Решение б/н № 063/05/5-239/2023 от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-239/2023

 

27 июня 2023 г.                                                                                                                         г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/5-239/2023, возбужденное в отношении ИП … по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя:

заявителя - Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (..), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80090084230451 с пометкой «вручение адресату почтальоном 17.05.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 194 от 15.05.2023, чеком 15.05.2023;

в отсутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ИП … (…), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80090084230468, 800900084230475 с пометкой «неудачная попытка вручения 25.05.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 194 от 15.05.2023, чеком 15.05.2023;

заинтересованного лица –———

эксперта –———

переводчика –———

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили обращения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары (….), … (вх. № 2871/23 от 15.03.2023г.), Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара (вх. № 2992/23 от 17.03.2023г.) по вопросу выявления факта размещения рекламной конструкции общественного питания по адресу: г. Самара, ул. Московское шоссе, 25Б следующего содержания: «ЖУЙ (слово ЖУЙ выполнено так, что воспринимается как слово «Х..Й) еще больше..Холодные роллы… чай ..», а также конструкции названия ресторана «ЖУЙ» Автороллы Японская кухня скоро открытие Авторесторан 24 часа».

 Данная реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства, а именно части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Самарским УФАС России был направлен запрос (исх. № 1440/8 от 02.03.2023г.) в Администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара.

В ответ на данный запрос Администрация сообщила, что по адресу: г. Самара, ул. Московское шоссе, 25Б осуществляет ИП … (…).

Самарским УФАС России также сделан запрос ПАО «МегаФон» (исх. № 1439/8 от 02.03.2023г.) о предоставлении информации о пользователе абонентского номера телефона 8 937 996 87 77 (данный номер телефона был указан в дубльГИС по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 25Б). В ответ ПАО «МегаФон» (вх. № 2844-ЭП/23 от 15.03.2023г.) сообщило, что абонентский номер 89379968777 выделен физическому лицу …на основании договора на оказание услуг № 999999999379966622221746722111010001022200111111111 от 19.09.2016г.). Согласно сведениям оператора, указанный абонент зарегистрирован по адресу: (г. Самара, ул. Никитинская, д. 21).

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является товар (японские роллы).

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Внимание потребителей в рассматриваемой рекламе акцентируется на слове «ЖУЙ».

Акцент на данном слове сделан благодаря выбору крупного шрифта, особого декоративного неформального рукописного шрифта (надпись кисточкой) с использованием широких и узких линий, где буква Ж благодаря узкой и короткой средней линии похожа на букву Х, и может читаться как буква «Х» особенно при быстром восприятии на расстоянии. В результате слово «ЖУЙ воспринимается как слово «Х..Й» в выражении «Х..Й» еще больше». Данное слово относится к русскому мату, то есть к бранным словам и выражениям, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенным преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.

Исходя из вышеуказанной нормы, следует, что данная реклама нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6,7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Cамарское УФАС России возбудило производство по делу № 063/05/5-239/2023 по признакам нарушения рекламного законодательства.

В рамках рассмотрения дела 063/05/5-239/2023 Самарское УФАС России направило запросы доценту кафедры русского языка и массовой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика …» ..., Росреестр по Самарской области.

Доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П Королева» …в ответ на запрос сообщила, что шрифт вывески кафе «ЖУЙ» преднамеренно стилизован таким образом, что особенно издали буква «Ж», у которой уменьшена длина средней линии, читается как «Х», таким образом, в названии кафе используется ненормативная лексика «Х..Й», что является грубым нарушением этических норм и позволяет квалифицировать данную наружную рекламу как ненадлежащую, нарушающую российское законодательство.

Филиал ППК «Роскадастр» по Самарской области в ответ на запрос сообщил, что в ЕГРН отсутствуют сведения о здании, а также о земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский р-он, Московское шоссе, 25Б.

Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара сообщила, что рекламная конструкция «ЖУЙ» по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 25Б, демонтирована.

Рассмотрев материалы дела № 063/05/5-239/2023, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы.

Объектом рекламирования выступили японские роллы ресторана «ЖУЙ».

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Внимание потребителей в рассматриваемой рекламе акцентируется на слове «ЖУЙ».

Акцент на данном слове сделан благодаря выбору крупного шрифта, особого декоративного неформального рукописного шрифта (надпись кисточкой) с использованием широких и узких линий, где буква Ж благодаря узкой и короткой средней линии похожа на букву Х, и может читаться как буква «Х» особенно при быстром восприятии на расстоянии. В результате слово «ЖУЙ воспринимается как слово «Х..Й» в выражении «Х..Й» еще больше». Данное слово относится к русскому мату, то есть к бранным словам и выражениям, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенным преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений.

Расположение слова «ЖУЙ» предполагает двойственность в восприятии текста.

Таким образом, рассматриваемых рекламах содержится признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель  и рекламораспространитель.

ИП … является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Обращения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары (вх. №№ 1922-ЭП/23 от 21.02.2023, 2125/23 от 27.02.2023, 2297/23 от 02.03.2023), … (вх. № 14.03.2023г.), … (вх. № 2871/23 от 15.03.2023г.), Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа Самара (вх. № 2992/23 от 17.03.2023г.);
  2. Служебная записка Самарского УФАС России от 21.03.2023г.;
  3. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-239/2023 от 21.03.2023г;
  4. Материалы дела № 063/05/5-239/2023.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Лас Вегас», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП … следующего содержания: «ЖУЙ (слово ЖУЙ выполнено так, что воспринимается как слово «Х..Й) еще больше..Холодные роллы… чай ..», а также конструкции названия ресторана «ЖУЙ» Автороллы Японская кухня скоро открытие Авторесторан 24 часа», поскольку она содержит нарушение требований ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП …

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

                                                                                                                            …

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны