Определение №36-14131-18/10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 36-14131-18/10 О НАРУШЕНИИ А... от 9 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 36-14131-18/10 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«09» января 2019 года                                                                                                       г. Самара

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Самарское УФАС России из Управления экономической безопасности и противодействии коррупции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее – ГУ МВД России по Самарской области) поступили материалы о нарушении Администрацией сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства в области похоронного дела.

В результате рассмотрения материалов установлено следующее.

09.01.2017 между Администрацией и ООО «Спец Ритуал Сервис» заключено соглашение о сотрудничестве по содержанию кладбищ в рамках организации ритуальных услуг и мест захоронения (далее – Соглашение), сроком до 31.12.2017 г.

Согласно пункту 1.1 Соглашения по настоящему соглашению участники обязуются совместно действовать в области содержания, обслуживания, благоустройства мест захоронения на общественном кладбище, а также на вероисповедальных участках кладбища, находящихся в ведении Администрации, расположенных на территории с.п. Верхняя Подстепновка Волжского района Самарской области на территориях земельных участков и объектов, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми действующим законодательством и настоящим соглашением.

В силу пункта 1.2 Соглашения стороны обязуются совместно действовать в целях реализации предмета настоящего соглашения – содержания мест захоронения для недопущения неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека, а также организации предоставления ритуальных услуг населению надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 3.1.3 Соглашения ООО «Спец Ритуал Сервис» обязуется осуществлять благоустройство, содержание мест погребения, расположенных на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка надлежащего качества, в том числе с привлечением третьих лиц по договорам, соглашениям.

Согласно пункту 3.1.4 Соглашения ООО «Спец Ритуал Сервис» обязуется оказывать населению гарантированный перечень услуг по погребению по тарифам, установленным Администрацией в рамках действующего законодательства.

Исходя из изложенного, на основании указанного соглашения благоустройство и содержание мест погребения осуществляется ООО «Спец Ритуал Сервис». Кроме того, ООО «Спец Ритуал Сервис» оказывает населению гарантированный перечень услуг по погребению.

Из представленных документов следует, что заключению данного соглашения предшествовало письмо ООО «Спец Ритуал Сервис» (б/н, без даты), направленное в адрес Администрации с предложением заключения соглашения о сотрудничестве по содержанию кладбищ в рамках организации ритуальных услуг и мест захоронения.

 

В соответствии пунктом 4.3 Соглашения настоящее соглашение считается заключенным со дня его подписания и действует до 31.12.2017 года. Соглашение считается пролонгированным на тот же срок, если ни одной из сторон не заявлено о его расторжении. Соглашение может быть расторгнуто одной из сторон с письменным уведомлением за тридцать дней до срока прекращения его действия.

Из опроса должностного лица Администрации - заместителя Главы Администрации от 13.09.2018 следует, что указанное соглашение в настоящий момент не расторгнуто.

Документы, подтверждающие расторжение указанного соглашения, в Самарское УФАС России Администрацией представлены не были.

Указанное свидетельствует о пролонгации соглашения в соответствии с пунктом 4.3 Соглашения.

 

В соответствии пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно статье 25 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 24 статьи 7 Устава сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, принятого решением Собрания представителей сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области от 23.06.2014 № 174, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством вопросы, связанные с организацией похоронного дела и содержанием мест захоронения отнесены к компетенции Администрации.

 

Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении специализированная служба гарантирует супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Учитывая изложенное, действующим законодательством предусмотрена возможность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

Постановлением Администрации от 08.02.2018 № 7/1-р определена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Из представленных документов следует, что ООО «Спец Комбинат» фактически осуществляет функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в части оказания услуг, предусмотренных гарантированным перечнем.

 

Как следует из Закона об общих принципах организации местного самоуправления, Закона о погребении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

Статьей 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в статье 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Исходя из изложенного, удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно осуществляться посредством процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Проведение мероприятий, предусмотренных Законом о контрактной системе, направлено на обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Выполнение работ по содержанию и благоустройству общественных кладбищ направлено на удовлетворение муниципальных нужд и должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а именно путем проведения конкурентных процедур.

Несоблюдение установленного законодательством порядка лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право выполнять соответствующие работы, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

 

Исходя из вышеизложенного, положения Соглашения не соответствуют Закону о погребении, Закону об общих принципах организации местного самоуправления. Кроме того, Соглашение заключено без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В результате достигнутого соглашения, ООО «Спец Ритуал Сервис» являясь хозяйствующим субъектом и осуществляя хозяйственную деятельность на рынке ритуальных услуг, поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном товарном рынке.

Таким образом, заключение Администрацией с ООО «Спец Ритуал Сервис» Соглашения в отсутствие конкурентных процедур создало преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение подобного соглашения.

 

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из взаимосвязанного анализа положений Закона «О защите конкуренции» следует, что под соглашениями, указанными в статье 16 Закона «О защите конкуренции», понимаются любые договоренности между органами власти или иными осуществляющими функции указанных органов органами и хозяйствующими субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.), факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

При этом квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона «О защите конкуренции» выступают реальные или возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды.

 

Исходя из вышеизложенного, в действиях Администрации и ООО «Спец Ритуал Сервис» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Самарского УФАС России от 26.12.2018 № 122 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией (443532, Самарская обл., Волжский р-н, п. Верхняя Подстепновка, ул. Специалистов, 18), ООО «Спец Ритуал Сервис» (446213, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Шоссейная, д. 8А, оф. 1) статьи 16 Закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 36-14131-18/10 к рассмотрению на «15» февраля 2019 года в 14 часов 30 минут в помещении Самарского УФАС России (443086, г. Самара, ул. Ерошевского, 3а, тел. (846) 200-15-42, к. 455).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 36-14131-18/10 в качестве:

- заявителя: ГУ МВД России по Самарской области (443068, г. Самара, ул. Соколова, 34);

- ответчиков: Администрация (443532, Самарская обл., Волжский р-н, п. Верхняя Подстепновка, ул. Специалистов, 18), ООО «Спец Ритуал Сервис» (446213, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Шоссейная, д. 8А, оф. 1).

3. Администрации представить в срок до «28» января 2019 года следующие документы и сведения:

3.1. Сведения об общественных кладбищах, находящихся на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области (с указанием адреса, площади, лица, в собственности/пользовании которого находится кладбище, с приложением подтверждающих документов).

3.2. Письменные пояснения относительно причин и оснований заключения Соглашения от 09.01.2017 с ООО «Спец Ритуал Сервис» (со ссылками на нормативно-правовые акты и приложением подтверждающих документов).

3.3. Сведения о продлении/непродлении срока действия Соглашения от 09.01.2017 (с приложением подтверждающих документов).

    1. Информацию относительно проведения/непроведения конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе при заключении Соглашения от 09.01.2017 (с приложением подтверждающих документов).

В случае непроведения указанных процедур представить письменные пояснения относительно правомерности заключения Соглашения без проведения конкурентных процедур (со ссылками на нормативно-правовые акты и приложением подтверждающих документов).

    1. Копии документов, подтверждающих оплату услуг ООО «Спец Ритуал Сервис» по содержанию кладбищ и мест захоронения в рамках Соглашения от 09.01.2017.
    2. Письменные пояснения относительно вышеизложенных обстоятельств в настоящем Определении.
    3. Иные документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.

4. ООО «Спец Ритуал Сервис»  представить в срок до «28» января 2019 года следующие документы и сведения:

    1. Общие сведения об ООО «Спец Ритуал Сервис» по прилагаемой форме.
    2. Копию устава ООО «Спец Ритуал Сервис» в редакции, действующей на дату представления.
    3. Сведения (информацию) о лицах, входящих в одну группу лиц с ООО «Спец Ритуал Сервис» по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293.
    4. Сведения (информацию) об основных видах деятельности ООО «Спец Ритуал Сервис» за период 2016, 2017, 2018, истекший период 2019 г.
    5. Сведения об основных показателях хозяйственной деятельности в соответствии с Приложением № 2, за период 2016 г., 2017 г., 2018 г., истекший период 2019 г. (отдельно за каждый период).
    6. Подробный перечень оказываемых ООО «Спец Ритуал Сервис» услуг, выполняемых работ, производимой и реализуемой продукции, с приложением прейскуранта цен на услуги, работы, продукцию.
    7. Копии документов, устанавливающих правовой статус ООО «Спец Ритуал Сервис» в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, а также документы о наделении указанного хозяйствующего субъекта функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории указанного сельского поселения (в случае наличия документов в открытом доступе в сети Интернет, указать адрес страницы в сети Интернет, на которой размещены указанные документы (соответственно такие документы представлять в Самарское УФАС России не требуется).
    8. Бланк заявления на оказание услуг по организации похорон (ритуальные услуги), в том числе включенных в гарантированный перечень услуг, со всеми имеющимися приложениями.
    9. Копии заявлений, представленных в ООО «Спец Ритуал Сервис», на оказание услуг по организации похорон (ритуальные услуги) на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, в том числе включенных в гарантированный перечень услуг, за 2016 г., 2017 г., 2018 г., истекший период 2019 г. (3-5 заявлений за каждый период).
    10. Типовой договор на оказание услуг по организации похорон (ритуальные услуги), в том числе включенных в гарантированный перечень услуг (со всеми приложениями, дополнительными соглашениями).
    11. Копии договоров на оказание услуг по организации похорон (ритуальные услуги) на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, в том числе включенных в гарантированный перечень услуг (со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, изменениями, протоколами разногласий, протоколами согласования разногласий), заключенных ООО «Спец Ритуал Сервис» с лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, за 2016 г., 2017 г., 2018 г., истекший период 2019 г. (3-5 договоров за каждый период).
    12. Копии документов, подтверждающих возмещение ООО «Спец Ритуал Сервис» стоимости оказанных услуг на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению, за период 2016, 2017, 2018 г., истекший период 2019 г. (3-5 документов за каждый период).
    13. Копии соглашений (договоров) в области организации похоронного дела, оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню, содержания кладбищ на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, заключенных с Администрацией, в том числе прекратившие свое действие, за период 2016, 2017, 2018, истекший период 2019 гг. (со всеми имеющимися приложениями и дополнительными соглашениями).
    14. Копию Соглашения от 09.01.2017, заключенного с Администрацией (со всеми имеющимися приложениями и дополнительными соглашениями).
    15. Копию имеющейся переписки (писем) с Администрацией по вопросам организации похоронного дела, оказания услуг согласно гарантированному перечню, содержания кладбищ на территории сельского поселения Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области, за период 2016, 2017, 2018, истекший период 2019 г.
    16. Копии совместных планов мероприятий по благоустройству и содержанию территорий мест погребения, разработанных во исполнение пункта 2.1 Соглашения от 09.01.2017.
    17. Сведения о наличии/отсутствии гражданско-правовых договоров (соглашений) по благоустройству и содержанию мест погребения с третьими лицами – специализированными строительными, техническими, проектными, землеустроительными, кадастровыми организациями в рамках пунктов 2.1 и 3.1.5 Соглашения от 09.01.2017 (при наличии приложить копии договоров со всеми имеющими приложениями и дополнительными соглашениями, копию имеющейся переписки по вопросу заключения указанных договоров, а также предварительное согласие Администрации о привлечении к оказанию услуг третьих лиц).
    18. Копии документов, подтверждающих оплату Администрацией услуг по содержанию кладбищ и мест захоронения в рамках Соглашения от 09.01.2017.
    19. Сведения о продлении/непродлении срока действия Соглашения от 09.01.2017 (с приложением подтверждающих документов).
    20. Письменные пояснения относительно вышеизложенных обстоятельств в настоящем Определении.

4.21. Иные документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.

5. ГУ МВД России по Самарской области вправе представить документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.

 

Приложение:

  1. Приложение № 1 – на 1 л. в 1 экз.
  2. Приложение № 2 – на 1 л. в 1 экз.

 

Копии представленных документов должны быть заверены надлежащим образом.

Запрашиваемую информацию необходимо представить со ссылкой на конкретный пункт настоящего Определения.

 

В соответствии со статьей 43 Закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны