Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ООО «Энергоресурс»... от 26 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «05» мая 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «20» мая 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее – Комиссия): заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Тишиной Н.В., специалиста 1 разряда общего отдела Челяпиной М.Д.,

рассмотрев дело № 5-11171-15/6 по признакам нарушения ООО «Энергоресурс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступили сведения, согласно которым ООО «Энергоресурс» осуществляет деятельность по водоотведению в отсутствие тарифов, определенных уполномоченным органом исполнительной власти в установленном законом порядке.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Как следует из материалов дела № 5-11171-15/6 ООО «Энергоресурс» осуществляет свою деятельность  в соответствии с Уставом, утвержденным Решением  единственного участника ООО «Энергоресурс» от 01.04.2011г. № 1. В соответствии с пунктом 2.2. Устава, Общество наряду с иными видами деятельности оказывает услуги по удалению и обработке сточных вод.

В целях установления положения ООО «Энергоресурс» на рынке оказания услуг по  водоотведению в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) проведен обзор состояния конкуренции на данном товарном рынке.

В соответствии с результатами проведенного обзора продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по водоотведению, географические границы исследуемого товарного рынка определены границами присоединенных сетей водоотведения, эксплуатируемых ООО «Энергоресурс» (согласно схеме).

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Энергоресурс» на рынке оказания услуг по водоотведению в границах присоединенных сетей водоотведения является доминирующим.

По результатам рассмотрения полученных материалов возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Энергоресурс» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Отношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно пункту 2 статьи Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежит тариф на водоотведение.

Указанные положения Закона о водоснабжении и водоотведения вступили в законную силу с 01 января 2013 года.

 

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для иных регулируемых организаций – тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также  тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.

Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. №337, органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики, управление, государственное регулирование и контроль в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 337, в ведении Министерства находятся осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию, а также осуществление контроля за применением регулируемых цен (тарифов), а также за ростом платежей граждан за коммунальные услуги.

Таким образом, с 01 января 2013 года хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, оказывающие услуги по водоотведению, могут оказывать такие услуги исключительно по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта в соответствии с нормативными правовыми актами.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Энергоресурс» оказывает услуги по водоотведению для трех потребителей: ФКУ ИК-10 ГУФСИН, ОАО «Самарский опытно-экспериментальный завод», ОАО «Теплант». В целях определения стоимости услуг водоотведения ООО «Энергоресурс» была утверждена отчетная калькуляция себестоимости указанных услуг на 2012 год. Согласно данной калькуляции, стоимость услуг водоотведения составляет 38 руб./м3. В соответствии с устными пояснениями представителя ООО «Энергоресурс», данная калькуляция является действующей и применяется в настоящее время при расчетах с потребителями за оказанные услуги водоотведения.

В материалы настоящего дела ООО «Энергоресурс» представлены счета на оплату услуг по приему, отводу и очистке сточных вод, выставленные Обществом своим потребителям в период 2014 г. - февраль 2015 г. Согласно указанным документам, стоимость услуг ООО «Энергоресурс» по водоотведению составила 38 руб./м3.

Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что указанный тариф был определен уполномоченным органом исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством, Обществом не представлено.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Энергоресурс» был самостоятельно определен тариф на водоотведение.

 

В обоснование своей позиции ООО «Энергоресурс» письмом от 06.04.2015 г. № 49/15 представлены письменные пояснения о действиях Общества по применению тарифов на водоотведение в отсутствие акта уполномоченного органа исполнительной власти.

В соответствии с указанными пояснениями, услуги водоотведения оказываются по тарифу, рассчитанному ООО «Энергоресурс» согласно методике, утвержденной Приказом Госстроя от 28.12.2000 г. № 302 «Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков». ООО «Энергоресурс» данный тариф установлен в 2011 году и согласован с Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области.

Как следует из письменных пояснений, чтобы утвердить тариф на водоотведение ООО «Энергоресурс» обязано получить разрешение от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении водного объекта в пользование. Для этого необходимо разработать и утвердить в указанном Министерстве проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.

В дополнение к указанным пояснениям, ООО «Энергоресурс» указывает, что невозможность обращения в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти с целью установления тарифа на водоотведение обусловлена также отсутствием договора водопользования (письмо от 29.04.2015 г. № 54/15).

 

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные доводы о правомерности действий ООО «Энергоресурс» не находят своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела по следующим основаниям.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов).

Указанные Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными названным постановлением.

 

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору;

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

Пунктом 18 Правил регулирования тарифов определено, что для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.

Таким образом, для обращения в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением об установлении тарифов иных документов, не поименованных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, не требуется.

При указанных обстоятельствах, доводы ООО «Энергоресурс» о необходимости предоставления договора водопользования не соответствуют положениям действующего законодательства.

В рамках производства по настоящему делу документов и сведений, свидетельствующих о направлении обращения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в целях установления тарифов на водоотведение в 2013-2014 гг., истекшем периоде 2015 года ООО «Энергоресурс» Комиссии не представлено.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО «Энергоресурс» по самостоятельному установлению с 2013 года по настоящее время тарифа на услуги по водоотведению являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и противоречат положениям  пункта 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении.

 

  В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка  ценообразования.

Действия ООО «Энергоресурс» по применению тарифов на водоотведение, не установленных уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере государственного регулирования цен, являются злоупотреблением доминирующим положением, что приводит или может привести к ущемлению интересов потребителей услуги по водоотведению.

На основании изложенного, Комиссия считает, что указанные действия ООО «Энергоресурс» являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующее положение ООО «Энергоресурс» на рынке оказания услуг по водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей.

2. Признать в действиях ООО «Энергоресурс» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ООО «Энергоресурс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ

«20» мая 2015 г.                                                                                                                 г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста 1 разряда общего отдела М.Д. Челяпиной,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 20.05.2015 года по делу № 5-11171-15/6 о нарушении ООО «Энергоресурс» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Энергоресурс» в срок до 22 июня 2015 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоотведения, а именно:

- обратиться в порядке, установленном действующим законодательством, в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении тарифов на водоотведение.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Самарское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание 1. В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о защите конкуренции срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

Примечание 2. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской   Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны