Предупреждение №3210/6 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 063/01/10-132/2024, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Самарагаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.

С 1 сентября 2023 г. Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 71-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которым исключительным правом по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (далее – ТО и ремонт ВДГО в МКД), техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (далее - ТО ВКГО в МКД) и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) в жилом доме обладает специализированная организация, являющаяся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.

В соответствии с частью 1 статьи 157.3 ЖК РФ коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в МКД, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления специализированной организацией:

- технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в МКД;

- технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в МКД;

- технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме.

При этом в силу пункта 31(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила №410), в отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Таким образом, наличие соответствующего договора о техническом обслуживании газового оборудования является обязательным условием для оказания услуги газоснабжения.

Согласно пункту 2 Правил № 410 «специализированная организация» - соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

ОАО «Самарагаз» является газораспределительной организацией и осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в МКД, техническому обслуживанию внутриквартирного газового  оборудования в МКД и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах (домовладениях) на территории Самарской области в зоне пролегания газораспределительной сети.

В соответствии с частью 9 статьи 157.3 ЖК РФ размер платы за ТО ВКГО в МКД, а также за ТО ВДГО в жилом доме рассчитывается в порядке, установленном методическими указаниями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) от 29.05.2023 № 387/пр утверждены Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме» (далее – Методические указания).

Следует отметить, что Методические указания не распространяются на расчет размера платы за техническое обслуживание и ремонт ВДГО в многоквартирном доме.

Размер платы за работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не подлежит государственному регулированию.

Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Вместе с тем, плата за техническое обслуживание газового оборудования в квартирах и жилых домах (домовладениях) подлежит определению в соответствии с положениями приказа Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр.

1. ОАО «Самарагаз» приказом от 24.11.2023 № 34 утвердило прейскурант цен на работы по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с 01.01.2024.

Кроме того, ОАО «Самарагаз» приказом от 24.11.2023 № 33 утвердило прейскурант цен с 01.01.2024 на работы по ТО ВКГО, относящегося к общему имуществу МКД (для организаций всех форм собственности, выполняющих функции по управлению многоквартирным жилым фондом).

При этом в письме от 08.02.2024 № 8/166 ОАО «Самарагаз» указало, что до 01.01.2024 г. данный вид деятельности не осуществляло. С 01.01.2024г. ОАО «Самарагаз», во исполнение возложенных на него федеральным законодательством обязанностей как на ГРО, приступило к осуществлению деятельности по ТО ВД(К)ГО жилых домов и квартир, к которому осуществляется транспортировка газа по газораспределительным сетям Общества.

Исходя и представленных в письме от 14.02.2024 №8/193 сведений, ОАО «Самарагаз» были рассмотрены варианты осуществления деятельности по ТО ВД (К)ГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме  собственными силами и силами подрядных организаций. По итогам проведенного анализа ОАО «Самарагаз» было принято решение об экономической и технической целесообразности выполнения работ по ТО ВДГО силами подрядной организации – ООО «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК»).

Согласно подпункту «в» пункта 44 Привил № 410 исполнитель вправе привлекать организации для исполнения договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД или договора о ТО ВДГО в жилом доме (домовладении) при сохранении ответственности исполнителя перед заказчиком за надлежащее и своевременное выполнение работ (оказание услуг) по указанным договорам.

Как отмечает ОАО «Самарагаз», что до 01.01.2024 г. именно ООО «СВГК» осуществляло техническое обслуживание большей части внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории присутствия ОАО «Самарагаз».

Таким образом, основная часть прямых расходов общества по ТО ВД(К)ГО формируется стоимостью договора подряда. Собственные расходы ОАО «Самарагаз» по данному виду деятельности включают в себя оплату труда управленческого персонала, напрямую занятого администрированием подрядного договора и договоров по ТО ВДГО в МКД с потребителями - юридическими лицами, страховые взносы, прочие прямые расходы (включая платежные и почтовые) и прочие косвенные (накладные) расходы.

 

1.1. Исходя из представленного ОАО «Самарагаз» расчета тарифа на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД, а также пояснительной записки к расчету установлено следующее. Как указано ОАО «Самарагаз», расчет тарифов на ТО ВДГО в МКД произведен посредством калькулирования затрат с учетом подходов, изложенных в Методических указаниях.

Сведения о стоимости ТО ВДГО в МКД в разрезе видов работ в соответствии с информацией, представленной ОАО «Самарагаз» представлены в Таблице №1.

Таблица №1

 

№ п/п

Наименование работ по техническому обслуживанию

Ед. Измерения

ООО «СВГК»

ОАО «Самарагаз»

Цена в соответствии с Приказом №282 от 30.04.2019 г, руб./год с учетом НДС

Цена в соответствии с Приказом №592 от 01.12.2023 г., руб./год с учетом НДС

Цена в соответствии с Приказом № 33 от 24.11.2023 г., руб./год с учетом НДС

1

2

3

4

5

6

2

проверка герметичности фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания при диаметре  

10 соединений

 

 

2.1.

до 32 мм

113

259

296

2.2.

33-40 мм

148

338

380,16

2.3.

41-50 мм

235

540

590,4

3

проверка герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования мыльной эмульсией или приборным методом при количестве приборов на одном стояке

Стояк

 

 

3.1.

до 5

366

839

900

3.2.

6-10

419

965

1031,04

3.4.

11-15

502

1152

1225,44

3.5.

свыше 16

580

1332

1412,64

4

техническое обслуживание задвижки (крана) на фасадном наружном газопроводе, в подъезде здания диаметром

задвижка (кран)

 

4.1.

до 50 мм

649

1490

1576,8

4.2.

51-100 мм

812

1865

1967,04

5

техническое обслуживание газового крана (первое отключающее устройство на ответвлении от стояка)

кран

 

 

73

169

 

 

203,04

 

Из указанных сведений следует, что стоимость работ по ТО ВДГО в МКД ООО «СВГК» выросла в диапазоне от 128-132%. При этом наибольший рост отмечен по виду работ «техническое обслуживание газового крана (первое отключающее устройство на ответвлении от стояка)» - 132%.

Как указывалось ранее, Методические указания не распространяются на расчет размера платы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что Самарским УФАС России ООО «СВГК» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 10.04.2024 №3206/6.

Как отмечало ООО «СВГК», с 2019 года не производилась индексация тарифов на ТО ВДГО в МКД. В свою очередь, увеличение тарифов на ТО ВДГО в МКД не соответствует уровню инфляции в Российской Федерации за указанный период.

Так, годовая инфляция в Российской Федерации в 2019 году составила 3,05 %, в 2020 году – 4,91%, в 2021 году – 8,39 %, в 2022 году – 11,92%, в 2023 году – 7,42%.

При этом, исходя из имеющихся документов и сведений основная часть тарифа на ТО и ремонт ВДГО в МКД формируется ОАО «Самарагаз» исходя из стоимости договора подряда (договор на техническую эксплуатацию объектов газового хозяйства №Р02/79/23-09178 от 27.12.2023 г.). Собственные расходы ОАО «Самарагаз» по данному виду деятельности включают в себя оплату труда управленческого персонала, напрямую занятого администрированием подрядного договора и договоров по ТО ВДГО в МКД с потребителями - юридическими лицами, страховые взносы, прочие прямые расходы (включая платежные и почтовые) и прочие косвенные (накладные) расходы.

В свою очередь, для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, на основании действующего законодательства стоимость услуг должна быть установлена с учетом экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. При этом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Самарским УФАС России проведен сравнительный анализ стоимости работ по ТО ВДГО в МКД, установленной ОАО «Самарагаз» с 01.01.2024, а также стоимости услуг, сформированной иными газораспределительными организациями на территории Приволжского федерального округа.

По результатам проведенного анализа установлено, что уровень цен на вышеуказанные услуги, установленный ОАО «Самарагаз», превышает уровень цен, сложившихся на территории Пензенской области, Пермского края, Саратовской области, Республики Татарстан, Ульяновской области. Сведения об уровне цен на ТО ВДГО в МКД, установленных на территории Пензенской области, Пермского края, Саратовской области, Республики Татарстан, Ульяновской области представлены в Таблице №2.

 

Таблица №2

 

Сведения об уровне цен на ТО ВДГО в МКД, установленных на территории Пензенской области, Пермского края, Саратовской области, Республики Татарстан,

Ульяновской области

 

№ п/п

Наименование работ по техническому обслуживанию

Ед. измерения

Пензенская область

Пермский край

Саратовс-кая область

Республика Татарстан

Ульяновская область

 

АО "Кузнецк-межрайгаз"

АО "Газпром газорапре-деление Пенза"

АО "Городищерайгаз"

АО "Газпром газораспределение Пермь"

ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область"

ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ

ООО "Автогазсервис"

ООО "Газпром газораспределение Ульянвоск"

 

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

 
 

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

 

1

проверка герметичности фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания при диаметре

10 соединений

                 

1.1

до 32 мм

78,00

77,86

70,24

215

177

75,11

74

80

 

1.2

33-40 мм

101,00

100,74

90,9

278

229

92,42

94

102

 

1.3

41-50 мм

163,00

160,26

144,61

442

364

144,40

151

160

 

2

проверка герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования мыльной эмульсией или приборным  методом  при количестве приборов на одном стояке

стояк

                 

2.1

до 5

290,00

238,13

214,84

657

541

259,95

222

238

 

2.2

6-10

334,00

274,74

247,9

759

624

306,12

255

274

 

2.3

11-15

383,00

329,71

297,48

910

749

363,85

308

330

 

2.4

свыше 16

441,00

384,65

347,06

1062

874

427,4

359

385

 

3

техническое обслуживание задвижки (крана) на фасадном наружном газопроводе, в  подъезде здания диаметром

задвижка (кран)

                 

3.1

до 50 мм

177,00

439,62

396,64

-

-

-

317

533

 

3.2

51-100 мм

177,00

549,48

495,8

-

-

-

 

666

 

4

техническое обслуживание газового крана (первое отключающее устройство на ответвлении от стояка)

кран

177

77,86
160,26
183,17

218,98

-

-

-

-

-

 

 

Кроме того, размер платы за техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД, установленный ОАО «Самарагаз» c января 2024 года превышает размер платы, установленной на территории иных субъектов Российской Федерации, несмотря на то, что согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в Пермском крае, Саратовской области, Республике Татарстан, по отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (ОКВЭД - 35), превышает данный показатель в Самарской области.

С учетом изложенного, представленные ОАО «Самарагаз» в антимонопольный орган документы и сведения, не подтверждают наличия экономически обоснованных затрат, послуживших причинами установления тарифа на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в МКД.

 

1.2. ОАО «Самарагаз» также представлен расчет размера платы по техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме и техническому обслуживанию ВКГО в МКД.

Как указывает ОАО «Самарагаз», плата за техническое обслуживание ВДГО в жилом доме и техническому обслуживанию ВКГО в МКД рассчитана в соответствии с Правилами № 410, а также Методическими указаниями.

При этом стоимость работ ОАО «Самарагаз» по ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, также рассчитана исходя из стоимости договора подряда (договор на техническую эксплуатацию объектов газового хозяйства №Р02/79/23-09178 от 27.12.2023 г.) и собственных расходов ОАО «Самарагаз» по данному виду деятельности.

Сведения ОАО «Самарагаз» о стоимости работ по техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме и техническому обслуживанию ВКГО в МКД, представлены в Таблице №3.

Таблица №3

Сведения ОАО «Самарагаз» о стоимости работ по техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме и техническому обслуживанию ВКГО в МКД

 

№ п/п

Наименование работ по техническому обслуживанию

ООО «СВГК»

ОАО «Самарагаз»

Цена в соответствии с Приказом №282 от 30.04.2019 г, руб./год с учетом НДС

Цена в соответствии с Приказом №590 от 01.12.2023 г., руб./год с учетом НДС

Цена в соответствии с Приказом № 34 от 24.11.2023 г., руб./год с учетом НДС

1

2

3

4

5

2

Техническое обслуживание плиты газовой двухгорелочной

109

399

403

3

Техническое обслуживание плиты газовой трехгорелочной

140

459

464

4

Техническое обслуживание плиты газовой четырехгорелочной

166

521

527

5

Техническое обслуживание варочной панели

63

399

403

6

Техническое обслуживание духового шкафа

109

249

253

7

Техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера)

668

3102

3131

8

Техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт обслуживание (с бойлером и без бойлера)

-

4130

4169

9

Техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью от 61 до 140 кВт (с бойлером и без бойлера)

-

5158

5201

10

Техническое обслуживание котла с атмосферной горелкой мощностью от 141 до 510 кВт (с бойлером и без бойлера)

-

6186

6244

11

Техническое обслуживание проточного водонагревателя (колонки)

332

1086

1097

12

Техническое обслуживание конвектора

-

1120

1132

13

Техническое обслуживание внутриквартирной газовой разводки

-

235

238

14

Техническое обслуживание внутридомового газопровода в жилом доме

52

235

238

 

Следует отметить, что стоимость услуг оказываемых ООО «СВГК» своим потребителям, выросла в диапазоне от 128-533%. При этом наибольший рост отмечен по виду работ «Техническое обслуживание варочной панели» - 533%.

При этом, Самарским УФАС России в предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 10.04.2024 №3206/6, выданном ООО «СВГК» установлено несоответствие проведенного расчета, требованиям пунктов 10, 18 Методических указаний поскольку затраты, на оплату труда основных работников не учитывают часовую ставку заработной платы работника из состава исполнителей, фактически выплачиваемую за счет себестоимости оказываемых услуг.

В свою очередь, Самарским УФАС России  проведен сравнительный анализ стоимости услуг  по техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме, техническому обслуживанию ВКГО в МКД, установленной ОАО «Самарагаз» с 01.01.2024, а также стоимости услуг, сформированной иными газораспределительными организациями на территории Приволжского федерального округа и Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа установлено, что уровень цен по ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, установленных ОАО «Самарагаз», превышает уровень цен, сложившихся на территории Республики Татарстан, Пензенской области, Ульяновской области, Республики Мордовия. Сведения об уровне цен на ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, установленных на территории, Пензенской области, Республики Татарстан Ульяновской области, Республики Мордовия представлены в Таблице №4.

Таблица №4

Сведения об уровне цен на ТО ВДГО в жилом доме, ТО ВКГО в МКД, установленных на территории, Пензенской области, Республики Татарстан Ульяновской области, Республики Мордовия

 

№ п/п

Наименование работ по техническому обслуживанию/количество абонентов

Пензенская область

Республика Татарстан

Ульяновская область

Республика Мордовия

 

АО "Кузнецкмежрайгаз"

АО "Газпром газораспределение Пенза"

АО "Городищерайгаз"

АО "Горгаз"

ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ"

ООО "Автогазсервис"

ООО "Газпром газораспре-деление Ульянвоск"

АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ САРАНСК"

 
 

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

Цена в 2024 г., руб./год с учетом НДС

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2

ТО плиты газовой двухгорелочной

321,00

338,88

305,74

369,49

311,89

364

339

300

 

3

ТО плиты газовой трехгорелочной

370,00

393,82

355,32

429,43

352,32

423

395

357

 

4

ТО плиты газовой четырехгорелочной

425,00

448,75

404,9

489,34

392,79

483

449

400

 

5

ТО варочной панели

321,00

338,88

305,74

369,49

390,87

364

412

340

 

6

ТО духового шкафа

203,00

206,06

185,92

224,7

231,03

222

251

218

 

7

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью до 30 кВт (с бойлером и без бойлера)

658,00

769,79

718,9

2421,74

-

1378

1559

795

 

8

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью от 31 до 60 кВт
обслуживание (с бойлером и без бойлера)

757,00

915,85

826,33

3495,28

-

1528

-

1869

 

9

ТО котла с атмосферной горелкой мощностью от 61 до 140 кВт (с бойлером и без бойлера)

871,00

1 602,74

1446,07

3994,61

-

1934

-

-

 

10

ТО котла  с атмосферной горелкой мощностью от 141 до 510 кВт (с бойлером и без бойлера)

871,00

1 831,68

1652,65

4993,26

-

3899

-

-

 

11

ТО проточного водонагревателя (колонки)

643,00

595,30

537,11

1038,6

607,26

881

997

565

 

12

ТО конвектора

937,00

984,30

888,3

1073,54

928,31

1059

-

994

 

13

Техническое обслуживание внутриквартирной газовой разводки

110,00

96,17

86,76

209,72

92,42

207

234

-

 

14

ТО  внутридомового газопровода в жилом доме

110,00

96,17

86,76

209,37

111,68

207

-

-

 

 

Следует отметить, что размер платы, установленный ОАО «Самарагаз» превышает размер платы, установленной на территории Республики Татарстан, несмотря на то, что согласно данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в Республике Татарстан, по отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (ОКВЭД - 35), превышает данный показатель в Самарской области.

Учитывая изложенное, по результатам анализа материалов и сведений представленных ОАО «Самарагаз» в антимонопольный орган, Самарское УФАС России приходит к выводу о том, что цены на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в МКД, техническому обслуживанию ВКГО в МКД, техническому обслуживанию ВДГО в жилом доме, утвержденные ОАО «Самарагаз» на 2024 год при указанных обстоятельствах не могут быть признаны экономически обоснованными.

 

2. В силу пункта 6 Правил № 410 работы по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД, договора о ТО ВДГО в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр утверждены типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (далее – Типовые формы договоров).

Пункты 12 Типовых форм договора о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме предусматривают, что срок оплаты может быть установлен по соглашению сторон либо оплата производится Заказчиком в виде ежемесячной абонентской платы, составляющей 1/12 от годовой стоимости технического обслуживания, в размере, указанном в Договоре, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены соответствующие работы (оказаны соответствующие услуги).

В свою очередь, формы договоров о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, представленные ОАО «Самарагаз», не содержат вариативности выбора срока оплаты по договору и содержат единственный порядок оплаты в виде абонентской платы.

Так, согласно пункту 12 формы договора ОАО «Самарагаз» о ТО ВКГО в МКД оплата работ по договору осуществляется Заказчиком ежемесячно в виде абонентской платы, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, пункт 12 формы договора, представленной ОАО «Самарагаз» о ТО ВКГО в МКД, дополнен условиями, не предусмотренными Типовой формой договора о ТО ВДГО в МКД. Так, исполнитель направляет заказчику акт приемки выполненных работ за отчетный месяц, подписанный со своей стороны. В случае если в течение 10 дней специализированной организации не будет возвращен подписанный заказчиком акт выполненных работ, акт считается принятым в редакции специализированной организации. На основании акта выполненных работ специализированная организация выставляет заказчику счёт-фактуру в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным.

 Согласно пункту 12 договора ОАО «Самарагаз» о ТО ВДГО в жилом доме оплата работ (услуг) по техническому обслуживанию ВКГО производится Заказчиком в виде ежемесячной абонентской платы, составляющей 1/12 от годовой стоимости технического обслуживания, в размере, указанном в приложении № 2 не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Указанное свидетельствует о несоответствии форм договоров о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, предлагаемых ОАО «Самарагаз» неопределенному кругу потребителей на официальном сайте организации, пунктам 12 Типовой формы договоров о ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, утвержденных приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр.

 

Согласно пункту 14 Типовой формы договора о ТО ВДГО в МКД оплата работ (услуг) по ТО ВДГО производится Заказчиком на основании счета, представленного Исполнителем, в одном из следующих порядков:

1) порядок оплаты, в том числе сумма и периодичность, устанавливается по   соглашению сторон настоящего Договора;

2)  оплата производится Заказчиком в виде ежемесячной абонентской платы, составляющей 1/12 от годовой стоимости технического обслуживания ВДГО в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным).

В свою очередь, представленная форма договора о ТО ВДГО в МКД не содержит вариативности выбора срока оплаты по договору и предусматривает единственный порядок оплаты: оплата по настоящему договору осуществляется Заказчиком ежемесячно в виде абонентской платы, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 14 формы договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, представленной ОАО «Самарагаз»).

Кроме того, пункт 14 формы договора, представленной ОАО «Самарагаз», дополнен условиями, не предусмотренными Типовой формой договора о ТО ВДГО в МКД. Так, Исполнитель направляет заказчику акт приемки выполненных работ за отчетный месяц, подписанный со своей стороны. В случае если в течение 10 дней специализированной организации не будет возвращен подписанный заказчиком акт выполненных работ, акт считается принятым в редакции специализированной организации. На основании акта выполненных работ специализированная организация выставляет заказчику счёт-фактуру в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным.

Указанное свидетельствует о несоответствии формы договора о ТО ВДГО в МКД, предлагаемой ОАО «Самарагаз» неопределенному кругу потребителей, пункту 14 Типовой формы договора о ТО ВДГО в МКД, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр.

 

3. Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Действия ОАО «Самарагаз» по навязыванию условия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, в части цены договора с применением экономически необоснованных затрат содержат признаки недобросовестности.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения о выдаче предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного анализа установлено, что с 01.09.2023 г. ОАО «Самарагаз» как специализированная организация, являющаяся газораспределительной, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО в зоне пролегания газораспределительной сети ОАО «Самарагаз».

ОАО «Самарагаз» является единственной ГРО, с которой в силу положений ЖК РФ, Правил №549, Правил №410 потребитель может заключить договор на оказание услуг по ТО ВДГО/ВКГО в указанных географических границах.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут учтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3-4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум ВС РФ № 2) Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона).

Согласно пункту 12 Пленума ВС РФ № 2 нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, правоприменителям наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В силу положений Закон № 71-ФЗ исключительным правом по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (далее – МКД), ТО ВКГО в МКД и ТО ВДГО в жилом доме обладает специализированная организация, являющаяся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования. Таким образом, в настоящее время у потребителей отсутствует возможность обратиться за заключением  договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД, договора о ТО ВДГО в жилом доме к какому-либо иному лицу, кроме специализированной организации, являющейся газораспределительной, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.

С учетом изложенного, ОАО «Самарагаз» навязывает потребителям условия договора в части цены, которые являются невыгодными для них. Потребители, с которыми заключен (и должен быть заключен) договор с ОАО «Самарагаз», поставлены в невыгодные условия по отношению к потребителям услуг, заключившим договор о техническом обслуживании ВДГО / ВКГО с иными специализированными организациями, в том числе на территории иных субъектов Российской Федерации, чья стоимость услуг значительно ниже. Указанные действия приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Кроме того, несоответствие формы договора о ТО ВДГО/ВКГО, предлагаемой ОАО «Самарагаз» Типовым формам договоров, утвержденных приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр, также могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что действия ОАО «Самарагаз» содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании потребителям невыгодных условий договора по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме.

В силу части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях ОАО «Самарагаз» (ИНН: 6315223001, ОГРН: 1026300968319, юридический адрес: 443010, г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 18А), выразившихся в навязывании потребителям невыгодных условий договора по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ОАО «Самарагаз» о необходимости в срок до 08 мая 2024 года прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем совершения следующих действий:

1) установления с 01.01.2024 года экономически обоснованных цен на услуги по ТО и ремонту ВДГО в МКД, ТО ВКГО в МКД, ТО ВДГО в жилом доме;

2) приведения форм договора о ТО и ремонте ВДГО в МКД, договора о ТО ВКГО в МКД, договора о ТО ВДГО в жилом доме, предлагаемых к заключению неопределенному кругу потребителей, в соответствие с Приказом Минстроя России от 29.05.2023 N 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии:                                                                                            

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны