Определение б/н Определение от 6 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 063/05/5-610/2023

 

6 сентября 2023 г.                                                                                                                г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –  <...>

            Члены Комиссии –   <...>

рассмотрев дело №063/05/5-610/2023, возбужденное в отношении                                     <...> и по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи,

в отсутствие:

заявителя – <...> ..лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором <...>, с атрибутом «Вручение адресату 17 авг. 2023, 10:14», списком внутренних почтовых отправлений от 07.08.2023, чеком ККМ от 07.08.2023;

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –  

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <...>

заинтересованного лица –———;

эксперта –———;

переводчика –———.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление  

Самарским УФАС России установлено следующее:

В подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: г. Самара, мкр Крутые ключи, бульвар Ивана Финютина, д. 35 размещена рекламная листовка следующего содержания: «УВАЖАЕМЫЕ ЖИЛЬЦЫ! В КРУТЫХ КЛЮЧАХ ПРОХОДИТ АКЦИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ И ОСТЕКЛКЕНИЮ БАЛКОНА КОМПАНИЯ ГЕРМЕС, …. В правом верхнем углу листовки размещено изображение древнегреческого бога Гермеса, ниже расположено изображение балконов и надпись: «ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (пункт 2 статьи З ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку направлена на неопределенный круг лиц, распространяется по средством рекламных листовок и имеет в качестве объекта рекламирования услуги по расширению и остеклению балконов.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Таким образом, в рекламной листовке надпись «ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В рекламе также указывается на то, что «ПРОХОДИТ АКЦИЯ».

Акция /промоакция (англ. Promo — рекламный; лат. Actio — действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели) — это вид рекламной активности компании (предприятия, учреждения, организации), путём которой узнают о товаре (услуге)

Промоакция — это совокупность действий, направленных на продвижение продукта или услуги, которые воздействуют на целевую аудиторию (потенциальных потребителей). Воздействие может в том числе стимулирующее: получить бесплатно продвигаемый продукт при покупке определенного количества продукта, получить подарок за покупку товара (пользования услугой), получить скидку на покупку товара или услуги и т.д.

Под стимулирующим мероприятием в соответствии со статьей 9 Закона о рекламе понимается лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Закон о рекламе содержит специальные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, которая должна содержать сведения о сроках проведения стимулирующих мероприятий, источник информации об организаторе таких мероприятий, о правилах проведения, о призах, сроках, месте и порядке их получения.

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» разъяснено, что в такой рекламе может быть указан лишь источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, но сам он может в рекламе непосредственно не называться.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей. 

С учетом изложенного в рекламе надпись «ПРОХОДИТ АКЦИЯ» распространявшейся в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: г. Самара, мкр Крутые ключи, бульвар Ивана Финютина, д. 35, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи З ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Самарским УФАС России установлено, что телефонные номера: 8-927-720-64-22 и 229-81-51, размещенные в рекламе принадлежат <...> <...>  соответственно.

Таким образом, в отношении <...> было возбуждено дело № 063/05/5-610/2023 о нарушении пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В рамках рассмотрения дела в адрес Заявителя направлялся запрос об истребовании дополнительной информации, однако ответ на него не поступил.

В материалы дела от поступили письменные пояснения (вх. № 10446-ЭП/23 от 24.08.2023), из которых следовало, что надпись «ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на рекламную листовку добавлена кем-то наборной печатью синим цветом (предположил, что это сделали конкуренты). В подтверждение данного довода представил две рекламные листовки, одну, изготовленную им в офисе без спорной надписи, а другую с надписью.

В отношении надписи «ПРОХОДИТ АКЦИЯ» пояснил, что акция действительно проходила в мае, оконные конструкции продавались по стоимости ниже рыночной, т.к. одномоментно было закуплено большое количество однотипных оконных конструкций.

Кроме того, из письменных пояснений следовало, что изготовление и распространение рекламных объявлений производилось в офисе на принтере своими силами. Листовок было изготовлено 100 штук, распространялись они в районе «Кошелев проект» в течении одного месяца.

Также, поступили письменные пояснения от <...> (вх. № 10446-ЭП/23 от 24.08.2023), согласно которым, в объявлении которое напечатано на принтере нет надписи «ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», эта надпись добавлена отдельно наборной печатью и отличается синим цветом (также предположила, что это сделали конкуренты).  

Акция действительно проходила, в мае оконные конструкции продавались по стоимости ниже рыночной.

Изготовление и распространение рекламных объявлений производилось в офисе на принтере своими силами. Листовок было изготовлено 100 штук, распространялись они в районе «Кошелев проект» в течении одного месяца.

На заседании комиссии 6.09.2023г. <...> и представитель – письменные пояснения поддержали.

<...> добавил, что изображение древнегреческого бога Гермеса и наименование компания «Гермес» являются коммерческим обозначением ИП

Комиссия Самарского УФАС России, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела, приходит к следующим выводам: договора на изготовление и распространение рекламных листовок не имеется, доказательства нанесения на рекламную листовку надписи «ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» или отсутствуют, акция действительно проходила в районе «Кошелев проект» в течении одного месяца (май, 2023г.).

Таким образом, Самарское УФАС России пришло к выводу о том, что отсутствуют достаточные доказательства наличия в действиях и признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел, возбужденных   по   признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                       ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 063/05/5-610/2023 прекратить.

 

 

Председатель Комиссии         <...> 

 

Члены Комиссии                   <...>                                                                   

                                                                                                                     

                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны