Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 49-9085-15/8 от 14 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «СК «Астро-Волга»

ул. Арцыбушевская, д. 167,

г. Самара, 443001

 

САО «ВСК»

ул. Островская, д. 4, г. Москва,

121552

 

Самарский филиал САО «ВСК»

ул. Московское шоссе, д. 4 А,

стр. 2, 443013                                                                                        

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

16 июля 2015г.                                                                                                              г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии -  А.Р. Баженов, заместитель руководителя  Управления;

 

Члены Комиссии:                             Макридина И.А., начальник отдела контроля рекламного законодательства;            

Фомина Е.О., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламного законодательства;                          Билаш В.А., главный эксперт сектора рассмотрения обращений по вопросам обязательного страхования отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, 

 

в присутствии представителей:

заявителя по делу – ОАО «Страховая компания «Астро-Волга» (443001,                       г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 167, ИНН 6315232133) – Г. Е. Б. по доверенности б/н от 15.01.2015г., Баласанян Сусанна Суреновна по доверенности № 319 от 30.12.2015г. (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом о назначении дела к слушанию);

 

ответчика по делу – САО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островская, д. 4, ИНН 7710026574) Мятов Алексей Юрьевич по доверенности 63 АА 2940941 от 24.03.2015г. (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом о назначении дела к слушанию),

рассмотрев дело № 49-9085-15/8 по признакам нарушения САО «ВСК»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской Области (далее - Самарское УФАС России) рассмотрена жалоба ОАО «Страховая компания «Астро-Волга», перенаправленная Нижегородским УФАС России, содержащая сведения о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях САО «ВСК» (далее - Ответчик), а именно при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев  транспортных средств ОСАГО в 2015-2016гг. для нужд Самарского областного суда (извещение №0342100007415000008) САО «ВСК» сделало предложение о цене контракта – 59 578,05 руб. (на 15 421,19 руб. ниже начальной  (максимальной) цены контракта), что с возможной долью вероятности выходит за пределы значений, установленных Указанием Банка  России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

23.03.2015г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок рассмотрела жалобу ОАО «Страховая компания «Астро-Волга» о нарушении котировочной комиссией Самарского областного суда требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств ОСАГО в 2015-2016гг. для нужд Самарского областного суда (извещение № 0342100007415000008).

По результатам рассмотрения указанной жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, внеплановой проверки Комиссия Нижегородского УФАС России признала жалобу ОАО «СК «Астро-Волга» необоснованной, заказчика – нарушившим требования части 2 статьи 34 и части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документе  о закупке указываются формула и максимальное значение цены контракта». Предписание заказчику не выдавалось в связи с наличием заключенного контракта.

В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что при проведении рассматриваемого запроса котировок победителем запроса котировок САО «ВСК» сделано предложение  о цене контракта – 59 578,05 руб. (на 15421,19 руб. ниже начальной (максимальной) цены контракта), что с возможной долей вероятности  выходит за пределы значений, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014№ 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданский ответственности владельцев транспортных средств».

На заседании Комиссии представитель ОАО «СК «Астро-Волга» пояснил, что 02.03.2015г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок № 0342100007415000008 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств ОСАГО в 2015-2016гг. для нужд Самарского областного суда.

Как следует из  извещения о проведении запроса котировок, начальная (максимальная) цена контракта была определена Заказчиком в размере 74 999 руб. 24 коп.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № 0342100007415000008 от 10.03.2015г. к сроку окончания подачи котировочных заявок было представлено 4 заявки.

Участниками были предложены следующие цены: АО «ОСК» - 74 999 руб. 24 коп.;  ОАО «СОГАЗ» - 65 645 руб. 40 коп.;  ОАО «Астро-Волга» - 74 999 руб. 24 коп.;  САО «ВСК» - 59 578 руб. 05 коп. САО «ВСК» было признано победителем.

В извещении о проведении запроса котировок указана начальная (максимальная) цена контракта, обоснование которой производится в соответствии с приложением № 4 к извещению о запросе котировок. В данном приложении № 4 указывается следующая информация о транспортных средствах: гос. номер <...> марка и модель, мощность двигателя, категория ТС, тариф базовый, коэффициент территории и преимущественного использования, коэффициент по сроку страхования, коэффициент в  зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат. Этих данных достаточно для того, чтобы произвести расчет. Применение иных коэффициентов участниками закупки недопустимо, в связи с тем, что данная информация является приложением к извещению о проведении запроса котировок и его неотъемлемой частью.

В соответствии с ответом на запрос о разъяснении об определении победителя запроса котировок расчет страховых премий должен осуществляться на основании Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положения Банка России от 19.09.20147г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указания Банка России от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере страхования и гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с п. 1.8 Положения Банка от 19.09.2014г. № 431-П при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

Также, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является публичным с применением единых коэффициентов при расчете страховой премии.   

Более того, в информации и расчете по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта указано, что начальная (максимальная) цена контракта определена на основании тарифного метода. Расчет произведен в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014г. № 3384-У) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Таким образом, при использовании указанного метода определения НМЦК заказчик подтверждает, что указанная цена контракта является фиксированной, регулируемой в соответствии с действующим законодательством и должная быть единой у всех участников закупки.  САО «ВСК» в нарушение действующего законодательства применил коэффициенты КБМ, отличные от допустимых, что, в свою очередь, привело к получению преимущества перед иными участниками запроса котировок.

Представитель САО «ВСК» на заседании Комиссии не согласился с доводами ОАО «Астро-Волга»  и пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществлении страховых выплат и о предстоящих страховых выплатах,  о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования. Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона (часть 10 статья 15).

САО «ВСК» не имеет возможности пояснить причины невнесения в базу АИС РСА сведений о страховании по предыдущим договорам ОСАГО. В связи с тем, что САО «ВСК» не являлось страховщиком по предыдущим договорам в отношении ТС AudiQ7 Р063СК63,  Hyundai Tucson А067АР163, САО «ВСК» не располагает информацией относительно состояния сведений АИС РСА, их количественного и качественного состава, а также актуальности. По данным САО «ВСК», предыдущим страховщиком Самарского областного суда по указанным выше позициям являлось ООО «Росгосстрах».    

Рассмотрев и проанализировав материалы дела № 49-9085-15/8, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссией установлено следующее.

Согласно письму Самарского областного суда (вх. № 3238-з от 18.05.2015г) при подготовке обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта был применен Кбм = 1 по ТС  AudiQ7 Р063СК63 и по ТС Hyundai Tucson А067АР163.

Из ответа РСА (исх. № И-34370 от 21.05.2015 / вх. № 3571-з от 27.05.2015) следует, что при осуществлении расчета Кбм для юридического лица «Самарский областной суд» на дату 06.03.20145г., Кбм = 1 и по ТС  AudiQ7 Р063СК63  и по ТС Hyundai Tucson А067АР163.

Из ответа САО «ВСК» (исх. № 701 от 27.05.2015г. / вх. № 3770-з от 01.06.2015) следует, что в связи с тем,  что Общество является действующим страховщиком Самарского областного суда по ТС AudiQ7 Р063СК63 и по ТС Hyundai Tucson А067АР163, а также располагает сведениями о страховании по предыдущему договору обязательного страхования, при расчете цены контракта им был применен Кбм = 0,90 (AudiQ7 Р063СК63) и Кбм= 0,60 (Hyundai Tucson А067АР163).

Из чего следует, что САО «ВСК» являясь действующим страховщиком Самарского областного суда по ТС AudiQ7 Р063СК63 (период страхования 2014-2015гг., Кбм = 1) и по ТС Hyundai Tucson А067АР163 (период страхования 2014-2015гг. Кбм = 1), в связи, с чем располагал сведениями о страховании по действующим договорам обязательного страхования, при расчете цены контракта и с учетом безаварийности применил понижающий Кбм = 0,90 для периода страхования 2015-2016гг. (AudiQ7 Р063СК63) и понижающий Кбм= 0,60 для периода страхования 2015-2016гг. (Hyundai Tucson А067АР163).

Согласно п. 10.1 ч. 10 ст. 15 Федерального Закона от 25 апреля 2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

В пп. «б» п. 2.1 ч. 2 ст. 9 комментария к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что страховщик вправе определять КБМ на основании сведений о страховании, имеющихся у страхователя и полученных им у страховщика, с которым заключался предыдущий договор ОСАГО, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования РСА, корпоративной информационной системе страховщика, а также сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора.

Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального Закон от 25 апреля 2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и проверки соответствия представленных страхователем сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации, не допускается.

Согласно Постановлению правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г. "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В пункте 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. В соответствии с ч.9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно государственному контракту № 41 от 20.11.2014г. на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) в 2014-2015гг. страховщиком ТС AudiQ7 Р063СК63  и Hyundai Tucson А067АР163 является САО «ВСК».

 Из вышеизложенного следует, что САО «ВСК» располагало страховыми  сведениями в части единственно верных Кбм, не внесло в АИС РСА сведения о страховании по действующим  договорам обязательного страхования  по                       ТС AudiQ7 Р063СК63 и  Hyundai Tucson А067АР163, тем самым снизило цену контракта, стало единственным среди страховщиков обладателем достоверных сведений о Кбм по данным ТС, победило в конкурсе и тем самым получило преимущества перед другими страховыми организациями, в частности,   заявителем предложившем Кбм = 1 на основании документации о запросе котировок.

В ходе рассмотрения дела №49-9085-15/8  Комиссия пришла к выводу, что действия САО «ВСК» по невнесению в АИС РСА сведений о страховании по действующим договорам обязательного страхования  по ТС AudiQ7 Р063СК63 и  Hyundai Tucson А067АР163 являются недобросовестной конкуренцией, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке по оказанию страховых услуг ОСАГО.

Недобросовестная конкуренция со стороны САО «ВСК» повлекла за собой ограничение конкурентных прав и негативные последствия для остальных участников конкурса лишенных достоверных сведений по Кбм по указанным ТС из АИС РСА  путем получения незаконного преимущества.

Поскольку договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств «ОСАГО» для нужд Самарского областного суда с САО «ВСК» заключен, Комиссия Самарского УФАС решила не выдавать предписание.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

Решила:

1. Признать действия САО «ВСК» по невнесению в АИС РСА сведений о страховании по действующим договорам обязательного страхования  по ТС AudiQ7 Р063СК63  и Hyundai Tucson А067АР163, нарушающими часть 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание по делу № 49-9085-15/8 в отношении САО «ВСК» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 49-9085-15/8 должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения административного дела по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        А.Р. Баженов

                                                                                                                     

                                                                                                                      И.А. Макридина

 

Члены Комиссии:                                                                                     Е.О. Фомина

 

В.А. Билаш

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны