Предупреждение №1039/6 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ 
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление Товарищества Собственников Жилья «Московское шоссе 298А» (далее – ТСЖ) о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также Общество, региональный оператор) при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
В заявлении ТСЖ, наряду с иными, содержатся доводы о том, что региональный оператор в отсутствие правовых оснований устанавливает для отдельных потребителей – физических лиц, в том числе членов ТСН «Эколайф», способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. При этом при заключении договора с ТСЖ в аналогичных обстоятельствах ООО «ЭкоСтройРесурс» определил порядок коммерческого учета объемов ТКО исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Указанное, по мнению заявителя, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей и свидетельствует о наличии в действиях регионального оператора признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.
Самарским УФАС Росси на основании части 1 статьи 25, части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции в целях установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства направлен запрос в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» о предоставлении документов и сведений, необходимых для рассмотрения заявления. Письмом от 15.01.2021 г. № ЭСР-1874/21 Общество представило запрашиваемую информацию.
По результатам рассмотрения полученных документов и сведений Самарским УФАС России установлено следующее.

1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и иными подзаконными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Исходя из раздела V указанной формы стороны при заключении договора согласовывают порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета), предусматривают несколько способов коммерческого учета ТКО. Так, в пункте 5 указанных Правил определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
При этом пунктом 8 Правил коммерческого учета установлено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, коммерческий учет объемов ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, в случае организации раздельного накопления ТКО. Следовательно, в случаях, если раздельное накопление ТКО не организовано и у потребителя отсутствуют контейнеры для накопления ТКО на контейнерной площадке, организованной в соответствии с требованиями действующего законодательства, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. 

2. Самарским УФАС России установлено, что ТСЖ направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора по обращению с ТКО (письмо от 05.03.2020 г. № 6).
Письмом от 26.03.2020 г. № ЭСР-14224/20 ООО «ЭкоСтройРесурс» указало на невозможность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, в связи с отсутствием необходимого количества контейнеров для накопления ТКО и отсутствием раздельного накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В связи с чем региональным оператором предложено заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с условием о порядке коммерческого учета объемов ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Как следует из полученных антимонопольным органом документов и пояснений, указанный вид коммерческого учета объемов ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, применяется в отношении всех физических лиц на территории Самарской области, за исключением граждан, являющихся членами ТСН «Эколайф».
Исходя из письма ООО «ЭкоСтройРесурс» от 15.01.2021 г. № ЭСР-1874/21, с указанным Товариществом заключен договор от 23.12.2019 г. № ТКО-14046 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому коммерческий учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Представленные документы и сведения свидетельствуют о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» не имело правовых оснований для коммерческого учета объема ТКО физических лиц, в том числе состоящих в ТСН «Эколайф», расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. 
При этом цена, которую потребитель обязан внести за оказание соответствующей услуги в адрес регионального оператора, зависит от способа коммерческого учета объемов ТКО, согласованного сторонами по договору.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов либо на основании объема вывезенных контейнеров, что следует из пунктов 9(1) – 9(4) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.
Таким образом, установление региональным оператором для физических лиц в отсутствие правовых оснований различных способов коммерческого учета объемов ТКО приводит к необоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.
С учетом изложенного, данные действия регионального оператора являются ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, получающих услугу по обращению с ТКО.

3. Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования являются 2019-2020 гг.
Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.
Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области. 
Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, полученные в ходе проведения анализа документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, ИНН: 6316186232), имеющее статус регионального оператора.
Указанное Общество является победителем конкурсного отбора, проведенного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по результатам конкурса между сторонами заключено соглашение от 01.11.2018 г.
С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются физические лица (население), в процессе деятельности которых образуются ТКО, как заключившие договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором, так и те, которые объединились в ТСЖ, ТСН, выбрали управляющую организацию для расчета за коммунальные услуги с региональным оператором.
По результатам настоящего анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.
Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о том, что на региональном рынке услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019 г. осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%.
Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на изученном товарном рынке. Самарским УФАС России установлено, что на момент выдачи настоящего предупреждения положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на данном товарном рынке не изменилось. По результатам анализа состояния конкуренции на рынке обращения с ТКО Самарским УФАС России подготовлен аналитический отчет.  

4. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что в результате использования им доминирующего положения на товарном рынке наступают или могут наступить негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке обращения с ТКО в зоне своей деятельности, соответствующей территории Самарской области.
Потребители в лице физических лиц не имеют правовой возможности обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному хозяйствующему субъекту, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс».
В свою очередь, ООО «ЭкоСтройРесурс» на текущий момент не имеет правовых оснований для коммерческого учета объемов ТКО указанной категории потребителей исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО в связи с тем, что на территории Самарской области не организовано раздельное накопление ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем, применяя в отношении отдельных потребителей указанный способ коммерческого учета объемов ТКО, региональный оператор допускает неравный подход при расчете платы за оказанные услуги в отношении одной категории потребителей – физических лиц (населения). 
Указанное свидетельствует об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, которые вносят плату за услугу по обращению с ТКО с применением в их отношении коммерческого учета объемов ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Таким образом, действия регионального оператора по установлению для указанного круга потребителей (физических лиц) различных цен на одну и ту же услугу – услугу по обращению с ТКО – указывают на наличие признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России предупреждает ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до «05» марта 2021 года путем:
- совершения действий, направленных на установление цен на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц, являющихся членами ТСН «Эколайф», на экономически, технологически и иным образом обоснованном уровне в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505.
- разработки на основе норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, комплекса мер, направленных на недопущение экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, если иное не установлено федеральным законом.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. 
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).


Руководитель
Самарского УФАС России                                                                                                   <…>


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны