Решение б/н Решение по делу № 54-9136-15/5 от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Генеральному директору

ЗАО «ССК»

М.В.С.
ул. Межевая, 7,

г. Самара, 443068

 

В.И.А.

ул. Степная, д. 1А,

с. Лопатино,

Волжкий район,

Самарская область, 443535

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Пак Л.Л., руководитель Управления,

Фадеев И.И., ведущий специалист-эксперт,

Юдаков М.О., специалист 1 разряда,

рассмотрев дело № 54-9136-15/5 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Самарская сетевая компания» (ИНН 6367047389, 443010, г. Самара, ул. Красноармейская, 1, дата регистрации в ЕГРЮЛ 30.05.2005 г.) (Далее – ЗАО «ССК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в ущемлении интересов Виниченко И.А., путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступило заявление Виниченко Игоря Анатольевича (вх. № 463-гр от 15.06.2015 г.) на действия (бездействие) ЗАО «ССК», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимащих устройств, расположенных по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Лопатино, уч. б/н, к/н 63:17:0604002:1098.

Из заявления Виниченко И.А. следует, что между Виниченко И.А. и ЗАО «ССК» был заключен договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям № 1667. Установленный договором срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен ЗАО «ССК». Заявитель считает, что действия ЗАО «ССК» содержат признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляют его интересы.

Письмом (исх. № 1784 от 15.05.2015 г.) ЗАО «ССК» пояснило, что мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 в отношении энергопринимающих устройств Виниченко И.А. выполнены в полном объеме в установленный законом срок.

Приказом руководителя Управления № 258 от 10.07.2015 г. в ЗАО «ССК» было возбуждено дело № 54-9136-15/5.

Определением о назначении дела № 54-9136-15/5 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № 7379/5 от 21.07.2015 г.) к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя – Виниченко И.А. ; в качестве ответчика – ЗАО «ССК» (ИНН 6367047389, 443010, г. Самара, ул. Красноармейская, 1).

Рассмотрение дела состоялось 03 сентября 2015 г. В заседании Комиссии принимали участие представители ЗАО «ССК»: Минаева А.Г. (по доверенности № 143 от 15.06.2015 г.), Голин Р.В. (по доверенности № 203 от 09.10.2015 г.), заявитель -Виниченко И.А., представитель заявителя Алероева О.Р. (ордер 349358 от 06.08.2015 г.).

Рассмотрев документы (материалы) дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ЗАО «ССК» является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет выдачу технических условий о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к объектам электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области № 27 от 28.04.2011 г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области» (Далее – Приказ № 27 от 28.04.2011 г.) установлены единые (котловые) тарифы для сетевых организаций с 2011 по 2014 г., осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области.

ЗАО «ССК» находится в перечне сетевых организаций, согласно Приказу № 27 от 28.04.2011 г.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической  энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ЗАО «ССК» является субъектом естественной монополии.

Приказом Самарского УФАС России от 29.12.2009 г. № 773 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» ЗАО «ССК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, находящимся в собственности/владении ЗАО «ССК» в пределах Самарской области.

Таким образом, ЗАО «ССК», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии в границах точек присоединения к электрическим сетям, эксплуатируемых ЗАО «ССК» в Самарской области.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 5, 8 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (Далее - Правила технологического присоединения).

Комиссией установлено, что Виниченко И.А. принадлежит на праве аренды участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Лопатино, уч. б/н, к/н 63:17::0604002:1098 на основании договора аренды № 66/12 от 23.05.2012 г.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств заявитель 09.10.2010 г. подал в адрес ЗАО «ССК» заявку (вх. № 2666-зЦОК 2 от 09.10.2012 г.) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт к электрическим сетям.

30.10.2012 г. ЗАО «ССК» направило в адрес заявителя - Виниченко И.А. оферту договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Лопатино, уч. б/н, к/н 63:17::0604002:1098.

02.11.2012 г. заявитель перечислил сумму на расчетный счет ЗАО «ССК» в размере 550 рублей за технологическое присоединение, что подтверждается чек-ордером от 02.11.2012 г.

Согласно пункту 21 оферты договора № 1667, настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.

Договор № 1667 был возвращен в ЗАО «ССК» 28.06.2013 г., согласно представленной копии указанного договора с отметкой о его возврате.

Исходя из вышеизложенного, 28.06.2013 г. между Виниченко И.А. и ЗАО «ССК» был заключен договор № 1667, предметом которого является технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Лопатино, уч. б/н, к/н 63:17::0604002:1098.

Виниченко И.А. в своем заявлении (вх. № 463-гр от 15.06.2015 г.) также указывал на незаконность внесения изменений ЗАО «ССК» в технические условия № 1667-ТУ, являющиеся приложением к договору № 1667.

В соответствии с пунктом 16.3. Правил технологического присоединения, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В соответствии с пунктом 16.1. Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Согласно представленной копии письма (вх. № 3625-ЦОК от 11.11.2013 г.) от Виниченко И.А. в адрес ЗАО «ССК», Виниченко И.А. просил внести изменения в технические условия № 1667-ТУ в пункт № 10.1, в связи с тем что строительство ВЛ 0,4 кВ выполнил своими силами и за свой счет.

На основании вышеуказанного письма в технические условия № 1667-ТУ, а именно в перечень мероприятий выполняемых заявителем были добавлены обязательства по строительству ВЛ 0,4, согласно представленной копии письма (исх. № 5567-ЦОК 2 от 19.11.2013 г.) о внесении изменений в ранее выданные ТУ.

Виниченко И.А. выразил свое волеизъявление в письме (вх. № 3625-ЦОК от 11.11.2013 г.) о самостоятельном строительстве ВЛ. 0,4, указанной в пункте 10.1 технических условий № 1667-ТУ.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев со дня заключения договора на технологическое присоединение - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В пункте 5 договора № 1667 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между ЗАО «ССК» и Виниченко И.А., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором в отношении данного лица ЗАО «ССК» обязано было выполнить все мероприятия технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в срок до 28.12.2013 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения по окончанию осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон; составляют акт согласования технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 14(2) настоящих Правил. Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Также в соответствии с абзацем 3 пунктом 6 договора № 1667, сетевая организация обязуется не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществления и направить их заявителю.

Документов, подтверждающих составление и направление акта об осуществлении технологического присоединения в установленный в Правилах и в договоре срок не представлено.

Кроме того, дата составления акта об осуществлении технологического присоединения указана - 31.05.2014 г., то есть данный акт был составлен спустя более чем 5 месяцев со дня окончания срока на технологическое присоединение, установленного в Правилах технологического присоединения и в договоре на технологическое присоединение № 1667.

Согласно абзацу 6 пункта 34 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Правила заключения договоров между потребителями  и гарантирующими поставщиками), потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств.

Исходя из абзаца пятого пункта второго Правил недискиминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (Далее -Правила недискиминационного доступа), документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон;

Исходя из вышеизложенного, Виниченко И.А. не мог заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, так как ЗАО «ССК» не выдало в срок установленный в Правилах технологического присоединения акт об осуществлении технологического присоединения, что ущемило (могло ущемить) интересы заявителя.

На основании положения статьи 10 ГК РФ, части 10, части 1 статьи 13  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия (бездействие) совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав.

Таким образом, ЗАО «ССК» нарушило предельный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, ущемив интересы Виниченко И.А., что является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что акт об осуществлении технологического присоединения был подписан 31.05.2014 г., Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи ЗАО «ССК» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции».

 

РЕШИЛА:

  1. Признать наличие нарушения в действиях ЗАО «ССК» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения, что является ущемлением интересов Виниченко И.А.;
  2. В связи с тем, что в настоящий момент нарушение прекращено, не выдавать ЗАО «ССК» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Передать материалы дела № 54-9136-15/5 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                      Л.Л. Пак

 

Члены Комиссии:                                                                                                 И.И. Фадеев

 

                             М.О. Юдаков

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны