Решение №45-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «АГМ-Москва» от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АГМ-Москва» (далее – Заявитель) на действия муниципального предприятия производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Кошкинский Самарской области (далее – МП ПОЖКХ, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки погружных насосов (извещение № 32009800212, http://zakupki.gov.ru; извещение № 32009800212, https://etp-ets.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «АГМ-Москва» <...> (доверенность); от МП ПОЖКХ <...> (распоряжение), <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.12.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «АГМ-Москва» на действия МП ПОЖКХ при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, аукционная документация в нарушение правил описания объекта закупки, установленных законодательством о закупках, содержит требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки, ссылки на поставку товара по техническому условию (далее – ТУ): АМТЗ.246.001ТУ, указание на конкретного производителя: АО «Ливнынасос».

МП ПОЖКХ просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 28.12.2020г. № 15592/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 10.07.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

14.12.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки акционерного общества «ЭТС». Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 14.12.2020г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 1.2.3 Положения о закупке.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункт 1.9.4 Положения о закупке гласят, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, подпунктом 5 пункта 1.6.1 Положения о закупке для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 1.8.2 Положения о закупке.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.8.2 Положения о закупке заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

 

Согласно пункту 4 раздела III Документации о закупке предметом договора является поставка погружных насосов.

Техническая часть документации об электронном аукционе определена в разделе «Техническое задание» (далее – ТЗ).

В соответствии с ТЗ к поставке требуются:

№ п/п

Наименование объекта закупки

Описание объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям Муниципального заказчика

1

Агрегат

ЭЦВ 6-10-110

ЭЦВ 6-10-110 насос с пластмассовыми рабочими колесами, армированными нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения. Изготовлен по ТУ: АМТЗ.246.001ТУ

Номинальные параметры электронасоса

Подача м3/час

10

Напор Н, м

110

Мощность двигателя, кВТ

5,5

Габаритные размеры в мм

D

145

L

1185

Масса кг, не более

57

 

2

Агрегат

ЭЦВ 6-10-140

ЭЦВ 6-10-140 насос с пластмассовыми рабочими колесами, армированными нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения. Изготовлен по ТУ: АМТЗ.246.001ТУ

Номинальные параметры электронасоса

Подача м3/час

10

Напор Н, м

140

Мощность двигателя, кВТ

6,3

Габаритные размеры в мм

D

144

L

1470

Масса кг, не более

72

 

3

Агрегат

ЭЦВ 6-16-140

ЭЦВ 6-16-140 насос с пластмассовыми рабочими колесами, армированными нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения. Изготовлен по ТУ: АМТЗ.246.001ТУ

Номинальные параметры электронасоса

Подача м3/час

16

Напор Н, м

140

Мощность двигателя, кВТ

11

Габаритные размеры в мм

D

145

L

1725

Масса кг, не более

85

 

Из ТЗ также следует, что насосные агрегаты должны быть новыми (год выпуска – 2020г.), стандартные, заводского изготовления, соответствовать ГОСТ и ТУ АО «Ливнынасос». Насосные агрегаты ЭЦВ должны быть производства АО «Ливнынасос».

 

Согласно одному из заявленных Заявителем доводов, установленная Заказчиком в пунктах 1-3 ТЗ характеристика товара, требуемого к поставке: «… насос с пластмассовыми рабочими колесами, армированными нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения …» – ограничивает круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данным товарам соответствуют товары единственного производителя – АО «Ливнынасос».

Исходя из информации, представленной при рассмотрении жалобы, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что требованиям ТЗ Документации о закупке соответствуют только товары единственного производителя – АО «Ливнынасос».

Представителями Заказчика в ходе рассмотрения жалобы не представлены документальные доказательства того, что на рынке насосного оборудования существуют насосы, помимо производимых АО «Ливнынасос», соответствующих вышеуказанной характеристике товаров, указанной в ТЗ.

Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что технической характеристике: «… насос с пластмассовыми рабочими колесами, армированными нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения …» – соответствуют исключительно насосы ЭЦВ производства АО «Ливнынасос». Доказательств обратного на заседании Комиссии Самарского УФАС России не представлено.

При этом, МП ПОЖКХ при рассмотрении жалобы не обоснована необходимость установления данной конкретной технической характеристики насосных агрегатов, соответствующей продукции единственного предприятия-изготовителя, а также невозможность использования насосных агрегатов с техническими характеристиками, незначительно отличающимися от установленных в ТЗ и не влияющими на эксплуатационные качества товара.

При этом, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в Документации о закупке, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.

 

Заявитель в жалобе также указывает на необоснованные требования Заказчика, указанные в ТЗ, в части указания: соответствия ТУ «Изготовлен по ТУ: АМТЗ.246.001ТУ»; требования к производителю насосных агрегатов ЭЦВ – АО «Ливнынасос».

Технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию. Как следует из представленных документов и сведений ТУ: АМТЗ.246.001ТУ разработаны АО «Ливнынасос».

В связи с изложенным, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что определенный номер ТУ – это определенные характеристики конкретного товара. По своей сути указание определенного номера ТУ является своеобразным способом указания марки, но без ссылки на товарный знак. Как следует из общепринятой практики, реквизиты каждого ТУ выдаются на конкретный товар определенного производителя. У товаров-эквивалентов других производителей свои технические условия. Таким образом, в рассматриваемом случае невозможно предоставлять эквивалентную продукцию.

При указанных обстоятельствах требования Заказчика о необходимости соответствия закупаемой продукции определенным техническим условиям направлены не на определение поставляемого товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям МП ПОЖКХ, а на закупку продукции конкретного производителя по причине того, что в закупке могут участвовать только поставщики, которые закупили / будут закупать продукцию, соответствующую требованиям ТУ: АМТЗ.246.001ТУ, одного единственного предприятия-изготовителя – АО «Ливнынасос».

Таким образом, рассматриваемое требование к товару, установленное Заказчиком в ТЗ, в совокупности указывает на товар одного производителя, вследствие чего ограничивает количество потенциальных участников закупки.

Как следует из представленных материалов исчерпывающие сведения о характеристиках насосных агрегатов ЭЦВ 6-10-110, ЭЦВ 6-10-140, ЭЦВ 6-16-140 содержатся в единственном документе – ТУ: АМТЗ.246.001ТУ, который хранится в АО «Ливнынасос». Кроме того, Заявитель при рассмотрении жалобы указал, что ТУ: АМТЗ.246.001ТУ отсутствуют в открытом доступе и не доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, что также лишает заинтересованных лиц возможности получения информации о требуемых Заказчику характеристиках закупаемых товаров. Указанное обстоятельство также необоснованно ограничивает доступ к участию в закупке.

Заказчик, установив в ТЗ требование о соответствии насосных агрегатов требованиям ТУ: АМТЗ.246.001ТУ предприятия-изготовителя, которое указывает на конкретного производителя (АО «Ливнынасос»), а также прямое указание на производителя насосных агрегатов ЭЦВ – АО «Ливнынасос», сузил круг потенциальных поставщиков продукции, что влечет за собой необоснованное ограничение доступа к участию в Аукционе производителей и поставщиков иной продукции, которая соответствует потребностям Заказчика.

Стоит отметить, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 24.12.2020г. № б/н на участие в закупке поступила одна единственная заявка.

 

Таким образом, МП ПОЖКХ установлены требования к товарам, которые влекут необоснованное ограничение количества участников, при этом в представленных документах и сведениях отсутствуют доказательства, подтверждающие, что у Заказчика не имелось другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и подпунктом 2 пункта 10.3.4 Положения о закупке установлен запрет на включение при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки требований к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании изложенного, в обжалуемой части в действиях МП ПОЖКХ установлено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом 2 пункта 1.2.3, пунктом 1.8.2 Положения о закупке при организации и проведении Аукциона.

Доводы, указанные в жалобе ООО «АГМ-Москва», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

 

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АГМ-Москва» обоснованной.
  2. Признать в действиях МП ПОЖКХ нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки погружных насосов (извещение № 32009800212, http://zakupki.gov.ru; извещение № 32009800212, https://etp-ets.ru).
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АГМ-МОСКВА"
ИНН 5001104636, ОГРН 1155001003464
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОШКИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 6374000825, ОГРН 1026303766928