартовые номера, на которых помимо порядкового номера участника содержалась реклама сети спортивных магазинов Триал-Спорт и реклама алкогольной продукции (пива), выраженная в нанесенном на стартовые номера изображении зарегистрированного товарного знака «Carlsberg» с дополнительно нанесенным словом «Веег» и цифрами или буквами «0.0» (далее – Реклама).

Наименование «Carlsberg» является зарегистрированным товарным знаком согласно классу 32 Международной классификации товаров и услуг. Класс 32 включает в себя пиво.

Таким образом, реклама объектов с обозначением «Carlsberg 0.0» может ассоциировать у потребителей с определенным напитком - пивом, а не любым другим напитком ввиду того, что эффект отождествления усиливается как самим названием объекта, так и присутствующими в Рекламе сведениями: «Beer». (в переводе на русский – «пиво»)

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация, указанная на стартовых манишках «Carlsberg Beer 0.0» обращает внимание и поддерживает интерес к указанным объектам, производимому и реализуемому в нем товару - пенным напиткам, ассоциирующихся у потребителей с пивом.

Самарским УФАС России был осуществлен запрос в РОО «СОФГС» (исх. №2850/8 от 01.04.2024). Согласно сведениям предоставленным РОО «СОФГС» (вх. № 5097-ЭП/24 от 11.04.2024), организатором мероприятия «Весенний Фестиваль-2024» является президент РОО «СОФГС – ....

Информация, размещенная РОО «СОФГС» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством размещения на стартовых манишках, направлена на привлечение внимания к «Carlsberg Beer 0.0», поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции.

Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 23.10.2023 № КТ/87579/23 «О рекламе алкогольной продукции» если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, если из рекламы четко следует, что объектом рекламирования выступает безалкогольное пиво, требования статьи 21 ФЗ «О рекламе» к указанной рекламе не применяются.

Как следует из обращения, на стартовых манишках размещена реклама следующего содержания: «Carlsberg Beer 0.0».

При этом из наименования юридического лица не следует, что компания реализует безалкогольную продукцию, следовательно такая реклама может восприниматься потребителями рекламы как реклама алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, указанная реклама может рассматриваться в качестве рекламы алкогольной продукции, несмотря на наличие пиктограммы «0.0», которая не может считаться критерием отнесения продукции «Carlsberg Beer 0.0» к безалкогольной.

Таким образом, представленная информация является рекламой алкогольной продукцией.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В данной рассматриваемой рекламе предупредительная надпись отсутствует.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» запрещено размещение рекламы в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Кроме того, размещение вышеуказанного плаката нарушает Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ФЗ № 436) .

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 ФЗ № 436, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употреблять алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

В соответствии с частью 10 статьи 2 ФЗ № 436, места, доступные для детей - это общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены.

Исходя из обращения следует, что в период с 8:30 до 14:30 17 марта 2024 года РОО «СОФГС» проводились старты по горнолыжному спорту. Участие в стартах принимали как взрослые, так и несовершеннолетние дети разных возрастов.

Таким образом, реклама размещенная президентом РОО «СОФГС» ... содержит признаки нарушения пункта 7 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 21 и частью 3 статьи 21 настоящего закона.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией было возбуждено дело № 063/05/21-287/2024 в отношении РОО «СОФГС» (ул. Солдатская, д. 12, кв. 6, п. Управленческий, г. Самара, 443026, ИНН 6319261086, ОГРН 1236300017733).

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.20212 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума от 08.10.2012 № 58 (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, указанная выше информация имеет все признаки рекламы:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - представление займов под залог движимого имущества.

Таким образом, указанная информация должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям указанного федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из представленных заявителем фото и видеоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции.

Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 23.10.2023 № КТ/87579/23 «О рекламе алкогольной продукции» если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, если из рекламы четко следует, что объектом рекламирования выступает безалкогольное пиво, требования статьи 21 ФЗ «О рекламе» к указанной рекламе не применяются.

Как следует из обращения, на стартовых манишках размещена реклама следующего содержания: «Carlsberg Beer 0.0».

При этом из наименования юридического лица не следует, что компания реализует безалкогольную продукцию, следовательно такая реклама может восприниматься потребителями рекламы как реклама алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, указанная реклама может рассматриваться в качестве рекламы алкогольной продукции, несмотря на наличие пиктограммы «0.0», которая не может считаться критерием отнесения продукции «Carlsberg Beer 0.0» к безалкогольной.

Таким образом, представленная информация является рекламой алкогольной продукцией.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В данной рассматриваемой рекламе предупредительная надпись отсутствует.

Исходя из материалов, предоставленных заявителем следует, что по адресу: Самарская область, Красноярский район, Малая Царевщина, ул. Рябиновая, дом 6 (ЦО «Склон») проходило массовое спортивное мероприятие. Согласно сведениям, указанным в описании на официальной странице ВКонтакте «Склон Самара (официальная группа)» https://vk.com/sklon_samara.official Центр отдыха «СКЛОН»:

- горнолыжный склон (трассы для детей и взрослых)

- грамотные инструкторы

- трассы для сноутюбинга

- гостиница

- ресторан и кафе

- конференц зал

- бассейн (открытый и закрытый)

- тренажерный зал

- 4 сауны

- прокат горнолыжного оборудования, сноубордов, тюбингов, велосипедов

- аренда беседок

- проведение банкетов, корпоративных мероприятий. Следовательно, ЦО «Склон» является санаторно-курортной/оздоровительной организацией, значит отсутствует нарушение пункта 7 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Однако, согласно пункту 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В силу статье 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.

Согласно статье 3 «ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления» организации отдыха детей и их оздоровления – это организации сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

ЦО «Склон» является центром отдыха, в котором располагается, в том числе, горнолыжный склон (трассы для детей и взрослых), трассы для сноуборда, бассйен и т.д. Согласно сведениям, указанным заявителем, участие в стартах принимали как взрослые, так и несовершеннолетние дети разных возрастов.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются нарушения пункта 6 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реклама вышеуказанных алкогольных напитков «Carlsberg Beer 0.0» распространяется в Интернете в социальной сети «Вконтакте» по ссылке https://vk.com/kirkin_alexey.

Действия РОО «СОФГС» содержат признаки нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 2 статьи 21, пунктом 8 части 2 статьи 21, частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

РОО «СОФГС» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Ответом РОО «СОФГС» (вх. № 5097-ЭП/24 от 11.04.2024)
  2. Служебной запиской от 18.04.2024 года;
  3. Определением о возбуждении дела № 063/05/21-287/2024 и назначении дела к рассмотрению от 18.04.2024 года;

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о том, что нарушение прекращено, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдаче предписания РОО «СОФГС» о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции «Carlsberg Beer 0.0», размещенную РОО «СОФГС» на стартовых манишках, поскольку она содержит нарушение требований пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать предписание РОО «СОФГС» о прекращении нарушения рекламного законодательства до 20.06.2024.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

     Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2024г.

     Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2024г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              …

 

Члены Комиссии                                                                                              …

 

                                                                                                                           …

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны