Постановление №481-9343-15/6 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания ... от 24 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главному управляющему

директору ООО «Самарские коммунальные системы»

Б.В.В.

 

ул. Луначарского, д. 56,

г. Самара,

443056

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении № 481-9343-15/6

 

«20» августа 2015 г.                                                                                                          г. Самара

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Клинкова Ю.А., рассмотрев материалы дела № 481-9343-15/6 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Самарские коммунальные системы» (далее – ООО «СКС») (ул. Луначарского, д. 56, г. Самара, 443056, ИНН 6312110828),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Самарского УФАС России решения от 19.05.2015 г. по делу № 20-9343-14/6, которым установлен факт нарушения ООО «СКС» пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

 

Комиссия Самарского УФАС России,  рассмотрев дело 481-9343-15/6 о нарушении антимонопольного законодательства, установила следующее.

1. Как следует из материалов дела № 20-9343-14/6, гражданам С. О.Г., А. В.Г., Ч.М.В., У. В.М. принадлежат на праве собственности жилые дома, расположенные на земельных участках в микрорайоне Жигулевские ворота (свидетельства о государственной регистрации права от 23.08.2011 г. № 63:01:0312004:0:24/1, от 27.02.2009 г. № 63:01:0000000:0:4085, от 24.05.2013 г. № 63:01:0312004:139:9, от 10.11.2014 г. № 63:01:03120004:972 соответственно). При этом указанные жилые дома опосредовано подключены к централизованной системе водоснабжения через сети, расположенные на территории ТСЖ «Жигулевские ворота».

В 2013-2014 гг. указанные лица обратились в ООО «СКС» с заявками на заключение договоров холодного водоснабжения. По итогам рассмотрения заявок С. О.Г. и А. В.Г. ООО «СКС» уведомило указанных граждан о приостановлении рассмотрения заявок до получения недостающих документов (письма от 21.05.2013 г. № 7-26/876, от 23.05.2014 г. № 7/26-1924). После устранения заявителями Суховерша О.Г. и Акимовой В.Г. имеющихся недостатков ООО «СКС» направило в их адрес проекты договоров о приобретении холодной воды и водоотведении (проекты договоров от 26.06.2014 г. № 132/14, от 26.06.2014 г. № 133/14). Указанные договоры были подписаны со стороны С.О.Г. и А. В.Г. При этом, в адрес ООО «СКС» были направлены письма, выражающие несогласие с условиями предложенных к заключению договоров.

Согласно информации, указанной в заявлении, Ухлиновой В.М. проект договора о приобретении холодной воды и водоотведении от 26.06.2014 г. № 134/14 ООО «СКС» был вручен нарочно 27.06.2014 г. Указанный договор был подписан Ухлиновой В.М. с протоколом разногласий от 18.07.2014 г.

По итогам рассмотрения заявки Ч.М.В. от 29.04.2013 г. ООО «СКС» также направило в его адрес письмо от 06.06.2013 г. № 736 о приостановлении рассмотрения заявки до получения недостающих документов. 04.06.2014 г. Ч. М.В. направил в адрес ООО «СКС» повторное заявление о заключении договора холодного водоснабжения.

В последующем ООО «СКС» направило в адрес заявителей письма от 11.07.2014 г. № 2918, от 22.07.2014 г. № 3052, от 22.07.2014 г. № 3053, от 16.12.2014 г. № 5033. Как указывает ООО «СКС» в данных документах, возможность заключения отдельных (прямых) договоров собственниками жилых домов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (при наличии способа управления ТСЖ) жилищным законодательством не предусмотрена. При этом, ООО «СКС» сообщило, что собственниками жилых домов в микрорайоне Жигулевские ворота в качестве исполнителя коммунальных услуг выбрано ТСЖ «Жигулевские ворота», в связи с чем у ООО «СКС» отсутствуют правовые основания для заключения с . О.Г., Ак. В.Г., Ч.М.В., У.В.М. прямых договоров холодного водоснабжения.

 

ООО «СКС» в материалы дела № 20-9343-14/6 представлены письменные пояснения относительно обоснованности действий по отказу в заключении с вышеназванными лицами договоров холодного водоснабжения (письмо от 20.11.2014 г. № 4619).

Согласно указанным пояснениям, жилые дома вышеуказанных заявителей подключены к водопроводным и канализационным сетям, которые являются общим имуществом собственников жилых домов – членов ТСЖ «Жигулевские ворота». В целях реализации решения собственников жилых домов микрорайона Жигулевские ворота, объединившихся в ТСЖ, выбравших способ управления общим имуществом и способ предоставления коммунальных услуг, между ТСЖ «Жигулевские ворота» и ООО «СКС» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.04.2009 г. № 142/09. По мнению ООО «СКС», при наличии выбранного способа управления, а также заключенного договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, возможность заключения отдельных (прямых) договоров собственниками жилых домов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией жилищным законодательством не предусмотрена. Как указывает ООО «СКС», при таких обстоятельствах Общество как ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению и (или) водоотведению в отношении обратившихся заявителей.

Однако, доводы ООО «СКС» о правомерности действий, выразившихся в отказе от заключения договоров холодного водоснабжения с С. О.Г., А. В.Г., Ч. М.В., У. В.М., не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела № 20-9343-14/6 по следующим основаниям.

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.07.2013 г. № 767 ООО «СКС» определено гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г.о. Самара.

Таким образом, ООО «СКС» является гарантирующим поставщиком услуги по водоснабжению и водоотведению на территории г.о. Самара, и обязано заключать договоры холодного водоснабжения и водоотведения с любыми обратившимися к нему лицами, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения) холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

При этом законодателем закреплен порядок и сроки заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также процедура урегулирования разногласий при согласовании проекта указанного договора (пункты 12-14 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

 

Правовое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, предоставление таких услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9-12 настоящих Правил.

При этом, как следует из пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем коммунальных услуг в письменной форме и путем совершения потребителем конклюдентных действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении услуг. Такой договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

 Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Таким образом, действующим законодательством определены случаи, в которых ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальных услуг.

В силу пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Как следует из подпункта «в» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.

Таким образом, исходя из указанных норм действующего законодательства, собственникам и пользователям жилых домов предоставлено право выбора условий предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и (или) водоотведению, определяемых в рамках соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

При этом вышеизложенные положения действующего законодательства устанавливают корреспондирующую этому праву обязанность ресурсонабжающей организации по заключению с собственниками жилых домов (домовладений) договора холодного водоснабжения и обязанность по предоставлению названной коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках.

Учитывая изложенное, действующее федеральное законодательство определяет случаи, при которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения. Правовых норм, устанавливающих основания для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении с собственниками жилых домов (домовладений) указанных договоров и предоставления им коммунальной услуги холодного водоснабжения, действующее законодательство не содержит.

 

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что жилые дома заявителей имеют подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, эксплуатируемой ООО «СКС», через сети ТСЖ «Жигулевские ворота». Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, указанные сети находятся в общей долевой собственности жильцов домов, расположенных в микрорайоне Жигулевские ворота, и состоят на балансе названного товарищества.

Из материалов дела следует, между ООО «СКС» и ТСЖ «Жигулевские ворота» был заключен договор от 24.04.2009 г. № 142/09 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения). Согласно пункту 1.1 указанного договора предприятие ВКХ (ООО «СКС») отпускает Абоненту (ТСЖ «Жигулевские ворота») питьевую воду из системы водоснабжения Предприятия ВКХ и (или) принимает от Абонента сточные воды в систему канализации Предприятия ВКХ (оказывает услуги водоотведения), а Абонент получает питьевую воду и (или) сбрасывает сточные воды (получает услуги водоотведения) и оплачивает на условиях настоящего договора.

Пунктом 1.6 Договора от 24.04.2009 г. № 142/09 установлено, что, в случае присоединения к Абоненту субабонентов, расчеты за отпущенную им питьевую воду и принятые от них сточные воды (услуги водоотведения), производятся Абонентом с субабонентами в соответствии с договорами, заключенными между ними.

07.07.2012 г., 01.01.2013 г., 14.03.2014 г. ООО «СКС» и ТСЖ «Жигулевские ворота» были заключены соглашения о внесении изменений в Договор от 24.04.2009 г. № 142/09. Указанными соглашениями определен перечень субабонентов, присоединенных к сетям ТСЖ «Жигулевские ворота», которым ООО «СКС» осуществляется отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Из названных соглашений следует, что земельные участки, принадлежащие гражданам Суховерша О.Г. (д. № 170/2), Акимова В.Г. (д. № 190), Челноков М.В. (д. № 49), Ухлинова В.М. (д. № 200), также поименованы в данном перечне как субабоненты.

При этом договоры, подлежащие заключению между ТСЖ «Жигулевские ворота» и заявителями (Суховерша О.Г., Акимовой В.Г., Челноковым М.В., Ухлиновой В.М.) в соответствии с условиями пункта 1.6 Договора от 24.04.2009 г. № 142/09, отсутствуют.

 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.

Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Из анализа указанных норм следует, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность собственников жилых домов выбирать один из способов управления такими домами. Таким образом, создание ТСЖ является правом собственников жилых домов, но не их обязанностью.

 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Таким образом, из системного толкования указанных правовых норм факт членства в ТСЖ определяется наличием/ отсутствием соответствующего волеизъявления лица, оформленного в виде заявления.

В материалах дела № 20-9343-14/6 имеется заявление С.О.Г. от 16.02.2006 г. о принятии ее в члены ТСЖ «Жигулевские ворота». 09.03.2011 г. С. О.Г. в адрес ТСЖ «Жигулевские ворота» было направлено заявление о выходе из состава членов ТСЖ «Жигулевские ворота». Письмом от 21.04.2011 г. № 24 ТСЖ «Жигулевские ворота» сообщило об удовлетворении указанной просьбы С. О.Г.

Таким образом, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что С.О.Г. членом ТСЖ «Жигулевские ворота» не является. Согласно устным пояснениям представителей А. В.Г., Ч.М.В., У. В.М. указанные лица также не являются членами ТСЖ «Жигулевские ворота». При этом названное товарищество в качестве исполнителя коммунальной услуги холодного водоснабжения Акимова В.Г., Челноков М.В., Ухлинова В.М., Суховерша О.Г. не выбирали. ООО «СКС» письмом от 05.09.2014 г. № 3703 сообщило в адрес Самарского УФАС России об отсутствии у Общества документов и сведений, подтверждающих членство заявителей в ТСЖ «Жигулевские ворота». Таким образом, доказательств, свидетельствующих о членстве заявителей в ТСЖ «Жигулевские ворота», Комиссии представлено не было.

Следовательно, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ТСЖ «Жигулевские ворота» не является исполнителем коммунальных услуг для названных заявителей. При этом Суховерша О.Г. в материалы дела представлены платежные поручения, согласно которым оплата за водоснабжение и водоотведение с октября 2013 года производится на расчетный счет ООО «СКС», что свидетельствует о наличии правовых отношений между Обществом и названным заявителем.

В обоснование своей позиции о невозможности заключения с заявителями договоров холодного водоснабжения ООО «СКС» представлены письмо Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – ГЖИ Самарской области) от 23.09.2014 г. № 22255, а также письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 2499-ОД/04. Как следует из содержания данных документов, указанными органами исполнительной власти приводится анализ правовых норм действующего законодательства, применяемых к взаимоотношениям ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирных домах. При этом указанные письма не содержат выводов о том, что данные правовые нормы могут применяться к взаимоотношениям ресурсоснабжающей организации и собственников жилых домов (домовладений) при заключении договоров холодного водоснабжения и предоставлении указанной коммунальной услуги

Между тем, Комиссия отмечает, что действующим федеральным законодательством определены специальные правовые нормы, регламентирующие названные правоотношения. При указанных обстоятельствах основания для применения по аналогии правовых норм, распространяющихся на собственников помещений в многоквартирных домах, к собственникам жилых домов (домовладений) в данном случае не усматриваются.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что выводы, содержащиеся в письмах ГЖИ Самарской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии у ООО «СКС» законных оснований для отказа в заключении с С. О.Г. А. В.Г. договоров холодного водоснабжения и водоотведения, с Ч. М.В., У. В.М. договоров холодного водоснабжения.

 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России в целях надлежащего и объективного рассмотрения дела № 20-9343-14/6 в адрес ФАС России было направлено письмо от 05.03.2015 № 1824/6 с просьбой дать разъяснения относительно правомерности действий ООО «СКС» как ресурсоснабжающей организации по отказу в заключении договоров холодного водоснабжения с собственниками жилых домов, не являющимися членами ТСЖ.

Письмом от 20.03.2015 г. № АК/13778/15 ФАС России направила в адрес Самарского УФАС России ответ, содержащий выводы о наличии в действиях ООО «СКС» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в отказе гарантирующей организации в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению лицу (в том числе собственнику жилого дома), чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения опосредовано через сети, принадлежащие третьим лицам.

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ООО «СКС» занимает доминирующее положение на рынке по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ООО «СКС» как гарантирующей организации по отказу в заключении с С. О.Г., А. В.Г. договоров холодного водоснабжения и водоотведения, с Ч.М.В., У. В.М., договоров холодного водоснабжения не соответствуют положениям действующего законодательства и приводят к ущемлению интересов заявителей, а также являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «СКС» являются злоупотреблением доминирующим положением, недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

В адрес ООО «СКС» Самарским УФАС  России было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 481-9343-15/6 и проведении административного расследования (исх. № 6047/6 от 24.06.2015 г.). Во исполнение определения ООО «СКС» представило документы, необходимые для производства по делу об административном правонарушении № 481-9343-15/6  (письмо от 26.06.2015 г.  № 2535), а также письменные пояснения.

Из указанных письменных пояснений следует, что ООО «СКС» не согласно с выводами, сделанными Комиссией Самарского УФАС России в решении по делу № 20-9343-14/6. По мнению ООО «СКС» в действиях, выразившихся в отказе от заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, и, как следствие, состав правонарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Составление протокола по делу об административном правонарушении № 481-9343-15/6  назначено на 10.07.2015 г. в 10 ч. 00 мин. ООО «СКС» было надлежащим образом извещено Самарским УФАС России о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма (вручено 03.07.2015 г.).

На составление протокола  явился  защитник  ООО «СКС» Н.М.А. (доверенность от 21.03.2014 г № 63АА 2415111). Копия протокола вручена защитнику ООО «СКС» Н. М.А.

Рассмотрение дела об административном правонарушении № 481-9343-15/6 было назначено на 23.07.2015 г. на 10 ч. 00 мин., о чем ООО «СКС» было надлежащим образом извещено.

На рассмотрение дела явились защитники ООО «СКС» Н. М.А. и С. Н.Н. (доверенности от 21.03.2014 г № 63АА 2415111, от 21.03.2014 г. № 63АА24115114 соответственно).

При этом в ходе рассмотрения дела были установлена необходимость получения дополнительных материалов по делу. В связи с изложенным, на основании статей 29.1, 29.4, 29.6, 29.7 КоАП РФ, определением от 23.07.2015 г. № 7465/6 рассмотрение дела было отложено на 20.08.2015 г. на 14 ч. 00 мин., у ООО «СКС» были запрошены необходимые документы и сведения. В соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела № 481-9343-15/6 был продлен до 23.08.2015 г. (определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.07.2015 г. № 7464/6).

ООО «СКС» было надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения дела. Во исполнение определения от 23.07.2015 г. № 7464/6 Обществом были представлены запрашиваемые документы и сведения (письмо от 29.07.2015 г. № 3246). 20.08.2015 г. дело № 481-9343-15/6 было рассмотрено с участием защитника ООО «СКС» С. Н.Н. 

 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «СКС» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, однако данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на то, что данное правонарушение было совершено виновно (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).

 

Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела не установлены.

 

Факт совершения ООО «СКС» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается:

 - материалами дел № 20-9343-14/6, № 481-9343-15/6;

 - протоколом об административном правонарушении от 10.07.2015  г.;

 - решением Комиссии Самарского УФАС России (исх. № 4537/6 от 19.05.2015 г.).

 

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено предусмотренное частью 1 статьи 4.2, обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Так, ООО «СКС» было исполнено предписание Самарского УФАС России от 19.05.2015 г. № 4536/6, выданное Обществу по итогам рассмотрения дела № 20-9343-14/6. Во исполнение предписания ООО «СКС» представило в Самарское УФАС России письмо, содержащее информацию о направлении в адрес заявителей проектов договоров холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении совершившее его лицо добровольно исполнило предписание, выданное антимонопольным органом (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Исходя из вышеизложенного, при назначении ООО «СКС» наказания в виде наложения штрафа Самарским УФАС России было принято во внимание данное обстоятельство, смягчающее административную ответственность. При этом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

 

Сумма штрафа, подлежащего применению, рассчитана исходя из положений примечания статьи 14.31 КоАП РФ, а также исходя из Методических рекомендаций по расчету величины административного штрафа, направленных письмом ФАС России от 19.01.2012 г. № ИА/1099.

Для расчета величины административного штрафа был предоставлен совокупный размер суммы выручки ООО «СКС» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2013 г., а также выручка ООО «СКС» от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2013 г. в границах пос. Управленческий Красноглинского района г. Самары (включая мкр. Жигулевские ворота).

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9,  29.10 КоАП РФ,    

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ООО «СКС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 112 164,53 рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от  01.12.2014 г. № 384-ФЗ  «О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

 

Реквизиты для уплаты административного  штрафа:

Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области г. Самара.

 

ИНН 6315802344

КПП 631601001

Р/с 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара.

КБК 161 116 020 100 16000 140

БИК 043601001

Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области.

ОКТМО 36701000

 

Назначение платежа: административный штраф в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ за нарушение Закона о защите конкуренции согласно постановлению Самарского УФАС России от 20.08.2015  г. по делу № 481-9343-15/6.

 

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу (846) 200-15-37.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Самарского УФАС России                                                                                      Ю.А. Клинкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны