Решение б/н Решение от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/16-31/2023

 

02.05.2023 года                                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   …..;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/16-31/2023, возбужденное в отношении … по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно статьи 16 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи, 

в отсутствии представителей:

заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара,  ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо не явилось, уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором № 80081183397824 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 04.04.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 126 от 03.04.2023г., чеком ККМ от 03.04.2023г.

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе …, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором № 80081183397817 и атрибутом «неудачная попытка вручения 04.04.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 126 от 03.04.2023г., чеком ККМ от 03.04.2023г, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

слушателя -

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. № 24357-05/63 от 19.12.2022/вх. № 17446/22                                 от 22.12.2022), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении средства массовой информации периодического печатного издания газеты «Зелёный ДОМ» (реестровая запись от 15.05.2017 серия ПИ № ТУ 63-00891), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

В ходе проведения систематического наблюдения установлено, что в выпусках:

- № 4 (37) 2022 от 12.07.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ);

- № 5 (38) 2022 от 09.08.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ,);

- № 6 (39) 2022 от 13.09.2022 на страницах: 3 и 4 (САЖАЕМ БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЬЯ от Садового центра Зелёный ДОМ) газеты «Зелёный ДОМ» на материалах рекламного характера отсутствует пометка «Реклама» или пометка «На правах реклама».

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации примерная тематика и (или) специализация: информационная (все о растениях, рекомендации агронома), реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

СМИ не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера.

Процент рекламы должен составлять не более 45% объема одного выпуска.

Согласно регистрационным документам учредителем газеты «Зелёный ДОМ» является:

- … – 01 января 1967 года рождения, место рождения: п. Смышляевка, Волжского района Куйбышевской области, паспорт серии 36 11 № 460004 выдан 19.01.2012 года Отделением УФМС России по Самарской области (443001, Самарская область, г. Самара, ул. Садовая, д. 200, кв. 102);

Редакцией и главным редактором СМИ газеты «Зелёный ДОМ» является Дебелый …).

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации объектами рекламирования в выпусках   № 4 (37) 2022 от 12.07.2022, № 5 (38) 2022 от 09.08.2022, № 6 (39) 2022 от 13.09.2022 газеты «Зелёный ДОМ» являются: АВТОПОЛИВ, ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН, ГАЗОН, САЖАЕМ БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЬЯ от Садового центра Зелёный ДОМ.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Согласно Заявлению о регистрации средства массовой информации от 05.05.2017       № 6142/63-СМИ, в отношении пункта 7 Предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем заявлены следующие данные: 1 раз в год, 4 страницы, формат А4, тираж 20000 экз.

При этом, рассматриваемые выпуски газеты «Зелёный ДОМ» объем рекламы от общего объема периодического печатного издания в данном выпуске составляет 50%                         (2 страницы х 100% : 4 страницы).

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.

Таким образом, действия … содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/16-31/2023 по признакам нарушения рекламного законодательства (определение о возбуждении дела № 063/05/16-31/2023 исх. № 240/8 от 16.01.2023).

На рассмотрение дела … пояснил, что рассматриваемая информация не является рекламой в ней содержится информация о его собственных услугах и никаких договоров на распространение рекламы не заключалось и газета распространяется бесплатно.

Также пояснил, что СМИ газета «Зеленый ДОМ» является информационной площадкой для помощи выращивания растений.

Заслушав объяснения …., рассмотрев материалы дела № 063/05/16-31/2023, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

Как ранее было установлено, что информация в выпусках:

- № 4 (37) 2022 от 12.07.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ);

- № 5 (38) 2022 от 09.08.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ,);

- № 6 (39) 2022 от 13.09.2022 на страницах: 3 и 4 (САЖАЕМ БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЬЯ от Садового центра Зелёный ДОМ) СМИ газеты «Зелёный ДОМ» является рекламой, поскольку направлена на неопределенный круг лиц и имеет в качестве объектов рекламирования в виде услуг от Садового центра Зеленый дом и виде средства индивидуализации лица «Садовый центр Зеленый дом», а также «Эталон парк».

В рассматриваемых рекламах присутствуют номера телефона по которму можно заказать указанные в рекламе услуги.

Кроме того, в данном случае присутствует ссылка на сайт www.сц-зеленый-дом.рф. на данном сайте указана информация о юридическом лице ООО «СЦ Зеленый дом».

Также с сайта www.сц-зеленый-дом.рф можно по ссылке перейти на сайт www.питомник-плодовых-эталон.рф на котором уже содержится информация о продаже саженцев плодовых от Питомника плодовых эталон СЦ «Зеленый дом» (ОГРН 1106330000468).Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО «СЦ Зелены дом» является: цветоводство, торговля оптовая цветами и растениями, выращивание однолетних культур, предоставление услуг в области растениеводства и т.п.

Таким образом, в рассматриваемых рекламах рекламируются услуги автополива, ландшафтного дизайна, посадки деревьев ООО СЦ «Зеленый дом».

Необходимо отметить, что в ФЗ «О рекламе» отсутствуют такие критерии рекламы как: если лицо рекламирует свои услуги и не заключает договор на распространение рекламы, то это не является рекламой.

На основании статьи 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Как ранее было установлено, пометка «реклама» или пометкой «на правах рекламы» отсутствует в рассматриваемых рекламах.

Вместе с тем, в соответствии с регистрационными документами СМИ газета «Зеленый дом» не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ № ТУ63-00891 от 15.05.2017г. и Уставу редакции СМИ газеты «Зеленый ДОМ» ... является учредителем СМИ газеты «Зеленый ДОМ» и главным редактором. Данная информация содержится и в самих выпусках СМИ газеты «Зеленый ДОМ».

Таким образом, … является рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

 

  1. Заявление Управления Роскомнадзора по Самарской области;
  2. Материалами планового систематического наблюдения;

3.  Свидетельством о регистрации СМИ ПИ № ТУ63-00891 от 15.05.2017г.;

4.  Уставом редакции СМИ газеты «Зеленый ДОМ»;

5.  Заявление о регистрации СМИ № 6142/63-сми от 05.05.2017г.;

6.  Служебной запиской Самарского УФАС России от 16.01.2023г;

7. Определением о возбуждении дела № 063/05/16-31/2023 (исх. № 240/8 от 16.01.2023);

8.  Пояснениями …

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В связи с тем, что нарушение не устранено, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о выдаче … предписания о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу в выпусках:

- № 4 (37) 2022 от 12.07.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ);

- № 5 (38) 2022 от 09.08.2022 на страницах: 2 (АВТОПОЛИВ от Садового центра Зелёный ДОМ, ГАЗОН от Садового центра Зелёный ДОМ), 4 (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН от Садового центра Зелёный ДОМ,);

- № 6 (39) 2022 от 13.09.2022 на страницах: 3 и 4 (САЖАЕМ БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЬЯ от Садового центра Зелёный ДОМ) СМИ газеты «Зелёный ДОМ», поскольку она содержит нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать .. предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении … дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

     Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2023г.

     Решение изготовлено в полном объеме 02 мая 2023г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        …

 

Члены Комиссии                                                                                                     …

 

                                                                                                                                  …

Связанные организации

Связанные организации не указаны