Решение б/н Решение и предписание по жалобе Самарского филиала САО "ВСК" от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 53-5579-16/7

по жалобе Самарского филиала САО «ВСК»

 

Резолютивная часть решения оглашена

01.03.2016 г.                                                                                                                                 г.Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: … (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Самарского филиала Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») на действия Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – МП г.о. Самара «ТТУ», Заказчик) при проведении открытого конкурса на заключение договора по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Самара «ТТУ» (Извещение № 31603284472) (далее – Конкурс, Закупка),

в присутствии …,

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.02.2016 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба САО «ВСК» на действия МП г.о. Самара «ТТУ» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

- МП г.о. Самара «ТТУ» установлен пятидневный срок для заключения договора по результатам Закупки, который фактически исключает возможность применения оперативных мер в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции;

- Заказчиком в документации о Закупке установлены критерии, ограничивающие количество участников Закупки.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

МП г.о. Самара «ТТУ» во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 1536/7 от 26.02.2016 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.

 

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 05.02.2016 г. МП г.о. Самара «ТТУ» на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603284472  о проведении Конкурса (далее – Извещение).

Одновременно с Извещением, на сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещена Конкурсная документация по проведению конкурса на заключение договора по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о.Самара «ТТУ» (далее – Конкурсная документация).

Заказчиком выступило Муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление».

Согласно Извещению, предметом Закупки является обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о.Самара «ТТУ».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.

 В соответствии пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на сайте         http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – Положение).

 

2. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Во исполнение требований части 6 статьи 3 Закона о закупках МП г.о. Самара «ТТУ» в Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления завок:

- Цена договора (с учетом налогов) – 40 %;

- Квалификация участника Конкурса – 60 %.

При этом, критерий «Квалификация участника Конкурса» содержит следующие показатели:

- рейтинги финансовой устойчивости;

- размер оплаченного уставного капитала;

- размер уровня собственных средств;

- общий уровень страховых выплат по компании;

- размер страховых резервов.

Указанные критерий и показатели оценки направлены, в том числе на получение информации о квалификации страховщика, а также о его финансовой устойчивости, что влияет на условия исполнения договора. При этом, указанные критерии не являются требованиями к участникам закупки и не ограничивают возможность участия заинтересованных лиц в Закупке.

Установленные в Конкурсной документации критерии оценки заявок выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников, так как в данном случае заявки поступили от 4 участников.

При этом, в материалах жалобы отсутствуют доказательства, подтверждающие, что установленные МП г.о. Самара «ТТУ» в Конкурсной документации о закупке критерии оценки и сопоставления заявок ограничивают количество участников Закупки, а также приводят к созданию дискриминационных условий одним лицам и преимущественных условий другим.

При указанных обстоятельствах, в рассматриваемых действиях МП г.о. Самара «ТТУ» отсутствуют нарушения порядка организации и проведения торгов, а также признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

3. В соответствии с пунктом 20.1 Положения договор, право на заключение которого являлось предметом закупочной процедуры, подписывается Заказчиком и участником, чье предложение было признано лучшим, либо победителем конкурса в течение установленного в приглашении к участию в закупочной процедуре (или извещение о проведение конкурса) и закупочной документации (или конкурсной документации) срока.

Согласно пункту 30 Информационной карты Конкурса срок заключения договора в течение 5 (пять) календарных дней с момента получения Победителем конкурса проекта договора Заказчика.

На основании системного анализа положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия пришла к выводу, что сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Как следует из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое заказчиком положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав участников.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Самарского филиала Страхового акционерного общества «ВСК» обоснованной по доводу об установлении МП г.о. Самара «ТТУ» сокращенного срока для заключения договора по результатам Закупки.

 

2. Установить в действиях Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» нарушение Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

3. Муниципальному предприятию городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации о проведения торгов, установленного Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 53-5579-16/7

по жалобе Самарского филиала САО «ВСК»

 

Предписание оглашено:

01.03.2016 г.                                                                                                                       г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: (далее – Комиссия),

в присутствии …,

на основании своего решения № 53-5579-16/7 по жалобе Самарского филиала Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») на действия Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – МП г.о. Самара «ТТУ», Заказчик) при проведении открытого конкурса на заключение договора по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Самара «ТТУ» (Извещение № 31603284472) (далее – Конкурс, Закупка),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:    

 

1. Муниципальному предприятию городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» не позднее двух месяцев со дня получения настоящего предписания внести изменения в Положение в части установления сроков заключения договора с учетом решения Самарского УФАС России № 53-5579-16/7.

2. МП г.о. Самара «ТТУ» сообщить о выполнении (невыполнении) настоящего Предписания не позднее двух месяцев со дня его получения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

В соответствии с частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, настоящее предписание обязательно для исполнения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны