Решение б/н Решение от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

⟨…⟩

⟨…⟩

 

⟨…⟩

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» ноября 2022 г.                                       г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: заместителя руководителя⟨…⟩

, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции⟨…⟩

, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции⟨…⟩

,

рассмотрев дело 063/01/10-147/2022 по признакам нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» (⟨…⟩

) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании Комиссии: ⟨…⟩

– представителя ООО «Спортмастер», (); ⟨…⟩

– представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» ();

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление ООО «Спортмастер», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, в целях получения дополнительных документов и сведений, для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России были направлены запросы о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес хозяйствующих субъектов.

Комиссией проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, по результатам которого установлено доминирующее положение (100%) ООО «ЭкоСтройРесурс» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.

По результатам анализа полученной информации Комиссией в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Спортмастер» на основании пункта 1 части 8, части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Самарского УФАС России от 22.02.2022 г. № 76 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 13-15 статьи 44 Закона о защите конкуренции принято определение о назначении дела № 063/01/10-147/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 22.02.2022 г. исх. № 1340/6.

Указанным определением к участию в названном деле в качестве заявителя было привлечено: заявителя ООО «Спортмастер» в лице Приволжского филиала (⟨…⟩

).

По результатам рассмотрения обстоятельств, связанных с злоупотреблением доминирующим положением Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила №1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).

Так, в пункте 5 указанных Правил определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В силу пункта 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

Поскольку коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, и при этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника ТКО производить учет объема и (или) массы ТКО только способом исходя из нормативов накопления ТКО, то региональный оператор и собственник ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета.

Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.  Указанные выводы содержатся в письме ФАС России от 11.08.2021 г. № ВК/67016/21.

Указанные требования к местам (площадкам) накопления отходов предусмотрены статьей 13.4 Закона об отходах.

Как указано в части 1 статьи 13.4 Закона об отходах, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 13.4 Закона об отходах, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Исходя из положений Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, созданное место (площадка) накопления ТКО, должно быть включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены требования к местам (площадкам) накопления ТКО, при соблюдении которых потребитель вправе осуществлять расчет за услугу по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

 

2. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования является 2019-2021 гг.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.

Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области.

Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (⟨…⟩

), имеющее статус регионального оператора.

Указанное Общество является победителем конкурсного отбора, проведенного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по результатам конкурса между сторонами заключено соглашение от 01.11.2018 г.

С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю одеждой.

По результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией. На рынке с 01.01.2019 г. по настоящее время осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%.

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на проанализированном товарном рынке.

 

3. Комиссией установлено, что между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Спортмастер» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 г. № ТКО-113.

Согласно пункту 1 указанного договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Как следует из пункта 12 договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505, следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

В Приложении № 1 к договору стороны определили объемы и места накопления ТКО:.

22.03.2019 г. стороны подписали дополнительное соглашение № 1 к договору, в соответствии с которым Приложение № 1 дополнено местом накопления ТКО по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, ТЦ «Амбар»; объем принимаемых ТКО 145,46 м3. Дополнительное соглашение подписано ООО «Спортмастер» с протоколом разногласий, исходя из которого потребитель предлагает уменьшить объем принимаемых ТКО до 15 м3.

ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам рассмотрения протокола разногласий подготовило дополнительное соглашение № 2 от 31.10.2019 г. к договору. Согласно содержанию данного дополнительного соглашения, способ коммерческого учета объемов ТКО для ООО «Спортмастер» по адресу г. Самара, Южное шоссе, 5, 1 этаж, комн. 322, определен расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

ООО «Спортмастер» подписало дополнительное соглашение № 2 с протоколом разногласий от 09.12.2019 г., указав на необходимость исключения вышеназванного пункта из дополнительного соглашения. Региональный оператор выразил несогласие с позицией потребителя, что следует из протокола рассмотрения разногласий от 30.12.2019 г.

Таким образом, условие о способе коммерческого учета объемов ТКО по адресу г. Самара, Южное шоссе, 5, ТЦ «Амбар» стороны не урегулировали.

При этом исходя из имеющихся документов и сведений следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» производило расчет платы за коммунальную услугу (по адресу места накопления ТКО: г. Самара, Южное шоссе, 5, ТЦ «Амбар») исходя из нормативов накопления ТКО. В остальной части Договора расчет осуществлялся исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства содержат документы, содержащие переписку между ООО «Спортмастер» и ООО «ЭкоСтройРесурс» по вопросу возникших разногласий.

07.09.2021 г. заявитель направил в адрес регионального оператора письмо (исх. № 1), в котором сообщил о включении контейнерной площадки, используемой ООО «Спортмастер» по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, ТЦ «Амбар», в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Самара. В связи с этим ООО «Спортмастер» предложило ООО «ЭкоСтройРесурс» изменить способ коммерческого учета объемов ТКО по вышеназванному адресу: со способа исходя из норматива накопления ТКО на способ исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО.

Региональный оператор в письме от 01.10.2021 г. № ЭСР-68321/21 сообщил ООО «Спортмастер», что в целях заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с условием коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО необходимо предоставить сведения и наличии и (или) отсутствии в отношении источников образования отходов (объектов капительного строительства) собственных надлежащим образом обустроенных мест накопления ТКО (контейнерных площадок), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ и правилам благоустройства муниципальных образований.

ООО «ЭкоСтройРесурс» также указывал на необходимость предоставления копии заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области о соответствии заявки о создании места накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и копии уведомления уполномоченного органа о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования.

Письмом от 27.10.2021 г. (исх. № 1) ООО «Спортмастер» сообщило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс», что считает сведения, представленные в письме от 07.09.2021 г. (исх. № 1) достаточными для изменения способа коммерческого учета объема ТКО по спорному адресу на способ исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. При этом контейнерная площадка, принадлежащая ООО «Волга-Ритейл», на которой размещен контейнер для накопления ТКО ООО «Спортмастер», соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе включена в реестр мест накопления ТКО и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение.

В ответ на данное письмо ООО «ЭкоСтройРесурс» сообщило, что по результатам проверки предоставленных ООО «Спортмастер» сведений о месте накопления ТКО в отношении объема недвижимости, расположенного по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, региональным оператором выявлено, что у потребителя в отношении указанного объекта отсутствует собственная контейнерная площадка, отвечающая требованиям законодательства РФ к организации мест накопления ТКО (письмо от 08.11.2021 г. № ЭСР-75251/21). В связи с этим ООО «ЭкоСтройРесурс» указало на отсутствие оснований для применения способа коммерческого учета объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

В письменных пояснениях от 14.12.2021 г. № ЭСР-87266/21 ООО «ЭкоСтройРесурс» указало, что, отказывая ООО «Спортмастер» в изменении способа коммерческого учета объемов ТКО по объекту, расположенному по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, ТЦ «Амбар», руководствовалось Положением о проведении контрольных мероприятий для определения возможности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с условием о коммерческом учете расчетным путем исходя из количества и объема контейнером для накопления ТКО, а также изменения условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления коммерческого учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема накопителей, утвержденным Приказом регионального оператора от 14.02.2020 г. № 6/01-20-ОД (далее – Положение регионального оператора).

Указанное положение предусматривает соблюдение собственником ТКО следующих условий:

- источником образования ТКО является объект капитального строительства (за исключением МКД и ИЖС);

- потребитель является собственником или пользователем источника образования ТКО;

- включение контейнерной площадки в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области и (или) включение контейнерной площадки в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет соответствующий орган местного самоуправления;

- наличие заключения (ответа) Роспотребнадзора о соответствии контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- отсутствие доступа третьих лиц к контейнерной площадке.

При этом вопреки доводам ООО «Экостройресурс» изложенных в возражениях на заключение об обстоятельствах дела от 15.11.2022 № ЭСР-77258/22, имеющиеся материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждают, что Положение регионального оператора не только не исключает субъективный подход при осуществлении коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, но и создает неравные условия для потребителей в силу следующих обстоятельств.

Следует отметить, что абзацем 2 пункта 16 Предложения о заключении договора по обращению с ТКО, размещенного на официальном сайте регионального оператора Самарской области ООО «ЭкоСтройРесурс» предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у Потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО, расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежит Потребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами. Место (площадка) накопления ТКО должно быть включено в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденную уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и (или) включено в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органов местного самоуправления и иметь заключение Роспотребнадзора о его соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Также ООО «ЭкоСтройРесурс» в письме от 14.12.2021 г. № ЭСР-87266/21 указывает, что договор с заявителем, в части спорного объекта образования ТКО, был заключен с применением коммерческого учета расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, поскольку потребителем не было выполнено условие об отсутствии доступа третьих лиц к контейнерной площадке, что, по мнению регионального оператора, само по себе подразумевает наличие у потребителя собственной контейнерной площадки.

 Вместе с тем, нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, не содержат условия о наличии собственной контейнерной площадки у потребителя для применения способа коммерческого учета объемов ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

При этом в ограничении доступа третьих лиц к контейнерной площадке заинтересован, в первую очередь, сам потребитель, поскольку несоблюдение данного условия может привести к увеличению ТКО, подлежащих вывозу за счет данного потребителя.

 

Впоследствии в письме от 14.02.2022 г. № ЭСР-8457/22 региональный оператор также указывает, что заключение о соответствии контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим требованиям выдано Управлением Роспотребнадзора по Самарской области собственнику места накопления ТКО ООО «Волга-Ритейл», а не ООО «Спортмастер», что также является основанием для отказа в изменении способа коммерческого учета объемов ТКО для заявителя.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила обустройства).

Согласно пункту 2 Правил обустройства, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с пунктом 7 Правил обустройства по результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 8 Правил обустройства основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из изложенного, для включения места накопления ТКО в реестр мест накопления ТКО муниципального образования орган местного самоуправления проводит проверку на соответствие места накопления ТКО всем требованиям действующего законодательства. В противном случае заявителю направляется отказ в согласовании создания места накопления ТКО и включения его в реестр.

Как следует из представленных документов, ООО «Спортмастер» 17.03.2021 направило в адрес Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара (далее – Администрация) заявку о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5.

Из ответа Администрации от 08.09.2021 № 08/2-01/2668 следует, что информация о контейнерной площадке, расположенной по адресу: Южное шоссе, 5, направлена Администрацией 20.08.2021 в адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара для дальнейшего включения в реестр мест накопления ТКО г.о. Самара.

При этом согласно реестру мест накопления ТКО на территории г.о. Самара, контейнерная площадка по адресу: Южное шоссе, 5 с географическими координатами 53.140296/50.171072 находится в совместном использовании балансодержателя ООО «Волга-Ритейл» и ООО «Спортмастер», ООО «Домашний интерьер», ООО «Котон Текстиль». Реестром предусмотрено наличие на месте накопления ТКО 3 контейнеров емкостью 1,1 м3. ООО «Спортмастер» также указано как объект капитального строительства в разделе «данные об источниках образования ТКО». В разделе «данные о согласовании мест (площадок) накопления ТКО с органами Роспотребнадзора» указано «согласовано».

Таким образом, представленные ООО «Спортмастер» документы и сведения подтверждают включение органом местного самоуправления места накопления ТКО по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, согласованного органом Роспотребнадзора, в соответствующий реестр.

 

При этом в соответствии с имеющимся в материалах дела договором от 12.03.2020 г. № 11703, заключенном между ООО «СпецАвтоТранс» и ООО «Спортмастер», последнему за плату во временное владение и пользование предоставлен евроконтейнер для сбора отходов 4-5 классов опасности, емкостью 1,1 м3 в количестве 1 шт.

В адрес антимонопольного органа заявителем также представлено письмо ООО «Волга-Ритейл» от 12.02.2021 г. № 76-ВР о предоставлении ООО «Спортмастер» на срок аренды помещения в ТК «Амбар» права пользования частью земельного участка для размещения на созданной площадке накопителей ТКО объемом 1,1 м3 в количестве 1 шт. и заключение Управления Роспотребнадзора по Самарской области о соответствии контейнерной площадки по вышеуказанному адресу санитарно-эпидемиологическому законодательству от 20.12.2019 г. № 2073.

Сведения о внесении изменений в реестр, письмо Администрации, письмо ООО «Волга-Ритейл» были представлены ООО «Спортмастер» в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» письмами от 07.09.2021 исх.№1, от 13.10.2021 исх.№1.

Таким образом, представленные ООО «Спортмастер» документы и сведения подтверждают включение органом местного самоуправления места накопления ТКО по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, согласованного органом Роспотребнадзора, в соответствующий реестр.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что заявителем совершены действия необходимые для осуществления учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

При этом действующее законодательство не позволяет региональному оператору подменять уполномоченные органы, ответственные за реализацию Правил обустройства, равно как и давать оценку их действиям.

В своих возражениях на заключение об обстоятельствах дела от 15.11.2022 г. №ЭСР-77258/22, ответчик указывает на то, что заявитель фактически согласился с порядком коммерческого учета исходя их норматива накопления ТКО по спорному объекту недвижимости ввиду отказа от исковых требований об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору № ТКО-113 от 01.01.2019 в рамках дела №А55-1408/2020, рассматриваемого в Арбитражном суде Самарской области.

Исходя из пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

При этом, вопреки доводам ответчика, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о наличии нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

 

Комиссией также проанализированы договоры на оказание услуг по обращению с ТКО) по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д. 5, заключенные с ООО «Волга-Ритейл» (собственник контейнерной площадки), ООО «Домашний интерьер», ООО «Котон Текстиль», АО «Одежда 3000», ООО «Манго Раша», ООО «Ашан». Как отмечалось ранее, ООО «Котон Текстиль» и ООО «Домашний интерьер» наряду с ООО «Спортмастер» указаны в реестре мест накопления ТКО г.о. Самара как сопользователи вышепоименованной контейнерной площадки.

Необходимо отметить, что ООО «Котон Текстиль», АО «Одежда 3000», ООО «Манго Раша», ООО «Ашан» осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Из анализа полученных документов следует, что договор между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Волга-Ритейл» от 05.09.2019 г. № ТКО-1965 заключен на условии коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5 (пункт 15 договора и Приложение № 1 к договору).

Как усматривается из взаимосвязанного анализа имеющихся материалов, ООО «ЭкоСтройРесурс» допустило заключение договора с ООО «Домашний интерьер», ООО «Котон Текстиль», АО «Одежда 3000», ООО «Манго Раша», ООО «Ашан» на указанных условиях, несмотря на несоблюдение указанными организациями требований регионального оператора о наличии у потребителя собственной надлежащим образом обустроенной контейнерной площадки и ограничении доступа к ней третьих лиц.

Так, анализ условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Котон Текстиль» (от 01.12.2019 г. № ТКО-5 516) свидетельствует о том, что в период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021 г. сторонами был согласован способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, расположенных по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5.

При этом из условий приложения №1 дополнительного соглашения №1 от 23.03.2021 г. к договору на оказание услуг по обращению с ТКО следует, что в период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021 г. объем ТКО в месяц составил 9,533 куб.м., в период с 01.04.2021 г. по 31.12.2021 г. – 85,509 куб.м. Исходя из вышеизложенного следует, что за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021 г. общий объем ТКО составил 257,391 куб.м., а в случае установления способа коммерческого учета исходя из нормативов накопления ТКО для ООО «Котон Текстиль» общий объем ТКО в период с 01.01.2019 г. по 31.03.2021 г. составил бы 2308,743 куб.м.

Таким образом, стоимость услуг по обращению с ТКО для ООО «Котон Текстиль» в случае применения способа коммерческого учета исходя из нормативов накопления ТКО оказалась бы в 9 раз выше.

Из анализа условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 г. № 5 161, заключенного между региональным оператором и АО «Одежда 3000», следует, что изначально в договоре сторонами согласован способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Впоследствии, дополнительным соглашением №1 от 30.03.2021 г.  к договору на оказание услуг по обращению с ТКО № 5 161 способ коммерческого учета объемов ТКО был изменен на способ коммерческого учета исходя из нормативов накопления ТКО, а период оказания услуги по вывозу ТКО установлен с 01.01.2019 г. по 31.12.2021 г. Таким образом, региональный оператор распространил действие условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указанных в дополнительном соглашении №1 от 30.03.2021 г. на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2021 г.

При применении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО объем ТКО составлял 4,78 куб.м. В период с 01.01.2019 г. по 31.12.2021 г. общий объем ТКО составил бы 172,08 куб.м. В случае применения способа коммерческого учета исходя из норматива накопления ТКО общий объем ТКО за аналогичный период составил бы 1200,6 куб.м.

Таким образом, стоимость услуг по обращению с ТКО для АО «Одежда 3000» в случае применения способа коммерческого учета исходя из нормативов накопления ТКО оказалась значительно выше в 7 раз.

Исходя из пункта 12 договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 6 692 с ООО «Манго Раша» стороны согласились производить расчет исходя из нормативов накопления ТКО. При этом в силу пункта 2 указанного договора, объем ТКО определяется в соответствии с приложением №1, согласно которому объем принимаемых ТКО в месяц составляет 4,77 куб.м. 

ООО «ЭкоСтройРесурс»  направило в адрес ООО «Манго Раша» дополнительное соглашение №1 от 05.03.2021 г. к договору на оказание услуг по обращению с ТКО № 6 692 в соответствии с которым в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. должен применяться способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО с объёмом 4,77 куб.м. в месяц, а в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. - способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из норматива накопления ТКО с объемом 67,194 куб.м. в месяц.

Из имеющихся документов следует, что данное дополнительное соглашение не было подписано потребителем, соответственно, в настоящее время, действует первоначальная редакция договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 6 692. Вместе с тем, указанное свидетельствует о фактически достигнутой между сторонами договоренности об оплате исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Следует отметить, что в случае применении способа коммерческого учета исходя из норматива для накопления ТКО общий объем ТКО в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. составил бы 1612,656 куб.м., вместо 114,48 куб.м  исходя из количества и объема контейнеров за аналогичный период, что в 14 раз больше.

Анализ условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО №2 748 от 01.01.2019 г., заключенного между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО «Ашан» свидетельствует о том, что сторонами был согласован способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО в период с 01.01.2019 г. по настоящее время. При этом, Комиссией установлено, что сведения о контейнерной площадке ООО «Ашан» внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО г.о. Самара 30.06.2022 г. Несмотря на это, до включения контейнерной площадки в реестр, в рамках указанного договора применялся способ коммерческого учета объема и массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Также Комиссией принято во внимание, что в договоре от 01.01.2019 г. № ТКО-113, заключенном ООО «Спортмастер» с ООО «ЭкоСтройРесурс», в первоначальной редакции способ коммерческого учета объемов ТКО также определен исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО по пяти адресам: г. Самара, Ленина пр-кт, 3 (площадь арендованного помещения 1535,1 м2); г. Тольятти, Революционная, 42 (площадь арендованного помещения 2567,6 м2); г. Сызрань, 50 лет Октября пр-кт, 54А (площадь арендованного помещения 1782,6 м2); г. Самара, Дыбенко, 30 (площадь арендованного помещения 5621,6 м2); г. Самара, Московское шоссе (18км), 25в (площадь арендованного помещения 4673 м2).

При этом данных о наличии у ООО «Спортмастер» контейнерных площадок на территории г.о. Самара, г.о. Тольятти, г.о. Сызрань в реестрах мест накопления ТКО поименованных муниципальных образований не содержится.

Вместе с тем, по указанным адресам ООО «ЭкоСтройРесурс» посчитало возможным согласовать заявителю, а также иным хозяйствующим субъектам способ коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Кроме того, из анализа условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному между ООО «Спортмастер» и региональным оператором, следует, что общий объем ТКО при применении способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО по объектам, находящимся по адресам: г. Самара, .....

Согласно Дополнительному соглашению №1 от 22.03.2019г. к договору на оказание услуг по обращению с ТКО способ коммерческого учета объема ТКО по объекту, находящемуся по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д. 5 (площадь арендованного помещения 3103,6 м2), составляет 145,46 куб.м. Впоследствии ООО «Спортмастер» направило в адрес регионального оператора протокол разногласий к Дополнительному соглашению №1 от 22.03.2019г., в котором указало, что по объекту, находящемуся по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д.5, объем ТКО необходимо указать 15 куб.м.

В соответствии с Дополнительным соглашением №2 от 31.10.2019 г. к договору объем ТКО для объекта по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д.5 составляет 207,010 куб.м., а способ коммерческого учета определен исходя из нормативов накопления ТКО.

Следует отметить, что указанным Дополнительным соглашением для иных объектов (г. Самара, Ленина пр-кт, 3; г. Тольятти, Революционная, 42; г. Сызрань, 50 лет Октября пр-кт, 54А; г. Самара, Дыбенко, 30; г. Самара, Московское шоссе (18км), 25в) установлен способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а общий объем ТКО составляет 108,399 куб.м. При этом, среди указанных выше объектов, имеются такие, площадь которых значительно больше площади объекта, расположенного по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д.5, но объем ТКО по данному объекту намного выше.

Таким образом, вышеназванные хозяйствующие субъекты согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО не являлись собственниками контейнерных площадок и доступ третьих лиц не был ограничен. Региональный оператор использует неравный подход к определению стоимости одной и той же услуги для указанных хозяйствующих субъектов.

С учетом изложенного, подход, избранный ООО «ЭкоСтройРесурс» при определении способа коммерческого учета объемов ТКО для ООО «Спортмастер» по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5, является непоследовательным и создает неравные условия для осуществления деятельности организаций на рынке розничной торговли одеждой, а отказ ООО «Спортмастер» в изменении способа коммерческого учета объемов ТКО при совершении потребителем действий, направленных на соблюдение соответствующих условий, предусмотренных действующим законодательством, ущемляющим его интересы.

 

4. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно абзацу 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Пунктом 8(11) Правил № 1156 предусмотрена возможность согласования изменений условий договора путем направления протокола разногласий.

При этом положениями пункта 8(15) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.

Исходя из материалов дела, в настоящее время расчет между региональным оператором и ООО «Спортмастер» по объекту, расположенному по адресу: г. Самара, Южное шоссе, 5 осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

ООО «ЭкоСтройРесурс» в переписке с ООО «Спортмастер» и в письменных пояснениях, представленных в адрес Самарского УФАС России, не обосновало, каким образом согласование заявителю желаемого способа коммерческого учета объемов ТКО, в сложившихся обстоятельствах, нарушит права и законные интересы регионального оператора, какая норма права будет нарушена, и какие негативные последствия наступят для регионального оператора вследствие такого согласования.

Вместе с тем, действия ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившиеся в отказе в осуществлении коммерческого учета объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, влекут для потребителя негативные последствия в виде необходимости внесения платы за услуги по обращению с ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, что существенно превышает размер платы, который мог быть рассчитан исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Указанное, безусловно, негативно отражается на показателях финансово-хозяйственной деятельности заявителя.

Таким образом, вышеизложенные действия регионального оператора направлены на извлечение необоснованной выгоды за счет потребителя, который не имеет возможности обратиться к иному хозяйствующему субъекту за получением услуги по обращению с ТКО.

Указанные действия совершаются ООО «ЭкоСтройРесурс» именно в силу обладания особым статусом – региональный оператор по обращению с ТКО. Доминирующее положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на товарном рынке и его статус регионального оператора обуславливают возможность Общества оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке – услуги по обращению с ТКО. На территории Самарской области, включая территории г. Самары, где осуществляет предпринимательскую деятельность ООО «Спортмастер», ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором, с которым в силу положений Закона об отходах заявители могут заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Таким образом, у заявителя отсутствует возможность обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс».

Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что ООО «ЭкоСтройРесурс» в нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотребляет доминирующим положением путем применения неравного подхода при определении способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, результатом которых является ущемление интересов ООО «Спортмастер» в сфере предпринимательской деятельности.

Статьей 1 Закона «О защите конкуренции» определен предмет регулирования антимонопольного законодательства, организационные и правовые основы защиты конкуренции, а также цели антимонопольного законодательства, к которым в частности относится: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции определены пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».  К признакам ограничения конкуренции относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» под товаром понимается   объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Исходя из обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия также приходит к выводу, что действия ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившиеся в применении неравного подхода к хозяйствующим субъектам (потребителям) при определении способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов, могут привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли одеждой.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «ЭкоСтройРесурс» (⟨…⟩

) на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах Самарской области.

2. Признать действия ООО «ЭкоСтройРесурс» (⟨…⟩

), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем применения неравного подхода в отношении потребителей на рынке розничной торговли одеждой при определении способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

4. По результатам рассмотрения дела выдать ООО «ЭкоСтройРесурс» (⟨…⟩

) предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем:

- направления предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Спортмастер» по объекту, расположенному по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д. 5, с применением способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов;

- прекращения применения неравного подхода определения способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов в случае заключения договоров, а также внесения изменений в договоры с хозяйствующими субъектами на рынке розничной торговли одеждой при наличии соответствующих обращений.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                        ⟨…⟩

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                       ⟨…⟩

 

 

⟨…⟩

 

                                                                                                                                

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны