Определение №№ 063/01/10-787/2019 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-787/2019 О НАРУШ... от 18 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-787/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

18 октября 2019 г.                                                                                                             г. Самара

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Клинкова Ю.А.

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление ИП Б.Т. М.  о действиях АО «Средневолжское предприятие железнодорожного транспорта» (далее – АО «СПЖТ»), выразившихся в уклонении от рассмотрения обращения ИП Б. Т.М. по вопросу согласования пункта 26 договора № 3/119 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ИП Б. Т.М. и ОАО «РЖД».

 

1. Правовое регулирование отношений, возникающих между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), а также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26) (далее – Правила эксплуатации).

 

В соответствии со статьей 3 Устава железнодорожного транспорта Министерством путей сообщений Российской Федерации разработаны Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил эксплуатации на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.

В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.

При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке. В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция.

Пунктом 2.1 Правил эксплуатации определены условия заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а также договоров на подачу и уборку вагонов между перевозчиками, контрагентами и пользователями железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно пункту 2.3 Правил эксплуатации, договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.

Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Как установлено пунктом 2.9 Правил эксплуатации, договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.

Согласно статье 63 Устава железнодорожного транспорта подача, уборка вагонов для контрагента, иных грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) осуществляются за их счет на условиях договора.

Подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта. Владелец железнодорожных путей необщего пользования вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей.

Владелец инфраструктуры и перевозчик для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов могут использовать:

по договору с владельцем железнодорожного пути необщего пользования за плату принадлежащий этому владельцу железнодорожный путь необщего пользования;

по согласованию с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) расположенный на их территории и принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожный путь необщего пользования.

При использовании железнодорожного пути необщего пользования для выполнения маневровых работ и (или) временного размещения вагонов без указанного согласования владелец инфраструктуры и перевозчик несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 Устава железнодорожного транспорта размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания для отказа в согласовании подачи, уборки вагонов на принадлежащих лицу железнодорожных путях. Данный отказ должен быть обоснован отсутствием технических и технологических возможностей на железнодорожных путях, принадлежащих данному лицу.

 

2. Исходя из представленных документов, в 2016 году ИП Б.Т.М. обратилась в адрес АО «СПЖТ» с целью заключения договора на подачу и уборку вагонов. 08.09.2016 г. АО «СПЖТ» направило в адрес заявителя договор на подачу и уборку вагонов, а также агентский договор на оформление документов. Согласно условиям вышеуказанных договоров, АО «СПЖТ» должно производить своим локомотивом подачу и уборку вагонов от выставочного пути АО «СПЖТ», примыкающего к путям станции Новокуйбышевская КБШ до места погрузки/выгрузки грузов ИП Б. Т.М. и обратно, а также АО «СПЖТ» обязуется совершать от имени и по поручению ИП Б. Т.М. действия, связанные с оформлением документов по отправлению и получению вагонов, прибывающих в адрес ИП Б. Т.М. на станции Новокуйбышевская  Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Ознакомившись с условиями договора на подачу и уборку вагонов, ИП Б.Т.М. согласилась с условиями данного договора, вместе с тем, просила внести изменения в агентский договор относительно цены договора.

АО «СПЖТ», рассмотрев доводы ИП Б. Т.М., отказало в изменении условий агентского договора. Кроме того, согласно доводам заявителя, для заключения договора на подачу и уборку вагонов ИП Б. Т.М. необходимо было представить документы, подтверждающие право собственности на железнодорожные пути необщего пользования.

ИП Б. Т.М. обратилась в Администрацию г.о. Новокуйбышевск с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако, в выдаче разрешения было отказано.

На основании вышеизложенного, ИП Б. Т.М. обратилась в Новокуйбышевский районный суд Самарской области с целью признания права собственности на реконструированные железнодорожные пути необщего пользования.

Согласно решению Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 23.06.2017 г. ИП Б. Т.М. признана собственником железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ» в стрелочном переводе № 15.

 

22.12.2016 г. ИП Б. Т.М. обратилось в адрес АО «СПЖТ» с заявлением о согласовании Инструкции «о порядке пользования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП Б. Т.М., примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования АО «СПЖТ», а также с заявлением о заключении договора на подачу и уборку вагонов. Документы, подтверждающие направление данного письма в адрес АО «СПЖТ», а также документы, подтверждающие получение АО «СПЖТ» вышеуказанного письма в материалах дела отсутствуют.

21.08.2017 г. ИП Б. Т.М. повторно обратилась в адрес АО «СПЖТ» с заявлением о согласовании Инструкции «о порядке пользования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП Б. Т.М., примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования АО «СПЖТ», а также с заявлением о заключении договора на подачу и уборку вагонов. Письмо получено АО «СПЖТ» 26.09.2017 г.

20.10.2017 г. АО «СПЖТ» отказало в согласовании инструкции «о порядке пользования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП Б. Т.М., примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования АО «СПЖТ», а также в заключении договора на подачу и уборку вагонов, так как ИП Б. Т.М. ранее не обращалась в адрес АО «СПЖТ», как к собственнику путей необщего пользования за выдачей технических условий, а также за согласованием примыкания реконструированного пути заявителя к железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ».

 

В декабре 2017 г. ОАО «РЖД» согласовало для ИП Б.Т.М. инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП Б. Т.М., примыкающего к железнодорожной станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги.

Кроме того, ОАО «РЖД» направило договор № 3/119 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в адрес ИП Б. Т.М. Согласно условиям данного договора ОАО «РЖД» осуществляется подача, расстановка на место погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ИП Б. Т.М. на праве собственности, примыкающего нецентрализованным стрелочным переводом №15 к пути №5 железнодорожного пути необщего пользования АО «СПЖТ», который в свою очередь примыкает централизованными стрелочными переводами № 41, 43, 49 к нечетной горловине станции Новокуйбышевская.

Согласно пункту 26 вышеуказанного договора, договор считается заключенным после получения согласия АО «СПЖТ» на пропуск вагонов по железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ».

30.05.2019 г. ИП Б. Т.М. направила в адрес АО «СПЖТ» письмо для согласования пункта 26 договора № 3/119. Письмо получено АО «СПЖТ» 04.06.2019 г. Вместе с тем, ответ на вышеуказанное письмо в адрес ИП Б. Т.М. до настоящего времени не представлен.

Как следует из заявления, АО «СПЖТ» является собственником железнодорожных путей необщего пользования, к которым примыкает в стрелочном переводе № 15 железнодорожный подъездной путь необщего пользования ИП Б. Т.М. Таким образом, АО «СПЖТ» является единственной организацией, через железнодорожные пути которой ИП Б. Т.М. имеет возможность осуществлять подачу и уборку вагонов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие у него доминирующего положения на товарном рынке, а также определить негативные последствия в виде ограничения конкуренции и (или) ущемлении интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, которые наступили (могут наступить) в результате его действий (бездействия).

Из имеющихся документов и сведений следует, что АО «СПЖТ» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере железнодорожных перевозок, которая в соответствии статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В связи с вышеизложенным АО «СПЖТ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования АО «СПЖТ».

При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России в действиях АО «СПЖТ» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ Самарского УФАС России о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 18.10.2019 г. № 146 в отношении АО «СПЖТ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 063/01/10-787/2019 к рассмотрению на «19» ноября 2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: Самарское УФАС России, г. Самара, ул. Ерошевского, 3А, 4 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/10-787/2019 в качестве:

- заявителя – ИП Б. Т.М. (ИНН: 633000012247);

- ответчика – АО «СПЖТ» (переулок Второй Безымянный, г. Самара, 443066, ИНН: 6315200237).

- заинтересованного лица -  ОАО «РЖД» (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174, ИНН: 7708503727).

 

3. ИП Б. Т.М. представить в срок до «01» ноября 2019 года следующие документы и сведения:

3.1. Сведения о юридических и физических лицах, входящих с ИП Белоусовой Т.М. в одну группу лиц в соответствии с Приказом ФАС России от 20.11.2006 г. № 293 по форме согласно Приложению № 1;

3.2. Надлежащим образом заверенные копии имеющихся договоров, заключенных ИП Б. Т.М. с хозяйствующими субъектами, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта (договоры на организацию перевозок, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей, договоры на подачу и уборку вагонов, иные договоры) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

3.3. Надлежащим образом заверенные копии актов обследования железнодорожных путей необщего пользования ИП Б. Т.М., в том числе составленных на основании пункта 2.10 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26);

3.4. Письменные обоснованные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении (в случае ссылок на документы, необходимо представить надлежащим образом заверенные копии таких документов);

3.5. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ИП Б. Т.М., для рассмотрения дела, по существу.

 

4. АО «СПЖТ» представить в срок до «01» ноября 2019 года следующие документы и сведения:

4.1. Сведения о юридических и физических лицах, входящих с АО «СПЖТ» в одну группу лиц в соответствии с Приказом ФАС России от 20.11.2006 г. № 293 по форме согласно Приложению № 1;

4.2. Надлежащим образом заверенные копии бухгалтерских балансов АО «СПЖТ» по состоянию на 31 декабря 2016 г., на 31 декабря 2017 г., на 31 декабря 2018 года;

4.3. Надлежащим образом заверенные копии отчетов о финансовых результатах АО «СПЖТ» за периоды с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г., с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.;

4.4. Надлежащим образом заверенные копии имеющихся договоров, заключенных АО «СПЖТ» с хозяйствующими субъектами, чьи железнодорожные пути необщего пользования примыкают к железнодорожным путям ОТ СУ-8-ТЭЦ-102 уч. НКБШ АО СПЖТ (договоры на организацию перевозок, распоряжения, инструкции о порядке согласования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей, договоры на подачу и уборку вагонов, иные договоры) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

4.5. Схемы расположения железнодорожных путей необщего пользования, которые, наряду с железнодорожными путями необщего пользования ИП Белоусовой Т.М., примыкают к железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ» (на схеме необходимо отметить цветом участки пути АО «СПЖТ», место примыкания, а также участки железнодорожного пути, принадлежащие или эксплуатируемые иными хозяйствующими субъектами, с указанием их наименования);

4.6. Сведения об объеме услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, оказанных АО «СПЖТ» в период с 2016 по истекший период 2019 гг. (с разбивкой по годам) в границах железнодорожного пути ОТ СУ-8-ТЭЦ-102 уч. НКБШ, по форме согласно Приложению № 2;

4.7. Сведения о видах деятельности, осуществляемых АО «СПЖТ» в период с 2016 по истекший период 2019 гг., цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию (включая декларирование) с приложением подтверждающих документов (приказ, распоряжение, иное);

4.8. Надлежащим образом заверенные копии актов обследования железнодорожных путей необщего пользования ИП Белоусовой Т.М., в том числе составленных на основании пункта 2.10 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

4.9. Письменные обоснованные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении (в случае ссылок на документы, необходимо представить надлежащим образом заверенные копии таких документов);

4.10. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению АО «СПЖТ», для рассмотрения дела, по существу.

 

5. ОАО «РЖД» представить в срок до «01» ноября 2019 года следующие документы и сведения:

5.1. Надлежащим образом заверенные копии договоров (в том числе проекты договоров, распоряжения, инструкции о порядке согласования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ИП Б. Т.М.) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями между ИП Б.й Т.М. и ОАО «РЖД»;

5.2. Надлежащим образом заверенные копии актов обследования железнодорожных путей необщего пользования ИП Б. Т.М., в том числе составленных на основании пункта 2.10 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26);

5.3. Надлежащим образом заверенные копии договоров (в том числе проекты договоров, распоряжения, инструкции о порядке согласования и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «СПЖТ») со всеми приложениями и дополнительными соглашениями между АО «СПЖТ» и ОАО «РЖД»;

5.4. Надлежащим образом заверенные копии актов обследования железнодорожных путей необщего пользования АО «СПЖТ», в том числе составленных на основании пункта 2.10 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. № 26);

5.5. Надлежащим образом заверенные копии документов, содержащих переписку между ОАО «РЖД» и АО «СПЖТ», а также между ОАО «РЖД» и ИП Б. Т.М., в том числе по поводу заключения/согласования договора № 3/119 (письма, протоколы разногласий, обращения, отказы, иные документы) с приложением документов, подтверждающих отправку и получение исходящей корреспонденции;

5.6. Схемы расположения железнодорожных путей общего пользования ОАО «РЖД», указанных в заявлении (на схеме необходимо обозначить цветом пути, принадлежащие ИП Б. Т.М., АО «СПЖТ», ОАО «РЖД», а также обозначить место примыкания путей ИП Б. Т.М. к железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ», место примыкания путей ОАО «РЖД» к железнодорожным путям необщего пользования АО «СПЖТ»);

5.7. Письменные обоснованные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении (в случае ссылок на документы, необходимо представить надлежащим образом заверенные копии таких документов);

5.8. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ОАО «РЖД», для правильного рассмотрения заявления.

 

Примечание. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

В силу части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны