Предупреждение №11833/10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев материалы, направленные Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области (далее – Комитет) вх. № 7251-з от 31.07.2020, выявило в действиях Комитета  признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

01.07.2020 года между Комитетом и ИП <…> заключен договор № 3П-ар на аренду муниципального имущества сроком на 30 дней.
В соответствии с указанным договором арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение следующее имущество, находящееся на территории Кинель-Черкасского района Самарской области:  здание КНС №1 площадью 43,90 кв.м. с кадастровым номером: 63:23:1606002:300.
 Таким образом, договор заключен в отношении муниципального имущества – объекта водоснабжения.
В качестве основания для заключения указанного договора Комитет ссылается на пункт 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Вместе с тем, как следует из материалов вх. 5831-з от 19.06.2020, направленных  Комитетом письмом  от 18.06.2020 № 01/1025, 29.05.2020 между Комитетом и ИП <…> был заключен аналогичный договор № 3П-ар от 01.07.2020 на аренду муниципального имущества сроком на 30 дней.
В соответствии с указанным договором арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение следующее имущество, находящееся на территории Кинель-Черкасского района Самарской области:  здание КНС № 1 площадью 43,90 кв.м. с кадастровым номером: 63:23:1606002:300.
Таким образом, Комитетом в течение шести последовательных календарных месяцев были предоставлены права на муниципальное имущество на срок, превышающий  тридцать календарных дней без проведения конкурсов или аукционов.

Вместе с тем, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Так, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о концессионных соглашениях) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В силу части 1 статьи 41.Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных вышеназванным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). 
Письмом ФАС России от 14.06.2016 № АД/40064/16 даны разъяснения по вопросу передачи прав владения и (или) пользования систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно позиции ФАС России, содержащейся в указанных письмах, передача прав владения и (или) пользования в отношении:
- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых менее 5 лет, осуществляется по договору аренды или концессионному соглашению;
- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически вязанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

При указанных выше обстоятельствах договор № 3П-ар от 01.07.2020 заключен с    нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством.
Допущенные при заключении данного договора нарушения затрагивают экономические интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по приобретению прав владения и (или) пользования поименованными выше объектами водоснабжения по концессионному соглашению. Заключение иного договора  в отношении объектов водоснабжения, водоотведения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияет на развитие добросовестной конкуренции, создает преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок тепло-, водоснабжения, водоотведения с использованием указанных объектов.   
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения - недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.
Таким образом, действия (бездействие) Комитета, выразившиеся в передаче объектов водоснабжения и водоотведения по договору № 3П-ар, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, согласно письму Комитета от 30.07.2020 № 01/1047 в настоящее время Комитетом ведется активная работа по заключению концессионного соглашения с ИП <…>, который планирует ближайшее время выступить с инициативой заключения концессионных соглашений, объектами которых являются объекты холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Комитет о необходимости в срок до 15 октября 2020 года прекращения действий, выразившихся в передаче объектов водоснабжения и водоотведения по договору № 3П-ар от 01.07.2020, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем возврата в муниципальную казну имущества, переданного по договору № 3П-ар от 0107.2020: здания КНС №1 площадью 43,90 кв.м. с кадастровым номером: 63:23:1606002:300.
 О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Руководитель
Самарского УФАС России                                                                                                <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны