Решение №11528-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ТД Небесный свет» от 9 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Небесный свет» (далее – Заявитель) на действия акционерного общества «Транснефть-Приволга» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право поставки осветительных устройств (1900-I01-К-05-01615-2020) (извещение № 32009284952, http://zakupki.gov.ru; процедура № sbr043-2006300068, http://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «ТД Небесный свет» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); от АО «Транснефть-Приволга» – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.09.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД Небесный свет» на действия АО «Транснефть-Приволга» при проведении Аукциона.

09.09.2020г. в Самарское УФАС России от ООО «ТД Небесный свет» поступили дополнения к жалобе.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам, содержащимся в жалобе ООО «ТД Небесный свет» и дополнениях, Заказчиком: неправомерно отклонена заявка участника ООО «ТД Небесный свет»; аукционная документация, утвержденная АО «Транснефть-Приволга», содержит в своем описании несоответствия, также отсутствует возможность поставки эквивалентного товара.

АО «Транснефть-Приволга» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 03.09.2020г. № 11347/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

30.06.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 14.07.2020г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 14.07.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 15.05.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

27.08.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии № 1900-I01-К-05-01615-2020/Д от 27.08.2020г. (№ 32009284952-03), согласно которому на участие в Аукционе представлено 9 (девять) заявок. Конкурсной комиссией АО «Транснефть-Приволга» дано заключение о соответствии участником и представленных заявок на участие в закупке требованиям, установленным Документацией о закупке, согласно которому заявка участника 7 (ООО «ТД Небесный свет») не соответствует требованиям Документации о закупке и принято решение отклонить указанную заявку на основании пункта 7.5.2 Положения о закупке.

03.09.2020г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии № 1900-I01-К-05-01615-2020/И от 03.09.2020г. (№ 32009284952-04), согласно которому Конкурсная комиссия АО «Транснефть-Приволга» решила заключить договор с участником № 11.

Договор по результатам Аукциона на момент рассмотрения жалобы с победителем не заключен.

 

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает Документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках): требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

  1. в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
  2. в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
  3. в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", также установлены случаи исключения.

В соответствии с вышеприведенными требованиями Закона о закупках, в состав документации о закупке на право поставки осветительных устройств в раздел «Техническая документация» Заказчиком включены опросные листы по каждой позиции лота, содержащие характеристики поставляемой продукции, вариант торгового наименования продукции, соответствующий совокупности указанных характеристик, а также, во исполнение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, возможность поставки эквивалента.

В жалобе ООО «ТД Небесный свет» приведены доводы, согласно которым участник закупки предложил товар, который по своим техническим характеристикам соответствует требованиям Документации о закупке, незначительные отклонения в габаритах, материале корпуса светильников не являются значимыми и не являются препятствующими для эксплуатации в указанных Заказчиком условиях.

Согласно Документации о закупке, АО «Транснефть-Приволга» требовались:

  • согласно ОЛ-ОГЭ-03 (позиции 15, 24, 50, 73) необходимы к поставке светильники с габаритами не более 348х225х188 мм;
  • согласно ОЛ-ОГЭ-07, ОЛ-ОГЭ-08, ОГЭ-08, ОЛ-ОГЭ-08, ОГЭ-07 (позиции 4, 12, 21, 34, 39, 43, 52, 59, 62, 65, 69) необходимы к поставке светильники с габаритами: не более 150х85 мм, 150х85 мм;  материал корпуса необходим из литого алюминия.

При этом, Заявителем в составе заявки представлен файл «Расчет цены (форма 2)», в соответствии с которым:

  • по позициям 15, 24, 50, 73 участником предложены светильники с габаритами 432х165х110 мм;
  • по позициям 4, 12, 21, 34, 39, 43, 52, 59, 62, 65, 69 участником предложены светильники с габаритами 230x150x51 мм, материал корпуса предложен из поликарбоната.

Вышеуказанные предложенные в заявке ООО «ТД Небесный свет» характеристики светильников (габариты, материал корпуса) не соответствуют характеристикам, установленным Заказчиком в Опросных листах Документации о закупке.

Заявитель признает то обстоятельство, что в составе заявки ООО «ТД Небесный свет» предложен товар с характеристиками, отличающимися от установленных Заказчиком в Документации о закупке. Вместе с тем, Заявитель считает вышеуказанные несоответствия характеристик несущественными и не влияющими на потребительские свойства товара.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в опросных листах, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

Установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в опросных листах, в рассматриваемом случае не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Заказчик указывает, что частичная замена светильников уже произведена, установка моделей с отличными характеристиками будет являться нарушением проектных решений и единства общего дизайна помещений.

В соответствии с пояснениями АО «Транснефть-Приволга» рассматриваемые в данном случае характеристики светильников являются существенными для Заказчика. Доказательств обратного в материалы жалобы Заявителем не представлено.

В соответствии с пунктом 7.5.2 Положения о закупке Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае несоответствия предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям документации о закупке.

Таким образом, Конкурсной комиссией АО «Транснефть-Приволга», на основании пункта 7.5.2 Положения о закупке, правомерно принято решение об отклонении заявки участника 7 ООО «ТД Небесный свет» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право поставки осветительных устройств (1900-I01-К-05-01615-2020) (извещение № 32009284952, http://zakupki.gov.ru; процедура № sbr043-2006300068, http://utp.sberbank-ast.ru).

Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что указанные в опросных листах подобранные Заказчиком функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям АО «Транснефть-Приволга», что Законом о закупках не запрещено.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Как указывалось выше, отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в опросных листах характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФАС России от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19, жалоба на положения Документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

Доводы, указанные в жалобе ООО «ТД Небесный свет», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТД Небесный свет» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны