Решение №3177-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Терра Пром Групп» от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терра Пром Групп» (далее – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Самарской области «Арена» (далее – ГАУ СО «Арена», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по ежедневной и периодической комплексной уборке помещений и территории спортивных объектов ГАУ СО «Арена» (извещение № 32110092690, http://zakupki.gov.ru; закупка № 435, https://torgi223.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии: представителей от ГАУ СО «Арена» – <...> (доверенность); в отсутствие представителей ООО «Терра Пром Групп» (надлежащим образом извещено, ходатайств не заявляло),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.03.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Терра Пром Групп» на действия ГАУ СО «Арена» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, конкурсная документация составлена с нарушением норм действующего законодательства, что необоснованно ограничивает конкуренцию.

ГАУ СО «Арена» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 25.03.2021г. № 3025/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 29.12.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

17.03.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Конкурса. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 31.03.2021г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки «Торги 223». Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 24.03.2021г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 части 1.4 Положения о закупке.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам, участникам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара, участника установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 4.1.1.3 Положения о закупке для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктами 3.7.2, 3.8.1 Положения о закупке.

 

Разделом II Документации о закупке утверждена Информационная карта (далее – ИК). В части 2.1 ИК содержатся общие сведения о закупке. Согласно пункту 11 части 2.1 ИК предметом Конкурса является: оказание услуг по чистке, уборке и дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря и прилегающей территории спортивных объектов ГАУ СО «Арена».

Пунктом 15 части 2.1 ИК определены требования к участникам и перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Указанным пунктом в том числе установлены следующие дополнительные требования к участникам:

  • требование о наличии в штате участника обслуживающего персонала не менее 47 человек (уборщиков, дворников);
  • требование о наличии у участника достаточного для исполнения договора материально-технических ресурсов в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Документации о закупке из них: аккумуляторные поломоечные машины; роторные однодисковые машины; профессиональные пылесосы влажной и сухой уборки; роботы-пылесосы для больших и общественных бассейнов.

Для подтверждения соответствия участника процедуры вышеуказанным требованиям участниками заполняется форма 7 «Справка о штатной численности работников» и форма 6 «Справка о наличии соответствующих материально-технических ресурсов» с приложением необходимых документов.

Одновременно, как следует из подпункта б) пункта 32 части 2.1 ИК (порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе), комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в том числе по следующему основанию: несоответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 15 раздела II «Информационная карта» Документации.

Учитывая изложенное, для участия в Конкурсе соответствие претендентов на этапе подачи заявок дополнительным требованиям, определенным в пункте 15 части 2.1 ИК, является обязательным.

 

Согласно одному из заявленных Заявителем доводов, установленное Заказчиком в пункте 15 части 2.1 ИК требование в части наличии в штате участника обслуживающего персонала не менее 47 человек (уборщиков, дворников) – является необоснованным, не позволяет оценить квалификацию потенциального исполнителя договора и отсутствие указанного количества персонала в штате не указывает на невозможность надлежащего оказания услуг в рамках заключаемого по результатам Конкурса договора. Указанное, по мнению Заявителя, нарушает принципы, определенные Законом о закупках.

Заявитель также указывает на необоснованное требование Заказчика к участникам в части наличия у участника достаточного для исполнения договора материально-технических ресурсов с определенными конкретными характеристиками в соответствии с разделом IV «Техническое задание» Документации о закупке, в том числе: аккумуляторные поломоечные машины; роторные однодисковые машины; профессиональные пылесосы влажной и сухой уборки; роботы-пылесосы для больших и общественных бассейнов.

Исходя из требований пункта 15 части 2.1 ИК, материально-технические ресурсы с определенными конкретными характеристиками на момент подачи заявок должны быть в праве собственности или ином праве (аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления).

При этом согласно Документации о закупке, участнику необходимо задекларировать наличие количества работников в штате организации, которые будут непосредственно привлечены в ходе выполнения договора, а также планируемые к использованию в ходе выполнения договора материально-технические ресурсы.

Комиссия Самарского УФАС России отмечает следующее, что требование о наличии на момент принятия решения об участии в Конкурсе у участника закупки в штате кадровых, материально-технических ресурсов (на праве собственности или ином праве (аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления)) – является неправомерным. При этом, в случае несоответствия участника этим требованиям, комиссия отклоняет данную заявку на участие в Конкурсе.

Наличие на этапе подачи заявок на участие в Конкурсе у участника в штате кадровых, материально-технических ресурсов не является подтверждением квалификации и не влияет на возможность надлежащего исполнения участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки. При этом, кадровые и материально-технические ресурсы могут быть привлечены/приобретены/арендованы участником Конкурса после подведения итогов закупки.

Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие у участника в штате на момент подачи заявки указанного количества в Документации о закупке персонала, а также подтверждающих документов о соответствии участника процедуры вышеуказанным требованиям, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса. Квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают на участника закупки дополнительные непредусмотренные действующим законодательством обязательства, в том числе финансовые, для целей принятия участия в Конкурсе.

Установленные Заказчиком и обжалуемые Заявителем дополнительные требования надлежащим образом не характеризуют квалификационный уровень участника, вследствие чего приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки на момент подачи заявки может не иметь в штате указанное в Документации о закупке количество персонала, а также не обладать установленным количеством материально-технических ресурсов, но при этом равным образом являясь участником рынка, осуществляющим оказание необходимых услуг надлежащим образом.

Кроме того, как указывалось выше, предъявленные к участникам дополнительные требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по договору.

В обоснование правомерности своих действий ГАУ СО «Арена» ссылается на положения, установленные пунктом 3.9.3 Положения о закупке. В соответствии с указанным пунктом Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования, в том числе к наличию необходимого количества специалистов, оборудования, других материальных ресурсов для исполнения договора. Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что указанные положения носят общий характер и не обосновывают в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требования к участникам в виде наличия у участника закупки в штате кадровых, материально-технических ресурсов (на праве собственности или ином праве (аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления)).

ГАУ СО «Арена» при рассмотрении жалобы не обоснована необходимость установления обжалуемых дополнительных требований к участникам в качестве условия допуска, несоответствие которым является основанием для отклонения заявки.

Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком дополнительные требования к участникам необоснованно ограничивают доступ к участию в закупке. При указанных обстоятельствах, рассматриваемые обжалуемые дополнительные требования к участникам не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия ГАУ СО «Арена», установившего рассмотренные дополнительные требования в пункте 15 части 2.1 ИК Документации о закупке, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат принципам, установленным Законом о закупках, Положением о закупке.

Вышеуказанные доводы, содержащиеся в жалобе ООО «Терра Пром Групп», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

 

Из поступившей жалобы следует, что Заявитель указывает, что раздел VI Документации о закупке, который содержит сведения о начальной (максимальной) цене единицы товара, работы, услуги, не соответствует требованиям Положения о закупке.

Пунктом 3.8.1 Положения о закупке перечислены сведения, которые должна содержать документация о закупке. Так, подпункт 5 пункта 3.8.1 Положения о закупке предусматривает включение в документацию о закупке исключительно сведений о начальной (максимальной) цене договора, что в свою очередь отражено в Документации о закупке.

При этом, частью 2.4 Положения о закупке определен порядок формирования начальной (максимальной) цены договора при осуществлении закупок конкурентными способами, который оформляется отдельным документом.

Положением о закупке не установлена обязанность Заказчика включать в состав Документации о закупке вышеуказанный документ.

Данный довод, указанный в жалобе ООО «Терра Пром Групп», признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

На основании изложенного, в обжалуемой части в действиях ГАУ СО «Арена» установлено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом 2 части 1.4 Положения о закупке, при организации и проведении Конкурса.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Конкурса, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Терра Пром Групп» обоснованной в части.
  2. Признать в действиях ГАУ СО «Арена» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при организации и проведении конкурса в электронной форме на право оказания услуг по ежедневной и периодической комплексной уборке помещений и территории спортивных объектов ГАУ СО «Арена» (извещение № 32110092690, http://zakupki.gov.ru; закупка № 435, https://torgi223.ru).
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Конкурса нарушений.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕРРА ПРОМ ГРУПП"
ИНН 7726742703, ОГРН 1147746260310
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "АРЕНА"
ИНН 6321318170, ОГРН 1136320016678