Решение б/н Решение по делу № 063/05/28-316/2022 от 5 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF〈…〉
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/28-316/2022
05 августа 2022 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – 〈…〉
Члены Комиссии – 〈…〉
〈…〉
рассмотрев дело № 063/05/28-316/2022 , возбужденное в отношении ООО «Ломбард-Ломбард» (〈…〉
) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1,3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),
В присутствии представителей:
заявитель – Волго-Вятское ГУ Банка России (603008, ул. Большая Покровская, д.26, г. Нижний Новгород) –〈…〉
(доверенность № 63 АA 6689555 от 18.08.2021г.) - лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправки отправления с идентификатором 80080573985191 и атрибутом «вручение адресату» 04.07.2022 г. и списком внутренних почтовых отправлений № 170 от 29.06.2022 г., ККМ от 29.06.2022;
В отсутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Ломбард Ломбард» (〈…〉
- лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправки отправления с идентификатором 80080573985184 и атрибутом «неудачная попытка вручения» 30.06.2022 г. и списком внутренних почтовых отправлений № 170 от 29.06.2022 г., ККМ от 29.06.2022;
Заинтересованного лица:
ГБУ СО «ЦРР» (〈…〉
) - лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправки отправления с идентификатором 80080573985177 и атрибутом «вручение адресату» 01.07.2022 г. и списком внутренних почтовых отправлений № 170 от 29.06.2022 г., ККМ от 29.06.2022, а также посредство электронной почты, что подтверждается материалами дела, лицо не явилось направило ходатайство о рассмотрении дела № 063/05/28-316/2022 в его отсутствие;
эксперта – ———
переводчика – ———
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление Волго-Вятского главного управления банка России (далее – ВВГУ ЦБ РФ) (вх. 4825-ДСП/22 от 04.04.2022г.), о наличии признаков нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –ФЗ «О рекламе»), выразившихся в осуществлении ненадлежащей рекламной деятельности ООО «Ломбард Ломбард».
Из заявление следует, что согласно приказу Банка России от 07.12.2020 № ОД-2019 контроль и надзор за соблюдением Обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард Ломбард» (...) (далее - Общество, ООО «Ломбард Ломбард») законодательства Российской Федерации осуществляет Волго-Вятское ГУ Банка России.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ООО «Ломбард Ломбард»: 445008, Самарская область, г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 50.
В ходе выполнения Волго-Вятским ГУ Банка России надзорных мероприятий в отношении Общества установлено осуществление им деятельности по следующим адресам:
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, владение 41а;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 536;
- Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Орджоникидзе, д. 8;
- Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Приморский, владение 23Б;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Революционная, владение 18а;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Мира, д. 100;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Горького, д. 59;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 61;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Толстого, д. 20;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ленина, д. 49;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Шлюзовая, д. 33;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Куйбышева, д. 32;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 50.
По всем вышеперечисленным адресам (кроме г. Тольятти, ул. Ленина, д. 49) на фасадах зданий или возле входной группы в помещения размещены слова «АЛЕСЯ ЛОМБАРД».
По адресу г. Тольятти, бульвар Приморский, владение 23 Б у входа в офис дополнительно размещена следующая информация: «Деньги быстро и просто»; по адресу г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 61 у входа в здание размещена следующая информация: «АЛЕСЯ ЛОМБАРД «ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно».
По имеющимся в распоряжении Волго-Вятского ГУ Банка России сведениям ломбардный бизнес ООО «Алеся» (〈…〉
) (ранее - ООО «Алеся Ломбард»), (сведения о юридическом лице исключены из государственного реестра ломбардов 09.12.2020) был приобретен единственным участником Общества 〈…〉
согласно договору купли-продажи от 01.09.2020 (продавец -〈…〉
). Кроме того, в офисах размещены тарифы на выдачу займов «АЛЕСЯ ЛОМБАРД», утвержденные директором ООО «Ломбард Ломбард». Указанные сведения, по мнению Волго-Вятского ГУ Банка России, могут свидетельствовать об осуществлении Обществом ломбардной деятельности под брендом «АЛЕСЯ ЛОМБАРД», а также о размещении вышеуказанной информации в интересах Общества.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из представленных заявителем фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.6 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра. Пунктом 3 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» установлено, что юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.
Согласно данным государственного реестра ломбардов Общество включено в указанный реестр 27.10.2020, соответственно с этой даты Общество приобрело права и обязанности, предусмотренные ФЗ «О ломбардах» для ломбардов, в том числе запрет на осуществление определенных видов деятельности.
Кроме того, согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Указанная выше рекламная информация («ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно», «Деньги быстро и просто») не содержит наименования лица, оказывающего эти услуги.
С учетом изложенного, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что данная рекламная информация, содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-305/2022 по признакам нарушения рекламного законодательства (определение от 04.05.2022 № 3905/8).
Письмом от 15.06.2022 № 2-ОД ООО «Ломбард Ломбард» (вх. № 8145-ЭП/22 от 17.06.2022) были направлены пояснения с запрашиваемой Комиссией информацией.
Из данных указанного пояснения подтверждается осуществление деятельности ООО «Ломбард Ломбард» по ранее указанным адресам договором субаренды помещения от 27.10.2020 б/н и договорам аренды помещения от 27.10.2020 б/н.
Также, ООО «Ломбард Ломбард» указало в своих пояснениях, что не могут представить информацию об изготовителях спорных рекламных образцов в связи с тем, что она была изготовлена предыдущим юридическим лицом осуществляющим деятельность по указанным адресам – ООО «Ломбард Алеся» (〈…〉
), после чего бизнес целиком был продан ООО «Ломбард Ломбард» и спорные рекламные образцы не были удалены из части мест оказания услуг по причине невнимательности персонала.
Стоит отметить, что ООО «Ломбард Ломбард» ссылалось в своих пояснениях на пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе» согласно которому не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Определением об отложении рассмотрения дела № 063/05/28-316/2022 от 23.06.2022г. (исх. № от 24.06.2022г. № 5473/8) Комиссией было привлечено в качестве заинтересованного лица ГБУ СО «ЦРР». Комиссией также были запрошены сведения и документы у ВВГУ ЦБ РФ и ГБУ СО «ЦРР».
ВВГУ ЦБ РФ (вх. № 9198-ДСП/22 от 17.07.2022г.) была представлена отчетность ООО «Ломбард Ломбард» за 2021 г. и за 1 квартал 2022г.
Также, ГБУ СО «ЦРР» представило пояснения (вх. № 9770-ЭП/22 от 26.07.2022) в которых сообщило, что разрешений на размещения рекламных конструкций по рассматриваемым адресам не выдавалось.
Заявитель на заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
На заседании Комиссии членами Комиссии были повторно просмотрены фотоматериалы, представленные в заявлении ВВГУ ЦБ РФ из которых установлено следующее, что по указанным адресам:
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, владение 41а;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 536;
- Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Орджоникидзе, д. 8;
- Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Приморский, владение 23Б;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Революционная, владение 18а;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Мира, д. 100;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Толстого, д. 20;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Шлюзовая, д. 33;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Куйбышева, д. 32;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 50, располагаются рекламные конструкции следующего содержания: «Алеся Ломбард».
По данным адресам:
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, владение 41а;
- Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Приморский, владение 23Б, рекламные конструкции включают в себя следующее: «Скупка Продажа Залог Обмен».
По адресам:
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Карла Маркса, д. 61;
- Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ленина, д. 49, рекламные конструкции содержат следующее: «Алеся комиссионка…».
Комиссия Самарского УФАС России, всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/28-316/2022, и пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вопреки доводам ООО «Ломбард Ломбард», что указанная информация не является рекламой так как расположена в месте нахождения юридического лица, и соответственно не преследует целей, связанных с рекламой.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 3 Письма ФАС 27.12.2017
АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.
К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А32-627/2016, № А03-17780/2015, № А71-2635/2010-А31, № А71-2636/2010-А25, № А56-70900/2016, № А56-46690/2010.
Исходя из вышеуказанного информация: «АЛЕСЯ ЛОМБАРД «ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно», «Алеся Ломбард», «Алеся комиссионка», «Скупка Продажа Залог Обмен» подпадают под понятие реклама, следовательно, должна соответствовать ФЗ «О рекламе».
Таким образом, реклама «Алеся ломбард» нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 в силу следующего.
ООО «Алеся Ломбард» прекратило свою деятельность согласно сведениям ЕГРЮЛ 12.01.2016г.
В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, словосочетание «Ломбард Алеся» являлось фирменным наименованием ООО «Ломбард Алеся».
ООО «Ломбард Ломбард», используя его может вводить потребителей в заблуждение относительно лица, продающего товар (услуги).
Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Также не соответствует требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 реклама: «Алеся комиссионка» по следующим основаниям.
ООО «Ломбард Ломбард» включен в реестр ломбардов согласно выписке из государственного реестра ломбардов.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ «О ломбардах») указанно, что ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
Исходя из указанного можно сделать вывод, что ломбард не может являться комиссионным магазином, а следовательно реклама «комиссионка Алеся» вводит потребителей в заблуждении относительно условий и лица, оказывающего услуги, тем самым нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Кроме того, опираясь на определение, указанное в части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», можно сделать вывод, что основными видами деятельности ломбарда являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
Таким образом реклама: «Скупка Продажа Залог Обмен» содержит нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» так как «обмен» противоречит разрешенной деятельности ломбарда.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Рекламные конструкции с содержанием: «АЛЕСЯ ЛОМБАРД «ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно», «Скупка Продажа Залог Обмен» не включают в себя необходимые условия, которые должны быть указаны для потребителя.
Также, рекламные конструкции с содержанием: «АЛЕСЯ ЛОМБАРД «ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно», «Скупка Продажа Залог Обмен» нарушают часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» поскольку, в соответствии с указанной статьей реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Из представленных ВВГУ ЦБ РФ фотоматериалов следует, что указанные рекламные конструкции не содержат в себе наименование или лица, оказывающего финансовые услуги.
Таким образом, потребитель лишен возможности получения информации в полном объеме, вводится в заблуждение относительно условий приобретения финансовой услуги. Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.08.2017 № Ф01-3431/2017 по делу № А82-8412/2016.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 стаитьи 5, пунктом 7 статьи 7 и частями 1,3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО «Ломбард Ломбард» является рекламодателем указанных рекламных конструкций, что подтверждается следующими обстоятельствами:
- Заявление ВВГУ ЦБ РФ (вх. № 4825-ДСП/22 от 04.06.2022);
- Фотоматериалы;
- Договор субаренды помещения от 27.10.2020г.;
- Договор аренды помещения от 27.10.2020г.;
- Сведения об основных показателях деятельности ООО «Ломбард Ломбард» на 31.12.2021г. и на 31.03.2022г;
- Определение о возбуждении и назначении к рассмотрению дела № 063/05/5 -305/2022 (от 04.05.2022 № 3905/8);
- Служебная записка от 04.05.2022г.
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения об устранении данных рекламных конструкций, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдачи ООО «Ломбард Ломбард» предписания.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Ломбард Ломбард», нарушившим требования пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1,3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы: «АЛЕСЯ ЛОМБАРД «ТАРИФ ВЖИК» 3333 на 3 дня беЗплатно», «Алеся Ломбард», «Алеся комиссионка», «Скупка Продажа Залог Обмен».
2. ООО «Ломбард Ломбард» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ломбард Ломбард».
Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2022 г.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии 〈…〉
Члены Комиссии 〈…〉
〈…〉