Решение б/н Решение по жалобе ООО "ЩИТ" от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: врио руководителя Самарского УФАС России , начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов , специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов  (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЩИТ» (далее - ООО «ЩИТ», Заявитель) на действия Акционерного общества «Самарская пригородная пассажирская компания» (далее – Заказчик, АО «Самарская ППК») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора возмездного оказания услуг по защите транспортных средств от актов незаконного вмешательства силами подразделения транспортной безопасности для нужд АО «Самарская ППК» (32312059789, https://zakupki.gov.ru/) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: Заказчика –  (доверенность),  (доверенность), Заявителя –  (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.02.2023г. в Самарское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО «ЩИТ» на действия АО «Самарская ППК» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленные в документации критерии, требования к участникам закупки, положения проекта договора не соответствует законодательству.

АО «Самарская ППК» указывало на соответствие документации о проведении Конкурса действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 06.02.2023г. № 812/7.

10.02.2023г. от ООО «ЩИТ» поступили дополнения к жалобе, в которых общество выражает несогласие с положениями документации о закупке.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 01.02.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 32312059789 о проведении Конкурса.

Комиссией Самарского УФАС установлено, что согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок – 10.02.2023 08:00 (МСК+1).

Дополнения к жалобе ООО «ЩИТ» направлены в Самарское УФАС России посредством электронной почты 10.02.2023 в 12:18.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, у Самарского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения дополнений к жалобе ООО «ЩИТ» в части обжалования положений Документации о закупке.

 

Приложением № 1 к Информационной карте определены критерии оценки заявок и их величины значимости. Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев:

1. Цена договора – 50%;

2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 40%, в том числе:

- предложения о качестве услуг, включающее в себя, в том числе общее описание последовательности и порядка выполнения работ;

- полное подробное структурированное достоверное и исполнимое описание методов и способов оказания услуг;

- полное структурированное описание функционала и профессиональных навыков специалистов для выполнения работ, расчет потребности в специалистах надлежащего уровня, описание техники безопасности, охраны труда, описание порядка выполнения работ при нештатной ситуации;

- полное структурированное описание разделения технологических операций с указанием границ ответственности специалистов и обоснованием необходимой квалификации;

- полное структурированное описание имеющихся у подразделения транспортной безопасности инженерно-технических средств и оборудования, необходимого для выполнения работ, описание порядка использования технологического оборудования, в целях обеспечения транспортной безопасности.

3. Квалификация участников закупки – 10%, в том числе:

- наличие у Участника на праве собственности или ином законном основании пункта управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), расположенного на территории Самарской области и оснащенного в соответствии с пп.21 п.6 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта», техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Указанные в приложении № 1 Информационной карты критерии оценки заявок не являются условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению. 

Из пояснений Заказчика следует, что по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в своем предложении участник должен предоставить сведения о том, как именно участник конкурса будет выполнять требования, изложенные в техническом задании (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены), то есть предложение участника должно быть привязано к объекту закупки. На основании чего, Заказчик сможет оценить именно профессионализм участника, знания Закона, постановлений Правительства и иных подзаконных актов о транспортной безопасности, необходимые для оказания услуги, и, самое главное, умение практически применять их при выполнении работ, с учетом особенностей организации защиты не стационарного объекта, а пригородных поездов в пути следования на 26 маршрутах, протяженностью до 180 км. и в разных направлениях (Самара-Сызрань, Самара-Тольятти, Самара-Похвистнево), в том числе при максимальной протяженности полигона Похвистнево-Сызрань – 330 км.

При установлении показателя требование о расположении ПУОТБ на территории Самарской области критерия «Квалификация участников закупки» Заказчик исходит из того, что в ПУОТБ предусмотрено наличие 2 работников (3 и 7 категории), при этом 7 категории – ежедневно и круглосуточно. Заказчик, оплачивая работу указанных работников, исходит из необходимости периодического проведения контроля качества выполнения ими своих обязанностей и обоснованности своих затрат, которые покрываются заказчику из средств бюджета Самарской области. Один из способов контроля – физическое посещение ответственного лица заказчика ПУОТБ. Именно поэтому в техническом задании конкретизировано расположение ПУОТБ на территории Самарской области. Оказание услуг осуществляется на территории Самарской области, мероприятия по взаимодействию и связи необходимо осуществлять оперативно с силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, экипажем транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие расположенными на территории Самарской области. Расположение ПУОТБ на территории, удаленной от Самарской области, не позволит оперативно реагировать на угрозы совершения и (или) совершение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных средств, что не обеспечит в полной мере защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Это в свою очередь может повлечь привлечение именно Заказчика (а не ПТБ), как субъекта транспортной инфраструктуры, к ответственности.  

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с предложением о качестве услуг, включающее в себя, в том числе общее описание последовательности и порядка выполнения работ, с наличием у участника закупки на праве собственности или ином законном основании пункта управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), расположенного на территории Самарской области, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

           В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев не может быть признано необоснованным.

 

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлен перечень лиц, которые могут являться участниками закупок.

Таким образом, довод жалобы о том, что конкурсная документация в нарушение части 5 статьи 3 Закона о закупках не содержит требование о том, что юридические и физические лица, являющиеся иностранными агентами не вправе принимать участие в закупке, является необоснованным.

 

Из доводов жалобы следует, что в конкурсной документации отсутствует требование о наличии у участника закупки свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве ПТБ, выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Подпунктом 4 пункта 14 Информационной карты Заказчиком установлено, что в состав второй части Заявки на участие в открытом конкурсе должны входить документы, в том числе копии документов, которые подтверждают соответствие участника установленным согласно законодательству требованиям к поставщику, подрядчику, исполнителю. Эти документы не нужны, если необходимая информация и документы есть в открытых и общедоступных госреестрах в сети Интернет. В таком случае соответствие указанным требованиям достаточно задекларировать, указав адреса сайта или его страницы, где размещены данные сведения, либо предоставить копию свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности.

Соответственно, требование о наличии аккредитации юридического лица в качестве ПТБ установлено Конкурсной документацией. Учитывая изложенное довод жалобы признается необоснованным.

 

Согласно доводу жалобы, Заказчик в Информационной карте требует предоставить неуточненный ряд документов (неизмеримые требования), подтверждающих, что участник соответствует требованиям, которые по условиям проекта договора могут быть предъявлены к исполнителю только при оказании услуг.

Указанный довод Комиссия Самарского УФАС России признает необоснованным, поскольку пунктом 14 Информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов входящих в состав второй части заявки на участие.

 

Заявитель в жалобе приводит довод о несогласии с  положениями пунктов 4.1.11 – 4.1.12 проекта договора, в которых  предусмотрена обязанность исполнителя по информированию правоохранительных органов о нарушениях правопорядка, а также о совершении преступлений и административных правонарушений на ТС Заказчика, о нарушениях правил пропускного и внутриобъектового режимов и всех правонарушениях на ТС, в том числе нарушениях правил пожарной безопасности.

Согласно пояснениям Заказчика, в данном случае не идет речь об информировании в рамках обеспечения транспортной безопасности, а также об обеспечении охраны объектов и имущества. Говорится о том, что в случае установления факта нарушения правопорядка, совершения преступлений и административных правонарушений работники подразделения транспортной безопасности находящиеся непосредственно в электропоезде, уведомляют об установленном факте правоохранительные органы (если представитель имеется непосредственно в электропоезде, то напрямую, если отсутствует, то через машиниста поезда). Обязанности по охране на работников подразделения транспортной безопасности не возлагаются.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований к исполнителю, устанавливаемых Заказчиком. Реализованное Заказчиком право на установление в Документации требований к исполнителю и его обязанностям по договору не противоречит основополагающим принципам Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России признает доводы жалобы необоснованным.

Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что при наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений.  Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЩИТ» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны